Никколо Макиавелли Государь. Искусство войны Серия «Великие правители»



жүктеу 5.08 Kb.
Pdf просмотр
бет1/7
Дата08.02.2017
өлшемі5.08 Kb.
#2345
  1   2   3   4   5   6   7

Никколо  Макиавелли
Государь. Искусство войны
Серия «Великие правители»
 
 
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=9363048
Государь. Искусство войны: ЭКСМО; Москва; 2014
ISBN 978-5-699-64581-7
 
Аннотация
«Цель оправдывает средства», – еще не зная, кто автор этих слов, по какому поводу
они  были  сказаны  и  что  они  значат,  едва  ли  не  с  детства  мы  запоминаем:  так  быть  не
должно, это безнравственно и цинично. Став старше, узнаем, что слова эти принадлежат
итальянцу Никколо Макиавелли (1469—1527), и обнаруживаем другие его сентенции: «Все
вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли», «Обиды нужно наносить разом:
чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда», «Государь, если он хочет сохранить
власть,  должен  приобрести  умение  отступать  от  добра  и  пользоваться  этим  умением,
смотря по надобности» и многие другие.
Очевидно, что человек, дающий такие рекомендации, – исчадие политического ада,
он  аморален  и  циничен,  а  его  принципам  не  место  в  жизни.  Однако  почему-то  трудами
этого  исчадия  зачитывались  государственные  деятели  и  величайшие  философы,  книги
его  переведены  на  десятки  языков,  а  его  теория  политической  науки  стала  основой
университетских курсов…
Чтобы  оправдать  макиавеллизм,  принято  рассуждать  о  современной  ему  эпохе:
сложной, противоречивой и нестабильной. Как раз такой, в которой методы, предложенные
Макиавелли, были вполне востребованы.
Все это так… и не совсем…
В  1960-х  гг.  в  США  вышло  очередное  издание  мыслей  и  высказываний  Никколо
Макиавелли с примечательным вопросом на обложке: «Макиавелли – циник, патриот или
политолог?» Вот она – суть явления! Политика во все времена была, есть и будет циничной,
разве  что  степень  цинизма  меняется.  Ни  один  политик,  государственный  деятель  или
правитель не обходится без цинизма. Но чтобы стать успешным, ему также понадобится
патриотизм.  Макиавелли  первым  сформулировал  этот  принцип:  сильный  государь  –  но
республиканское устройство, интересы государства превыше всего – в том числе и превыше
собственных интересов. Не так уж и цинично. Просто – и гениально!
Представляя свой главный труд – «Государя» – Макиавелли писал: «Я не заботился
здесь ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о каких внешних украшениях
и затеях, которыми многие любят расцвечивать и уснащать свои сочинения, ибо желал,
чтобы  мой  труд  либо  остался  в  безвестности,  либо  получил  признание  единственно  за
необычность и важность предмета».
Труды Никколо Макиавелли в безвестности не остались. Признание они получили на
века. Поистине, скромная гениальность и гениальная скромность…
Электронная публикация включает полный текст бумажной книги и избранную часть
иллюстративного  документального  материала.  А  для  истинных  ценителей  подарочных
изданий мы предлагаем классическую книгу. Как и все издания серии «Великие правители»
книга снабжена подробными историческими и биографическими комментариями. В книге
великолепный подбор иллюстративного материала: текст сопровождают более 200 редких
иллюстраций  из  отечественных  и  иностранных  источников,  с  многими  из  которых
современный  читатель  познакомится  впервые.  Элегантное  оформление,  прекрасная
печать, лучшая офсетная бумага делают эту серию прекрасным подарком и украшением
библиотеки самого взыскательного читателя.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
3
Содержание
П. И. Новгородцев. МАКИАВЕЛЛИ
6
Никколо Макиавелли. ГОСУДАРЬ
27
Никколо Макиавелли. РАССУЖДЕНИЯ О ПЕРВОЙ ДЕКАДЕ ТИТА
ЛИВИЯ
107
Конец ознакомительного фрагмента.
115

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
4

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
5

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
6
 
П. И. Новгородцев. МАКИАВЕЛЛИ
 
 
Биография Макиавелли
 
Разложение  средневековых  преданий,  которому  в  такой  мере  способствовала  эпоха
Возрождения, нигде не совершалось столь быстро, как в классической стране Возрожде-
ния, в Италии. Древняя философия, древнее искусство, римское право и античное понятие о
государстве здесь прежде всего оказали свое обновляющее влияние и послужили толчком к
новому развитию. Отрицательное отношение к средневековым идеалам проявлялось в Ита-
лии тем сильнее, что носительница этих идеалов, Церковь, рано утратила здесь свой нрав-
ственный авторитет.
Близкие свидетели темных сторон папства, итальянцы начинали смотреть на него как
на источник всех бедствий своей страны. К этому присоединялось влияние практических
условий времени, которые выдвигали на первый план новую потребность создания крепкого
государственного строя.
Чем яснее сознавалась эта потребность, чем более она встречала препятствий для сво-
его удовлетворения, тем живее выражались протесты против действительности и против
средневековых порядков, результатом которых она явилась. Любопытным памятником этого
настроения являются произведения Макиавелли, у которого реакция против Средних веков
принимает крайнюю форму отрицания всех начал средневековой жизни.
Макиавелли родился во Флоренции в 1469 году. Он происходил из древней, но обеднев-
шей тосканской фамилии, члены которой не раз занимали важные должности в Флорентий-
ской республике. Детство и юность Макиавелли совпали со временем господства во Флорен-
ции Лоренцо Великолепного (1472–1492), под покровительством которого флорентийская
образованность переживала блестящую пору своего развития. О ранних годах жизни Макиа-
велли не сохранилось никаких известий. По всей вероятности, он получил, согласно с духом
своего времени, гуманистическое образование, которое впоследствии восполнил чтением
древних, по преимуществу латинских писателей.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
7
Занятия классиками не сделали из Макиавелли ученого гуманиста, но в связи с общим
направлением века воспитали в нем большого поклонника древности. На литературную дея-
тельность Макиавелли это увлечение древностью оказало самое глубокое влияние. Когда
умер Лоренцо Медичи, Макиавелли было 23 года. Италия находилась в то время накануне
важных событий. Взаимная вражда итальянских государств уже давно подготавливала почву

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
8
для иноземного завоевания. В борьбе с соперниками мелкие итальянские правительства не
раз угрожали призвать иноземцев.
Наконец угрозы перешли в область действительности: в 1494 году французский король
Карл VIII, прозываемый миланским герцогом Людовиком Моро, вступил в Италию и поло-
жил таким образом начало эпохи итальянских войн, которая была вместе с тем эпохой вели-
чайших бедствий для итальянского народа. Совершились важные перемены и во Флоренции.
Преемник Лоренцо Пьеро вскоре успел навлечь на себя нерасположение флорентийцев, и
Медичи были изгнаны. На короткий срок Савонароле удалось приобрести влияние во Фло-
ренции, но и его влияние удержалось недолго.
Порядки, установленные им, стали казаться тягостными народу, и свободолюбивые
флорентийцы вновь возвратились к чисто республиканской форме правления, которая, как
утверждал впоследствии Макиавелли, всего более соответствовала их нравам. Макиавелли в
это время было 29 лет. Он искал практической деятельности и вскоре получил освободивше-
еся место секретаря Совета десяти, которое удерживал за собою в течение четырнадцати лет
до нового политического переворота, возвратившего Медичи во Флоренцию. Совет десяти
заведовал, под надзором Синьории – высшего учреждения в республике, многими важными
делами внутреннего управления и внешними сношениями.
Макиавелли приходилось вести очень сложную переписку этого учреждения и состав-
лять протоколы заседаний. До сих пор в архивах Флоренции хранятся тысячи писем и доку-
ментов различного рода, писанных его рукой. Эти занятия служили для Макиавелли пре-
красным средством для практического ознакомления с политическим искусством. Но не в
канцелярии только и не из общих бумаг получил Макиавелли тот богатый запас политиче-
ского опыта, которым впоследствии он любил подкреплять свои теоретические положения.
В этом отношении, конечно, для него было гораздо важнее непосредственное соприкосно-
вение с жизнью.
Его часто посылали с различными поручениями то внутри государства, то к иностран-
ным дворам. То поручают ему осмотр наемных войск, и мы находим его в лагере под Пизой,
с которой Флоренция продолжала свою нескончаемую войну; то его посылают в Пистойю,
в которой требовалось вмешательство флорентийского правительства для умиротворения
враждующих партий; то он разузнает настроение иностранных дворов или ведет с ними
дипломатические переговоры.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
9
 
Дипломатические поручения и донесения
 
Поручения последнего рода были особенно трудны. И без того сложные политические
отношения итальянских государств еще более суживались от вмешательства в дела Италии
соседних держав: Испании, Франции и Германии. Французские вторжения, несколько раз
повторявшиеся с 1494 года, вносили в политическую жизнь Италии новый ряд опасностей и
затруднений. При раздробленности Италии противодействие подобным вторжениям и вме-
шательствам было для нее невозможно.
Таким мелким политическим силам, как Флоренция, приходилось в целях самосохра-
нения ладить с иноземцами, вступать с ними в союзы, иногда помогать им денежными и
военными средствами; приходилось соображать массу разнородных интересов, лавировать
между самыми разнообразными опасностями. Внешняя политика приобретает в эту эпоху в
Италии особенное значение; дипломатическое искусство становится чрезвычайно трудным.
Более чем когда-либо требовалось теперь от дипломатов зоркости, чтобы уследить за
крайне изменчивыми планами иностранных дворов, и умения поддержать со всеми добрые
отношения.  Дипломатические  поручения  Макиавелли  исполнял  очень  часто.  Ему  давали
самые трудные миссии, посылали несколько раз во Францию, в Рим, в Германию, поручали
выведывать тайные планы Цезаря Борджиа. Макиавелли большей частью с успехом выхо-
дил из затруднений.
Памятниками  его  дипломатической  деятельности  служат  посольские  донесения,  в
которых он, по обычаю посланников своего времени, сообщал своему правительству о ходе
переговоров или о положении дел, с присоединением собственных наблюдений и выводов.
Обыкновенно он не останавливается на изложении частных вопросов, послуживших пово-
дом к той или другой его миссии; а большей частью связывает подобное изложение с общим
очерком политического положения данной страны, рисует нравы ее народа, характер князя.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
10
Характеристики князей и народов, которые Макиавелли дает в своих донесениях, отли-
чаются необыкновенной ясностью и силой: в немногих чертах он умеет передать существен-
ное и основное. Здесь уже мы видим будущего проницательного мыслителя и тонкого ана-
литика.  Вместе  с  тем  перед  нами  раскрывается  тот  подготовительный  процесс,  которым
воспитывалась политическая мысль Макиавелли.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
11
Исполняя различные поручения своего правительства, он узнавал политическую прак-
тику своего времени, наблюдал вблизи выдающихся политиков; он мог, наконец, изучить
положение Италии, причины ее слабости и упадка. В его обобщающей мысли весь этот мате-
риал отлагался в виде заключений и выводов, вошедших впоследствии в его политические
трактаты. В то самое время как Макиавелли делал свои выводы над итальянской действи-
тельностью, он продолжал изучать древнюю историю.
Живя при дворе Цезаря Борджиа, он просит своих друзей прислать ему Плутарха; он
читает Тита Ливия и учится у него любви к Древнему Риму. Доблести древних римлян,
их любовь к отечеству, их политическая мудрость, изображенная красноречивым истори-
ком-патриотом, заставляют Макиавелли преклониться перед величием Рима. Встречаясь на
практике с каким-нибудь затруднительным случаем, он старается узнать, как поступали в
подобных случаях римляне, и ищет поучения в римской истории.
Так, например, по поводу восстания в Ареццо, наделавшего во Флоренции много хло-
пот, он излагает способы, с помощью которых усмирялись восстания римлянами. Из подоб-
ных сопоставлений и справок выросли впоследствии «Рассуждения о первой декаде Тита
Ливия». Но во время своей служебной деятельности Макиавелли лишь урывками обращался
к подобным работам: его занятия в канцелярии и постоянные поездки оставляли ему слиш-
ком мало свободного времени.
 
Роль во внутреннем управлении
 
Позже к его прежним обязанностям добавились новые, которым он предался с необык-
новенным воодушевлением. Давно уже он пришел к убеждению, что для каждого государ-
ства необходимы собственные войска. Он видел на практике во время войны Флоренции с
Пизой, как мало можно полагаться на наемных солдат. Он считал бедствием итальянских

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
12
государств отсутствие в них организованных войск, набранных из среды граждан и одушев-
ленных любовью к родине.
Устроить во Флоренции собственную милицию – было его мечтой. В 1505 году ему
удалось, наконец, убедить свое правительство решиться на этот шаг; и лишь только сделаны
были необходимые распоряжения, как Макиавелли спешит привести их в исполнение. Он
вырабатывает план военной организации, разъезжает по флорентийской области, набирает
солдат, закупает оружие, выказывает редкую энергию в исполнении плана, который казался
ему столь полезным для государства. Его преданность общему делу выступает здесь в самых
ярких и симпатичных чертах.
Макиавелли находился в самом деятельном периоде своей службы Флоренции, когда
новый переворот в государстве ниспровергнул республиканское правительство с гонфало-
ньером Содерини во главе. В 1512 году Медичи возвратились к власти и, не изменяя старых
форм, на деле овладели всеми нитями государственного управления. Макиавелли, как дея-
тельный член старого правительства, казался опасным новым правителям и был отрешен от
всех своих должностей. Но его ожидали еще большие несчастья. Вскоре после возвращения
Медичи во Флоренцию два флорентийских юноши, Босколи и Каттони, задумали освобо-
дить свое отечество от их владычества.
Они составили список лиц, на сочувствие которых рассчитывали, и в число других
включили Макиавелли. Случайно этот список попал в руки правительства, которое заподо-
зрило организованный заговор и арестовало предполагаемых участников его. Вместе с дру-
гими пострадал и Макиавелли; он был заключен в тюрьму и подвергнут пытке, но от него
ничего не могли добиться и отпустили на свободу. После всех этих испытаний он удалился
в свое имение, в котором прожил несколько лет в вынужденном уединении.
Он старался заниматься хозяйством, углубился в изучение классиков, но жажда при-
вычной деятельности не покидала его. Он ищет возможности возвратиться во Флоренцию
и снова поступить на службу. План этот казался ему осуществимым: многие из его прежних
товарищей, служивших прежде республике, сохранили свои места и при Медичи, которые
в общем управляли мягко, не прибегая к крутым переменам.
Потребность служить государству побеждала в Макиавелли всякие иные соображения.
Но все его искания долго оставались безуспешными. Только под конец своей жизни ему
пришлось еще выполнить по просьбе Медичи несколько поручений, впрочем неважных. Но
этот невольный покой, которым так тяготился Макиавелли, дал ему возможность предаться
литературным занятиям и написать те произведения, которые обессмертили его имя. Посе-
лившись в деревне, он вскоре принялся за свои политические трактаты. Позже он написал
«Историю Флоренции» и несколько менее значительных произведений в прозе и стихах.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
13
 
Благо государства
 
Слава Макиавелли как писателя по преимуществу основывается на его политических
сочинениях. Из-за них он подвергался таким суровым осуждениям со стороны одних и пре-
увеличенным похвалам со стороны других; в них содержались начала того, что впоследствии
называли макиавеллизмом. Из двух главнейших политических трактатов Макиавелли более
замечателен тот, который менее известен. «Князь», несомненно, более блестящее с внешней
стороны произведение, более определенное по предмету и более систематическое по изло-
жению; но только в «Рассуждениях о Тите Ливии» можно найти полное выражение взглядов
Макиавелли и вместе с тем ключ к пониманию «Князя», исходные положения которого нахо-
дятся уже в «Рассуждениях», освещенные притом связью с другими воззрениями автора.
В  общем  оба  трактата  не  представляют  собой  чисто  теоретических  исследований.
Макиавелли слишком долго был практиком и слишком много думал о текущей действитель-
ности, чтобы не внести в свою литературную работу живых запросов времени. Он изучает
римскую историю для того, чтобы почерпнуть из нее назидание для современников. Он рас-
сматривает различные политические вопросы, но более всего останавливается на тех, кото-
рые имеют значение для его страны. Его живой связью с современностью объясняется и
главная проблема, около которой вращаются все его интересы.
В то время, когда жил Макиавелли, насущной потребностью Италии было образование
крепкого государственного порядка. Соперничество итальянских государств между собой,

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
14
вражда партий в пределах каждого отдельного города, неистовства мелких тиранов, вмеша-
тельство Церкви в светские дела и беспрестанные вторжения соседних держав – все это
держало Италию в состоянии постоянной борьбы. В то время не было вопроса более жиз-
ненного, как тот, который поставил себе Макиавелли, когда он задался целью исследовать
причины упадка и сохранения государств.
Средневековые политики сосредоточивали все свое внимание на вопросе об отноше-
нии  двух  властей:  духовной  и  светской.  Для  Макиавелли  это  вопрос  настолько  далекий,
что он и не упоминает о нем. Первенство государственной власти для него несомненно; он
ненавидит папство и считает его причиной гибели Италии. Все его помыслы устремлены
на создание крепкого государства. Макиавелли не лучшего мнения о человеческой природе,
чем средневековая Церковь.
Он не верит в человека и в прочность его нравственных стремлений. Он думает, что
в людях преобладают дурные влечения, что все действия их направляются пороком. Но он
далек от веры Средних веков в воспитательную миссию Церкви. Он жил в веке Александра
VI, видел пороки итальянского общества, видел пороки самого папства. Но тем с большей
силой он готов был верить, что государство может воздерживать людей от зла и направлять
их к лучшим стремлениям. В особенности для Италии крепкая государственная власть явля-
лась, в его глазах, единственным спасением.
Но отрешение Макиавелли от средневековых воззрений идет и далее того: для него
государство вообще является пределом человеческих стремлений, а служение государствен-
ному благу – высшим счастьем для человека. Он боготворит государство, как древний рим-
лянин или грек, и вне его ничего не знает. Он хвалит тех, кто любит свое отечество более,
чем спасение души. Он готов жертвовать для блага государства всем: и благом отдельных
лиц, и даже нравственными соображениями.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
15
 
Рассуждения о Тите Ливии
 
Это были чувства и мысли человека, долго и самоотверженно служившего своему оте-
честву, и притом воспитанного на древних образцах. Понятно поэтому, какую важность имел
в его глазах вопрос о сохранении государства. Этот коренной для Макиавелли вопрос раз-

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
16
вивается в двух его трактатах в совершенно различных направлениях. В «Рассуждениях о
Тите Ливии», отправляясь от рассказа римского историка, Макиавелли исследует средства,
с помощью которых поддерживаются республики. По замыслу Макиавелли – это трактат о
политическом искусстве римлян, с помощью которого они достигли своего величия.
В «Князе» Макиавелли показывает, как охраняется государственный строй в княже-
ствах; здесь имеются в виду меры, посредством которых государственный порядок может
быть водворен в Италии. В «Рассуждениях о Тите Ливии» перед нами раскрывается полити-
ческий идеал Макиавелли. К итальянской действительности он относится с глубокой скор-
бью патриота, видящего свое отечество на краю гибели. Но тем более преклонялся он перед
государственным величием Рима, в котором он видел живое воплощение гражданских доб-
лестей и политической мудрости.
Его  идеал  –  Рим,  и  притом  Рим  республиканский,  покоривший  весь  мир.  Лучшего
образца невозможно и придумать. «А между тем, – говорит Макиавелли, – политики нико-
гда не обращаются за поучением к истории древних; обыкновенно считают трудным и даже
невозможным подражать великим примерам прошлого. Как будто бы люди не остались все
те же, подобно небу, солнцу и стихиям!» Разъяснить на исторических примерах истинный
дух римлян, который создал их славу и величие, и внушить этот дух своим современникам
такова была задача, которую поставил себе Макиавелли в «Рассуждениях о Тите Ливии».
Объяснение политических успехов римлян он прежде всего видит в совершенстве их
учреждений. Они сумели установить у себя республиканские формы и допустить народ к
участию в управлении; а в этом и заключается залог государственного единства и необхо-
димое условие для распространения владычества на другие страны. Главное, что укрепляет
мощь государства, это внимание к общей пользе, вызывающее расположение граждан к пра-
вительству; а это всего скорее может быть достигнуто в республиках.
При завоевании надо опираться на народные массы, но для этого надо привлечь их к
участию в управлении. В отзывах Макиавелли о преимуществах римского строя слышится
голос гражданина Флорентийской республики, расположенного к свободным формам госу-
дарственной жизни. Макиавелли – несомненный сторонник народного правления; но он не
считает его пригодным для всех времен. Как разъясняет он в «Рассуждениях», для установ-
ления порядка в новом государстве или для осуществления важных реформ гораздо более
успешно монархическое управление.
Притом же для прочности республиканских учреждений необходима доблесть граж-
дан, а она встречается не везде. Римляне сумели сохранить добрые нравы и этим надолго
обеспечили у себя прочный государственный порядок и свободные учреждения. Умерен-
ность, благоразумие и мужество граждан, энергия и преданность общему делу должност-
ных лиц, постоянный надзор за всем государственных учреждений – все это обусловливало
здесь правильное течение народной жизни. Макиавелли рассматривает подробно и внеш-
нюю политику римлян, с помощью которой они сумели распространить свое владычество
на весь мир.
Тайну их завоевательных успехов он видит в их умении обращаться с покоренными
народами. Они умели привлечь к себе побежденных в качестве союзников, оставляли им
самоуправление, хотя и утверждали над ними свое главенство. Таким образом, владея, они
приобретали и новые силы. Спарта и Афины следовали другому способу: они хотели гос-
подствовать над побежденными силой; но в этом и заключалась причина их гибели. Невоз-
можно удержать в повиновении народ, особенно привыкший к свободе, при помощи одного
оружия.
Макиавелли ставит в пример и военное искусство римлян, их умение организовать
войска и вести войны. Во всех этих отношениях они дали лучшие примеры, выше которых
история ничего не знает. Везде умели они избирать лучшие пути и везде имели успех, и при-

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
17
том благодаря своим доблестям, а не случайной удаче. Излагая политические приемы рим-
лян, Макиавелли сопоставляет их с приемами других народов, рассуждает, выводит общие
правила. Таким образом, его рассуждения о римской истории превращаются в теорию поли-
тического искусства.
Он говорит главным образом о республиках, но выясняет мимоходом и свой взгляд
на  княжества,  их  преимущества  и  недостатки.  Над  всем  изложением  господствует  идея
сильного  государства,  умеющего  сохранить  внутренний  порядок  и  распространить  свое
могущество. Эта идея, которой Макиавелли был фанатическим поклонником, казалась ему
воплотившеюся в древнем республиканском Риме; отсюда его преклонение перед римской
историей. Но времена римской славы кажутся ему столь же великими, сколько далекими.
Оглядываясь вокруг, он видел общество развращенное и лишенное гражданских доблестей;
он видел Италию, разъединенную и слабую, страдающую под игом варваров.
Не о поддержании упроченного порядка приходилось здесь думать, а об установле-
нии его вновь. Свое отношение к действительности и к задачам своего времени Макиавелли
ясно намечает уже в «Рассуждениях о Тите Ливии». Всякий раз, когда приходится ему сопо-
ставлять Древний Рим и современную Италию, он со скорбью отмечает глубокое различие
между прошлым и настоящим. Там – величие, гражданская доблесть, строгие нравы; здесь
– бессилие, господство своекорыстных стремлений, порок. Разъясняя причину этого разли-
чия, причину упадка Италии, Макиавелли во всем винит католическую Церковь.
Вместо того чтобы сохранить в чистоте заветы христианской религии, она сама пода-
вала пример безнравственности. Ей обязаны итальянцы утратой религиозного духа и нрав-
ственных стремлений. Она старалась поддерживать разъединение в стране и таким образом
привела ее к гибели. Государство не может пользоваться единством и счастьем, если оно не
подчинено одному правительству; а римская Церковь, сама не будучи в силах стать во главе
всей Италии, была, однако, достаточной для того, чтобы поддерживать в ней разделение.
Из опасения потерять свою светскую власть всякий раз, когда являлась возможность
объединения Италии под чьим-нибудь владычеством, она призывала иноземцев и разрушала
планы тех, кто мог приобрести власть над всей страной. Отсюда произошла политическая
слабость Италии, делающая из нее легкую добычу не только для могущественных госу-
дарств, но и для всякого, кто тешится на нее напасть. Таким образом, Макиавелли видит в
католической Церкви врага государственного единства Италии и потому сам становится ее
решительным врагом.
Но с точки зрения своего идеала – идеала могущественного светского государства он
готов  иногда  нападать  на  самую  христианскую  религию.  Приучив  людей  к  смирению,  к
пренебрежению земными благами, она сделала то, что мир стал добычей злых, беспрепят-
ственно господствующих над добрыми, которые из стремления спасти душу более склонны
терпеть  зло,  чем  мстить  за  него.  Она  расшатала  государственный  порядок  и  ослабила  в
людях привязанности к мирским почестям и к государственному служению.
Языческая религия, напротив, воспитывала в гражданах мужественные добродетели,
приучала их любить отечество и выше всего ставить служение государству. Поэтому Макиа-
велли готов почти отдать ей предпочтение перед христианской. Здесь увлечение древностью
и отрицание всего средневекового достигает у Макиавелли высших пределов. Односторон-
нее стремление освободить государственное начало от всяких стеснительных влияний при-
водит его к самым крайним последствиям.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
18
 
Князь
1
 
Итак, все бедствия Италии, анархия, господствующая в ней, есть наследие Средних
веков. Но как же помочь злу? Как выйти из этого бедственного положения? Как собрать
рассыпавшиеся части государственного строения? Пути и средства для этого Макиавелли
также намечает в «Рассуждениях о Тите Ливии». Размышляя о способах восстановления
государственного порядка среди испорченных народов, он высказывает мысль, что такую
задачу может выполнить только князь.
Трудно государству сохранить свободные учреждения, если в гражданах нет доброде-
тели, если лица знатные стремятся властвовать над народом и угнетать его. Только власть
монарха может смирить дворян, обуздать народ и установить в государстве единство и мир.
Но  для  этого  необходимы  решительные  меры.  Когда  дело  идет  о  спасении  государства,
нечего думать о том, справедлив или несправедлив, кроток или жесток, похвален или позо-
рен известный образ действий; но надо отбросить в сторону всякие колебания, схватиться
за те средства, которые могут помочь в данном случае.
Макиавелли считал это необходимым и для республики; он хвалил римлян за то, что
они избегали полумер. Но с еще большей резкостью подчеркивает он необходимость не стес-
няться в средствах в применении к княжествам. Мысли свои о княжествах Макиавелли изло-
жил в особом трактате, за который он принялся еще прежде, чем окончил свои «Рассуждения
о Тите Ливии». В то время в Италии приобрела большое значение фамилия Медичи благо-
даря избранию одного из ее членов на папский престол.
Родственники пап часто делались владетельными князьями. Предполагалось и теперь
для брата папы Юлия создать особое княжество из некоторых городов Средней Италии или
дать ему королевство Неаполитанское. Быть может, это послужило для Макиавелли внеш-
ним поводом поспешить с изложением своих взглядов на природу княжеской власти. Он
думал, что его долгий политический опыт может быть полезен новому князю. Он жаждал
стать его руководителем, внушить ему свои планы и мечты.
1
 В переводе Муравьевой, помещенном в данном издании, «Государь».

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
19
С этой целью он пишет своего «Князя», дает советы, указывает пути и заканчивает
трактат вдохновенным призывом к Медичи спасти Италию от ига варваров. Макиавелли
разбирает различные виды княжеств; но всего более он останавливается на тех княжествах,
которые приобретаются вновь. В наследственных княжествах легко сохранить власть: стоит
только  не  нарушать  установленного  порядка.  Напротив,  новому  князю  предстоят  всяче-
ские затруднения. Указать средства к устранению этих затруднений служит главной задачей
«Князя».
При разрешении этой задачи Макиавелли берет иногда примеры из древней истории;
но главный материал доставляет ему современная итальянская действительность, которая
была эпохой новых княжеств. При отсутствии твердой государственной власти в Италии,
при слабости мелких политических тел, истощаемых притом внутренней борьбой партий,
политические захваты были явлением времени. С помощью наемных войск или посторонней
поддержки нетрудно было основать новое княжество, и такие княжества возникали одно за
другим.
Макиавелли сам видел таких князей и мог изучить их политику путем собственных
наблюдений. Все эти наблюдения и воспоминания он изложил в своем «Князе» и, таким
образом,  дал  верное  изображение  тирана,  каким  создала  его  эпоха  Возрождения.  Князь
Макиавелли, подобно князю этой эпохи, неразборчив в средствах. Он не удерживается перед
жестокостями, не стыдится обмана, господствует при помощи силы и коварства.
Князю, в особенности новому, – так рассуждает Макиавелли, – нельзя удержаться при
помощи  одних  законных  средств,  недостаточно  и  одной  открытой  силы;  для  того  чтобы
не попасть в западню, нужны хитрость и предусмотрительность. Князь должен быть силь-
ным, как лев, и хитрым, как лисица. Он должен держать свое слово только тогда, когда это
выгодно, и вообще вести себя сообразно с обстоятельствами. Иногда он должен действовать
против всякого человеколюбия, милосердия и даже религии. С виду, однако, он всегда дол-
жен казаться добродетельным.
Большинство, которое судит по внешности, этому поверит; а мнение меньшинства не
имеет значения. В объяснение необходимости держаться таких правил Макиавелли посто-
янно повторяет, что нельзя оставаться на пути добродетели среди стольких людей, которые
склонны поступать иначе. Если князь будет обращать внимание на то, что должно быть, а
не на то, что есть в действительности, он погибнет сам и погубит свое государство. Мы
видели не раз, замечает Макиавелли, как князья, прибегавшие к хитрости, одерживали верх
над теми, которые хотели руководиться в своих действиях требованиями законности.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
20
 
Цезарь Борджиа
 
Все свои наставления Макиавелли излагает с цинической откровенностью, которая
поражает читателя. Было бы, однако, несправедливо утверждать, как делали это иногда, что
Макиавелли хотел рекомендовать свои правила людям в их частных отношениях. Он обра-
щается со своими советами исключительно к государям и имеет в виду только область поли-
тики, о ней рассуждает так, как будто бы предписания морали были здесь совершенно непри-
менимы.
Свои  советы  Макиавелли  подкрепляет  примерами  из  действительной  жизни,  входя
иногда в подробный разбор политики отдельных государей. Для нас достаточно будет вос-
пользоваться одним из этих примеров, который может послужить прекрасной иллюстрацией
и политических приемов эпохи, и взглядов нашего писателя. Пример этот особенно ценится
и самим Макиавелли. Мы разумеем здесь деятельность Цезаря Борджиа, характеристике
которой посвящена целая глава трактата.
Еще в своих посольских донесениях, в которых Макиавелли сообщал свои впечатле-
ния во время пребывания у герцога, он отзывался с большой похвалой о его политической
мудрости. Тогда еще он удивлялся искусству Цезаря выполнять свои политические планы
и его необыкновенной решительности, с помощью которой он побеждает все препятствия.
С тех пор Макиавелли часто вспоминает в своих письмах герцога, всякий раз ставя его в
пример новым князьям.
Он, конечно, не забыл рассказать о его деятельности и в «Князе». Он подробно описал
здесь средства, с помощью которых Цезарь Борджиа, не владея сначала ничем, сумел обра-
зовать себе целое государство и установить в нем порядок и мир. Стремясь к этому, не пре-
небрегал ничем, что только должен делать мудрый и ловкий человек для укрепления своей
власти. Достигнув своего положения при поддержке папы и при помощи союзных войск, он

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
21
постарался потом приобрести собственную силу, на которую можно было бы опираться в
дальнейших действиях.
Путем подарков и почестей он привлек к себе много приверженцев; врагов же своих он
истребил, причем, когда нужно было, прибегал к хитрости. Так, например, наиболее опас-
ных своих соперников он заманил к себе под предлогом переговоров, уверив предварительно
в своей дружбе, и всех их убил. Совершая завоевания, он из предосторожности истреблял
даже потомство тех, у которых отнимал владения, чтобы обезопасить себя на будущее время.
Народ он умел расположить к себе хорошим управлением.
Когда требовались жестокие меры, он не останавливался и перед ними; но старался
показать вид, что они исходят не от него, а от его подчиненных, которым приходилось выпол-
нять его планы. Иногда, после того как главное уже было сделано, он выдавал даже своих
слуг народу, чтобы успокоить раздраженных. Так рисует Макиавелли деятельность Цезаря
Борджиа. Свой рассказ он заканчивает следующими характерными словами: «…рассматри-
вая все поведение герцога, я не могу его ни в чем упрекнуть; напротив, мне кажется, что его
можно поставить в пример всем, которые достигнут власти при помощи счастья и чужого
оружия.
Имея высокую душу и великие цели, он не мог действовать иначе». Здесь с яркостью
выступает основное воззрение Макиавелли: он смотрит на Цезаря как на мудрого правителя,
стремившегося к установлению твердого государственного порядка, и потому во всей его
жестокости и безнравственной политике видит лишь проявление решительности, проница-
тельности и ловкости; где преследуются политические цели, там все средства кажутся ему
дозволенными.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
22
 
Макиавеллизм
 
В  этом  подчинении  средств  целям,  в  этом  отделении  политики  от  нравственности
заключается самая характерная черта политических приемов, рекомендуемых Макиавелли.
Но было бы совершенно ошибочно считать Макиавелли изобретателем этой системы. Из
одних ссылок его на современную политическую практику можно видеть, что было в дей-

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
23
ствительности. Не раз уже было замечено, что макиавеллизм существовал ранее Макиа-
велли. Политика, изображенная в «Князе», являлась прямым последствием тех условий, при
которых возникали новые княжества.
Появление тирании появлялось в то время легко; но существование их было подвер-
жено  неисчислимым  опасностям.  Тирану  приходилось  считаться  с  недовольными  среди
своих подданных, быть готовым к нападению соседей и опасаться даже среди членов своей
семьи честолюбивых замыслов на свой престол. Он жил в постоянной опасности заговоров,
возмущений и войн. Все это вырабатывало характеры подозрительные и жестокие – поли-
тиков, которые везде видели врагов и старались предупреждать чужие козни при помощи
собственного коварства.
Но и старые республиканские государства Италии вынуждаемы были идти по этому
же пути. Вокруг них возникали новые политические тела, а вместе с тем являлись и новые
опасности для их существования. Чтобы не погибнуть в борьбе с соседями, они должны
были увеличивать свои силы, старались приобретать новые владения и по необходимости
втягивались во все опасности внешней политики с ее сомнительными путями и средствами.
Сами папы, оберегая свою светскую власть, не отставали от других в политике веро-
ломства  и  насилия.  Везде  усиление  государственного  могущества  становилось  главной
заботой  правителей.  Но  в  этой  атмосфере  постоянных  опасностей  и  крайне  запутанных
политических отношений к нему привыкли стремиться при помощи таких мер, в которых
отрицалась всякая нравственность. Если попытки удавались, они вели иногда к созданию
государства нового типа с крепкой центральной властью, восстановлявшей порядок, под-
держивавшей правосудие.
Но всего чаще подобные меры служили своекорыстной политике честолюбцев, жаж-
давших власти. Укрепив свой престол при помощи обманов и жестокостей, они погибали
обыкновенно в сетях, расставленных ими самими, разорив и обессилив своих подданных.
Но не для этих тиранов в худшем смысле слова давал свои советы Макиавелли. Не к разру-
шению, а к созиданию призывал он своего князя. Не мелким льстецом властителей с сомни-
тельными целями хотел он быть, а советником князей – устроителей своего государства. Он
с негодованием говорит о тех тиранах, которые более грабят своих подданных, чем управ-
ляют ими.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
24
Он всегда ставит на первый план мощь и силу самого государственного союза; его
постоянной заботой является укрепление государственного порядка. Живя среди развращен-
ного общества и видя общий политический упадок Италии, он ждал осуществления этих
задач только от энергичного реформатора, который поймет нужды страны и сумеет объеди-
нить вокруг себя ее силы. Он горячо верит в возможность этого дела и хочет убедить в этом
других.
Не возникали ли вокруг него государства при помощи личной энергии предприим-
чивых людей? Следует только не останавливаться перед затруднениями, но прямо и реши-
тельно идти к цели. И вот Макиавелли, проникнутый этой мыслью, зовет своего князя к

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
25
реформам, которые передавались жизнью, зовет его прекратить грабежи и убийства в Лом-
бардии, установить порядок в Неаполе и Тоскани, залечить застарелые раны Италии и спа-
сти ее, почти умирающую, от неистовства варваров. Его речь проникается при этом редким
одушевлением, хитрый дипломат, возмущавший наше нравственное чувство, уступает здесь
место пламенному патриоту, привлекающему наши симпатии.
Макиавелли обращал свой призыв к Медичи. Когда умер Юлий, он посвятил свою
книгу Лоренцо; но на нее не обратили внимания, и его план объединения Италии для изгна-
ния иноземцев остался мечтой. Однако сочинения его, и особенно трактат о княжеской поли-
тике, вскоре получили большую известность. Их читали, комментировали на все лады, кри-
тиковали, переводили на иностранные языки. Макиавелли вскоре нашел и суровых судей,
и горячих поклонников.
Ближайшие противники Макиавелли упрекали его обыкновенно в равнодушии к тре-
бованиям нравственности, причем, в пылу полемики, возводили на него самые тяжкие и
незаслуженные обвинения, выставляя его как разрушителя всех нравственных основ, пре-
следовавшего мелкие цели угодничества тиранам. С тех пор суждения о великом итальян-
ском  писателе  значительно  смягчились.  Клеймо  низкого  льстеца  тиранов  и  изобретателя
системы политического коварства давно уже снято с памяти Макиавелли.
Его пламенный патриотизм, его преданность общему благу, его ясное представление
о задачах итальянской политики и его искреннее желание подготовить лучшее будущее сво-
ему отечеству – все, чем он так выгодно отличался от своих современников, – давно уже
нашли себе справедливую оценку. Но никакие панегирики, никакие превознесения заслуг
писателя, никакие указания на продолжающуюся до сих пор практику макиавеллизма не
могли заставить забыть, что Макиавелли пытался учить политике, которая являлась печаль-
ной необходимостью смутного времени, не сознававшего еще значения нравственных начал
и не верившего в силу добра.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
26

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
27
 
Никколо Макиавелли. ГОСУДАРЬ
 
Перевод с итальянского Г. Д. Муравьевой
 
Никколо Макиавелли – Его светлости Лоренцо де Медичи
2
 
Обыкновенно,  желая  снискать  милость  правителя,  люди  посылают  ему  в  дар  то,
что имеют самого дорогого или чем надеются доставить ему наибольшее удовольствие, а
именно: коней, оружие, парчу, драгоценные камни и прочие украшения, достойные величия
государей. Я же, вознамерившись засвидетельствовать мою преданность Вашей светлости,
не нашел среди того, чем владею, ничего более дорогого и более ценного, нежели познания
мои в том, что касается деяний великих людей, приобретенные мною многолетним опытом
в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших.
Положив много времени и усердия на обдумывание того, что я успел узнать, я заклю-
чил свои размышления в небольшом труде, который посылаю в дар Вашей светлости. И
хотя я полагаю, что сочинение это недостойно предстать перед вами, однако же верю, что по
своей снисходительности вы удостоите принять его, зная, что не в моих силах преподнести
вам дар больший, нежели средство в кратчайшее время постигнуть то, что сам я узнавал
ценой многих опасностей и тревог.
Я не заботился здесь ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о каких
внешних украшениях и затеях, которыми многие любят расцвечивать и уснащать свои сочи-
нения, ибо желал, чтобы мой труд либо остался в безвестности, либо получил признание
единственно за необычность и важность предмета. Я желал бы также, чтобы не сочли дер-
зостью то, что человек низкого и ничтожного звания берется обсуждать и направлять дей-
ствия государей.
Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить
взглядом холмы и горы, и подняться на гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь:
чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу госу-
дарей, надо принадлежать к народу.
2
 Посвящение трактата относится ко времени между сентябрем 1515 г. и сентябрем 1516 г.

Н.  Макиавелли.  «Государь. Искусство войны»
28
Пусть  же  Ваша  светлость  примет  сей  скромный  дар  с  тем  чувством,  какое  движет
мною; если вы соизволите внимательно прочитать и обдумать мой труд, вы ощутите, сколь
безгранично я желаю Вашей светлости достичь того величия, которое сулят вам судьба и
ваши достоинства. И если с той вершины, куда вознесена Ваша светлость, взор ваш когда-
либо обратится на ту низменность, где я обретаюсь, вы увидите, сколь незаслуженно терплю
я великие и постоянные удары судьбы.
 

Каталог: wp-content -> uploads
uploads -> Лекция: 20 Семинар 10 СӨЖ 30 соөЖ 30 Аралық бақылау 4 Консультация 2 Емтихан: 3
uploads -> МазМұны. Содержание жоғары білім. Высшее образование
uploads -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі
uploads -> Л т т ы о а м д ы – с а я с и ж у р н а л журнал 1976 жылы Халықтар Достығы орденімен, 2002 жылы Қазақстан Журналистика Академиясының «Алтын Жұлдыз», 2008 жылы Қазақстан Журналистер Одағының сыйлығымен марапатталды
uploads -> Өмірбаяны Ол қазіргі Шығыс Қазақстан облысының Абай ауданы жерінде 1897
uploads -> Филология кафедрасы
uploads -> 46-ғылыми-әдiстемелiк конференция материалдары
uploads -> Ғылыми-танымдық конференция Қалмақтөбе көрінісі
uploads -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі

жүктеу 5.08 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




©emirb.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет