Вводное слово



жүктеу 5.03 Kb.
Pdf просмотр
бет1/13
Дата08.02.2017
өлшемі5.03 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Сергей Максимов: «Русские воинские традиции» 
Сергей Григорьевич Максимов
Русские воинские традиции
ВВОДНОЕ СЛОВО
Великое нещастие для прямого сына Отечества, ежели он не знает нравов и обычаев своего народа,
и крайний стыд, когда он, оказав пренебрежение к получению сего сведения, заимствует из единой
суетности нравы и обычаи иностранные, которые делают его в глазах народа смешным и
презрительным, а для услуг Отечества не только неспособным, но и опасным.
Граф Воронцов
Истоки нашей культуры находятся в нашей истории. Поэтому нам так важно изучать ее, что-
бы не потеряться сейчас и быть уверенным в грядущем.
История неоднократно доказывала, что сила и достоинство государства зиждутся, в том чис-
ле, на мощи его вооруженных сил. Воины всегда находятся на острие любого столкновения циви-
лизаций, государств, сообществ и являются важнейшей составляющей любой культуры, рассчиты-
вающей на выживание.
Воинские традиции имеют очень давнюю историю. Первоначально воевали все способные к
битве члены племени, включая женщин, затем из них выделились особенно сильные и искусные во
главе с вождем, задачей которых стали война с внешними врагами и наведение порядка внутри
собственной общины.
С усложнением общественных отношений профессия воина становится одной из наиболее
почетных и закрытых для непосвященных, оформляется определенными ритуалами и легендами,
например, о нечеловеческих способностях, секретных приемах, связях с потусторонней силой.
Можно уверенно сказать, что эффективность армии, как массового вооруженного формирова-
ния, обеспечивается не мастерами боевых единоборств, а выучкой, боевым духом и единством. На-
стоящая армия образуется после выделения победоносных традиций. Войско не просто состоит из
определенного   количества   индивидуумов,   вооруженных   определенными   навыками   и   оружием.
Войско сильно прежде всего своим единством. А единство это определяют традиции, дисциплина,
честь,   сила   военного  духа.   Достаточно   вспомнить   победы   монгольской   армии   Чингисхана   над
многочисленными, хорошо вооруженными, но уступающими по сплоченности и дисциплине сред-
невековыми войсками разных стран и народов. Этим же умением славились и солдаты непобеди-
мого за 30 лет непрерывной службы генералиссимуса А.В. Суворова.
Представляется уместным привести выдержки из книги князя Александра Александровича
Ливена «Дух и дисциплина нашего флота» (1908 г.), капитана 1 го ранга, в дальнейшем вице-адми-
рала Русского флота:
«В войсках военный дух бывает прямо пропорционален корпоративному… В военном миро-
созерцании нет отдельных воинов – людей, офицеров, солдат, матросов, есть лишь воины части…
Принцип военного дела есть принцип меча. Меч должен состоять из самого крепкого материала, а
ударить он должен не плашмя, а острием, чтобы вся живая сила удара сосредоточилась на остром
его краю. Так и войско, составляя крепко сплоченную среду, должно сосредоточить всю силу воли
всех своих членов на одну указанную цель. Крепости стали соответствуют сплоченность и дух
войска, а острию меча – его дисциплина. Вот два отличительных качества хорошего войска».
История породила целые «потомственные», сословные виды войск, которые на протяжении
длительного времени играли и играют в своих странах выдающуюся роль, создавая культурные об-
разы, привлекающие  внимание  писателей,  художников,  музыкантов и других  творцов.  Навечно
останутся в памяти подвиги отдельных героев, дружин, армий и целых стран. А сколько их не
осталось в памяти, стертых неумолимым временем.
Спарта дала миру образ закаленного воина-спартанца. Прообразом современных дисципли-
нированных армий стали римские легионы, а маневренной, непредсказуемой силой запомнились
скифы и казаки. Средневековая Западная Европа дала миру образ рыцаря. Русь знаменита своими
богатырями. Кавказ создал образ витязя-горца. Османская империя – янычар. Азия – арабских вои-
нов и монголов. Индия – кшатриев и раджпутов. Китай – просветленных мастеров рукопашной
схватки. Япония – самураев и ниндзя. Америка – гордых индейских воинов. Эти воинские группы
имеют   свою   древнейшую   историю   и   традиции,   влияющие   на   все   общество.   Одновременно

Сергей Максимов: «Русские воинские традиции» 
воинство является отражением того общества, которому оно служит.
Любой народ тратит большую или меньшую часть своих жизненных сил и исторического
времени на войну, на отстаивание своего права на существование, на защиту им созданного. Не ис-
ключение из этого исторического правила и славянские народы, составившие костяк того конгло-
мерата племен и народов, который называется Россией.
Военное дело славян, особенно на территории России и современной Украины, в отечествен-
ной и в зарубежной историографии не нашло достаточного отражения. Мало того, делаются плано-
мерные попытки лишить славян славного прошлого, хотя славяне в настоящее время являются
самой многочисленной ветвью народов, говорящей на языке индоевропейской языковой семьи, и
являются самыми многочисленными в Европе. Воинские традиции восточных славян, где и нахо-
дятся корни наших воинских устоев, до эпохи образования Киевской Руси (IX в.), практически не
рассматривались.
В данном сочинении рассматривается зарождение ратного духа и традиций Руси, которые
позволили стране выстоять в тяжелейших условиях, стать и остаться самым большим государ-
ством в мире.
Многие материалы и обобщения, особенно касающиеся ранней истории славяно-русов (до
Р.Х. и первые столетия н.э.) и воинства Руси (до эпохи Крещения X века), были отрывочны и поли-
тизированы, при этом зачастую написаны языком официальной науки, малопонятным неспециали-
стам.
Древнейшие славяно-русы использовали особенности земли своей и одни из первых в Евро-
пе строили протогорода (поселения Трипольской культуры, Аркаим – «Страна городов» на Южном
Урале), а в дальнейшем – грандиозные оборонные сооружения (Змиевы и Трояновы валы) для за-
щиты от многочисленных врагов.
В главе «Оружие Древней Руси» кратко повествуется об истории русского оружия.
Традиции и обряды неразделимы, поэтому рассмотрены вопросы обрядовой составляющей
воинства: заговорной магии, посвящениям (инициациям) и оборотничеству, воинским союзам, иг-
рам, пляскам, музыке, песням…
Материалами для исследователей, изучающих прошлое, служат летописи и старинные сочи-
нения, археологические находки предметов вооружения древних славян, элементы росписи храмов
и жилищ. Весьма важной группой источников являются тексты традиционной воинской мифоло-
гии: волшебные богатырские сказки, старины-былины, песни, предания, заговоры и т.п. Большую
помощь в работе оказывают малые жанры (пословицы, поговорки, загадки и т.д.). Сюжеты многих
сказаний и легенд, как в капле воды, отразили архаичный комплекс воинских инициаций, ритуалов
и практик, которые преломились через традицию эпического творчества. Показательно, что подоб-
ные сюжеты, в народной среде постепенно изменяясь до сказочных, среди воинов-профессионалов
становились родом профессионального фольклора, именно об этом свидетельствует богатырская –
«врагоборческая» и колдовская, – «оборотническая»  тематика многих произведений.  Поэтому в
книге уделяется  достаточно места  фольклорной стороне воинской культуры:  былинам, сказкам,
песням, пословицам и поговоркам.
Рассматривается также наиважнейшее для понимания нашей истории понятие – русский на-
циональный характер и вытекающие из него уникальные особенности воинства российского, поз-
волившие не только устоять народу и государству в небывало трудных условиях существования, но
и превратиться в величайшую страну мира.
Во все времена России была свойственна национальная терпимость, в том числе как генети-
ческая память о едином индоевропейском прошлом многих народов. Поэтому верой и правдой
служили Руси воины, среди которых были не только сами русские, но и скандинавы, немцы, чуди-
ны, берендеи, кипчаки, татары, литвины, грузины, евреи и многие, многие другие.
Специфически русским в нашей воинской традиции был прежде всего ее носитель, и если у
человека русское восприятие мира, если он «за Россию», то он является именно русским воином.
Несомненно, вопросы чести являются важнейшими составляющими воинской культуры, поз-
воляющими создать идеологию служения обществу.
Также приведены выдержки из избранных произведений памятников литературы, посвящен-
ной данной тематике, и список основной используемой  литературы.  Этот комплекс источников
позволяет выявлять наиболее устойчивые архетипические черты русской воинской культуры, неиз-
менно воспроизводящиеся на протяжении веков. Накапливая и систематизируя разрозненную ин-

Сергей Максимов: «Русские воинские традиции» 
формацию, возможно построить достоверную картину развития и формирования на Руси воинской
культуры.
Воинский дух присущ не только представителям воинского сословия, но и всякому человеку,
сильному в своих убеждениях и делах. Поэтому книга эта может быть полезна не только профес-
сионалам, но и тем людям, которые хотят понять себя и приобрести навыки воина-победителя в
этой жизни.
Первое правило этого мира: каждый мужчина – это воин. Второе, весьма желательное прави-
ло: воин – это человек, достойный во всем.
Предполагаемый круг читателей обширный – все, кто интересуется воинскими традициями
России и ключевых сообществ, боевыми искусствами, психологией и историей, а также вопросами
самосовершенствования и самореализации в этой жизни.
Автор оставляет за собой право на оригинальные рассуждения и благодарит всех уважаемых
исследователей, фрагменты сочинений которых приведены в этой книге, и напоминает, что данный
труд не претендует на роль научного и исчерпывающего. А посему – с благодарностью примет лю-
бые замечания и дополнения.
Часть первая
РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ
КОРНИ СЛАВЯНО-РУСОВ
История в некотором смысле есть священная книга народов; зерцало их бытия и деятельности;
скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и
пример будущего.
Н.М. Карамзин
История Руси уходит корнями в глубокую древность. Родиной наших далеких предков была
Русская  (Восточно-Европейская)  равнина. После  великого Вюрм-Валдайского оледенения  здесь
сформировалась единая природная зона от Балтики до Уральского хребта. В это время на террито-
рии   современной   России   уже   существовали   первобытные   люди   –   неандертальцы   (Homo
neandertalensis), – современники мамонтов и шерстистых носорогов.
Около 40 000 лет назад, в начале позднего палеолита, место неандертальцев в Европе занима-
ет их соперник – человек современного физического типа, относящийся к Homo sapiens (Человек
разумный), – кроманьонец, отличавшийся чертами европоидной расы.
Около 35 тыс. лет назад на Европу надвинулся с севера последний мощный ледник. «Язык»
ледника, спустившись от Скандинавии к Альпам, разделил западную и восточную части Европы.
Свободными ото льда и пригодными для жизни в Европе оставались южные территории (южнее
Пиренейских гор и Альп), а также – Русская равнина (за исключением северо-западных областей),
что позволило здесь выжить первым разумным обитателям Европы.
Археологически подтверждено, что на территории современной Центральной России люди
расселялись с каменного века (стоянки: Костенки под Воронежем – до 40 тыс. лет до н.э., Сунгирь
под Владимиром – до 30 тыс. лет до н.э.), причем о достаточно высоком уровне развития говорят
разнообразные орудия труда и охоты, а также большое количество искусно сделанных украшений.
В поисках новых мест обитания в X – VIII тыс. до н.э. часть европейцев перекочевала на юг
по дорогам, по которым часть их предков шла на север. Особо важная тропа миграции вела в райо-
ны Ближнего Востока.
На юге пришельцы организовали Второй Иерихон (на месте разрушенного Первого – около
VII тыс. до н.э.), а на Крите самую раннюю европейскую цивилизацию – минойскую, по имени
царя Миноса, около IV – II тыс. до н.э., а позднее – государства Шумер, хеттов, микенцев, троян-
цев, ахейцев.
Возможно, приблизительно с VI тыс. до н.э. на землях современной России и Украины (се-
верное Причерноморье вплоть до Южного Предуралья, Приднепровье) окончательно формируется
европейская часть языковой и этнической общности племен, называемая в настоящее время индо-
европейцами, индоариями, ариями.
Некоторые исследователи считают, что на рубеже V – IV тыс. до н.э. в этом районе индоевро-

Сергей Максимов: «Русские воинские традиции» 
пейцы создали древнейшее на Земле государство – легендарную «Священную страну Аратту», к
которой относится «трипольская археологическая культура».
Объединение трипольцев эпохи неолита было достаточно хорошо организованным протого-
сударством. Найденные в могильниках V тыс. до н.э. с большим искусством выполненные булавы
с резной отделкой, шейные цепи и короны указывают на то, что уже тогда существовали структуры
правления во главе с вождями.
Керамическая модель трипольского дома. Трипольская культура
Скотоводы-индоевропейцы Каспийско-Черноморских степей впервые приручили коня; вско-
ре, в середине IV тыс. до н.э., кочевые племена нашли ему применение не только в скотоводстве и
охоте, но и в военном деле. Изобретение колесниц дало мощное преимущество ариям, вторгшимся
в Индию и на другие территории. Индоевропейцы распространялись всюду, где имели возмож-
ность пасти скот и в дальнейшем – возделывать земли и заниматься металлообработкой.
В III – II тыс. до н.э. произошло разделение родственных племен на ариев, расселившихся по
Европе, и индоариев, ушедших с прародины через Евразийские степи и Кавказ в Среднюю Азию и
далее к северу от Каспия, через степи современного Казахстана и Южный Урал на юг Средней
Азии.
При своем движении древние европейцы (культура «шнуровиков» и «боевых топоров») сна-
чала освоили Русскую равнину, дав начало праславянам, затем распространились далее, вбирая в
себя местные племена и создавая ядра греков, италиков, кельтов, балтов, германцев и скандинавов.
Предложено несколько вариантов происхождения слов «арий», «арья». Например, его связы-
вают с корнем «ар» – «делать, культивировать, пахать». Отсюда и старорусское «орать» – пахать.
Арья, таким образом, может указывать на человека деятельного. Родственным является и русское
слово «ярый» – «смелый, неукротимый, победитель». Корневая основа «Ар» означает еще и «сол-
нечный, близкий к солнцу».
Кстати, современное название «Иран» происходит от того же этнонима – «arya» в род. пад.
мн. ч. (авест. airyanem vаеуо), буквально «место ариев».

Сергей Максимов: «Русские воинские традиции» 
Боевой топор. Культура «боевых топоров»
На юге Русской равнины уже  после разделения языковой общности восточноевропейские
арии-земледельцы (сколоты) встретились с ираноязычными кочевниками – скифами, организовав
Великую Скифию.
В VI – IV вв. до н.э. праславянской (сколотской) знатью заимствовались элементы скифской
культуры, а в I в. воспринимались элементы военной культуры новых хозяев степей – сарматов, так
же как в дальнейшем готов, аланов, гуннов, аваров, хазар, половцев и монголов. Военный союз с
сарматами отразился в римской дорожной карте III в. как надпись «венедо-сарматы», помещенная
в степях севернее Дуная.
Как известно, Повесть временных лет начинает повествование всего лишь с 862 г. Но сохра-
нилась информация так называемой Иоакимовой летописи в передаче В.Н. Татищева, освещающая
ранние события. Жили некогда два брата-«первопредка»: Словен и Скиф. Словен «иде к полуночи
и град великий созда», а Скиф остался «у Почта и Меотиса». Потомок Словена – князь Вандал, у
которого были три сына: Избор, Владимир и Столпосвят. Владимир «имел жену от варяг Адвинду»
и основал династию, правившую словенами много поколений. Через девять поколений после Вла-
димира Древнего правил словенский князь Гостомысл, после смерти которого и были «призваны»
родственник Рюрик и его варяги. Предки новгородской династии и считались «сыновьями князя
Вандала».
Эти сведения довольно точно отражают основные этапы исторической жизни славян. Совер-
шенно верно указано о ближайшем генетическом родстве славянских и западных «скифских» на-
родов-земледельцев, причем праславянские племена в конце III – начале II тыс. до н.э. действи-
тельно   продвинулись   «к   полуночи»,   на   северо-запад,   на   территорию   современной   Германии   и
Польши. В VII в. произошло обратное движение: славяне «возвратились» на восток, где, сливаясь с
балтами,   финно-угорскими   племенами   и   славянами   –   потомками   скифов-сколотов,   образовали
Русь.
Жителей великой Русской равнины в первые века нашей эры античные летописцы называли:
северо-западные племена – венедами и склавинами, а юго-восточные – антами.
Римские писатели I в. (Плиний Старший, Тацит) сообщают, что территория к востоку от Ви-
слы и к северу от Дуная в их время была заселена многочисленными племенами венедов. Венеды
(предки  западных  и северной  ветви  восточных славян), обитавшие,  по скупым  свидетельствам

Сергей Максимов: «Русские воинские традиции» 
древних авторов VII в. до н.э. – II в., были хорошими воинами, как упоминает в «Германии» Корне-
лий Тацит.
Самая западная группа славян начала нашей эры – венды – была изначально связана с гер-
манцами, кельтами и балтами самым тесным образом. Еще в XVIII в. немцы часто называли сла-
вян «винды», а эстонцы, соседствовавшие со славянами много веков, до сих пор называют их
«вене».
Византийский историк VI в.Прокопий Кесарийский в своем известном труде «Война с гота-
ми» писал, что анты и славяне (склавины) были одним народом и что в древности славян называли
спорами, т.е. рассеянными, распространенными. Это же подтверждает Иордан, автор «Истории го-
тов», в VI в. он писал: «От истоков реки Вислы на неизмеримых пространствах основалось много-
людное племя венедов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различных племен и
местностей, однако главным образом они именуются склавинами и антами. Склавины живут от го-
рода Новиетуна и озера, которое именуется Мурсианским, до Данастра, а на севере до Вислы;
анты же, храбрейшие из них, живя на изгибе Понта, простираются от Данастра до Данапра». Иор-
дан отмечал, что это все эти племена – «великий народ», состоящий из «бесчисленных племен».
А вот что пишет академик А.А. Шахматов (1864 – 1920): «Славяне и анты – это две отрасли
некогда единого племени. Анты – восточная часть этого распавшегося племени. Все, что мы знаем
об антах, с совершенной ясностью ведет нас к признанию их восточными славянами, следователь-
но, предками русских».
Е.И. Классен в своей работе «Новые материалы для древнейшей истории славян...» пишет,
что понтийские греки называли один и тот же народ русами, скифами, троянами и славянами, и
даже утверждает, что «просвещение древних русов и старше, и выше греческого...».
Битва скифов со славянами. Художник В.М. Васнецов
Таким образом, от Азовского моря до Вислы с древнейших времен обитали многочисленные
славянские племена.
Начиная с периода IV – VI вв., основными занятиями славянских племен были земледелие
(которое к этому времени стало основой жизни славян и достигло значительного развития) и ското-
водство, о чем косвенно говорят Прокопий и Маврикий и что подтверждается археологическими
данными. Находки удил и стремян свидетельствуют о развитии у них коневодства. Охота, бортни-
чество и рыболовство были подсобными промыслами.
Главным направлением славянского движения середины I тыс. было неудержимое движение
на юг, за Дунай, путь, нацеленный на знаменитую «Tropheum Trajani» – «Тропу Трояню», снабжав-
шую Рим хлебом, до самого юга Балканского полуострова и на запад до Адриатики. Северные сла-
вянские племена, вбирая в себя приднепровские и балтские, продвигались к границам Западной и
Восточной Римской империи. Наступила пора великого расселения славян. Они двигались и с се-

Сергей Максимов: «Русские воинские традиции» 
веро-запада на юго-восток, и с юга (Прикарпатье, Дунай) на северо-запад к Балтийскому морю и
на северо-восток – к Ильменю и Верхней Волге. В середине I тысячелетия славянские племена за-
полнили Балканский полуостров, сложилась новая ветвь славянства – южная.
Поселение древних славян
В VI – VIII вв. славяно-русы заселили заселили заэльбские земли, доходя до Рейна, на восто-
ке они вышли к верховьям Дона и Оки, к берегам Ладожского озера, Неве и Нарове. Сталкиваясь с
кельтами, германцами, балтами, финноуграми, тюрками, ираноязычными потомками аланов, они
смешивались и частично ассимилировали их. Многочисленные славянские племена начали скла-
дываться в народности и вступили на путь образования государства.
Уже во II – I тыс. до н.э., когда закладывались основы славянского сообщества, для двух оча-
гов славянства: балтийского и днепровского, были характерны серьезные различия в путях истори-
ческого развития: путях «лесовика – помора» и «лесовика – степняка». В раннем Средневековье
определились северославянская общность, сложившаяся в лесах Балтийского бассейна и отчасти
Волго-Окского междуречья, и южнославянская, сложившаяся между Карпатами и Балканами, на
берегах Дуная, Днестра и Днепра. Объединение их в эпоху расцвета Киевской Руси положило на-
чало восточнославянскому сообществу, создавшему единое государство.

Сергей Максимов: «Русские воинские традиции» 
Руины святилища в Арконе
В IX – X вв. были известны две группы славяно-русов: «юго-восточная» – в районе от Сред-
нерусской возвышенности и от Карпат до Причерноморья (Киевская Русь) и «северо-западная» –
на славянских землях балтийского Поморья, вблизи устья Одера. Остров Рюген (Ругин) также был
заселен русами, из чего следует тождество западных русов и ругов, известных в этих местах еще
со времен Тацита. Западная часть славянского Поморья до устья Эльбы и Ютландии именовалась
Вагрией, землей варягов. Такое же «раздвоение» происходило и с другим, не менее известным то-
понимом: земли по Дунаю назывались Словенией и Словакией, так же как и в северо-восточных
районах будущего новгородского Приильменья – «Словенская земля».
Чтобы выдержать германо-скандинавский натиск, балтийские славяне создали воинственные
княжества (лютическое, ободритское, руянское) со множеством укрепленных городов, наиболее
известными из которых были Аркона и Ретра, где большим влиянием обладало жречество – вол-
хвы. Почти все это погибло в XII веке, после падения западнославянских княжеств и обращения их
населения в католичество.
Настоящий разрыв славянской общности на западных и восточных произошел только в пери-
од принятия христианства.


жүктеу 5.03 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©emirb.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет