Л. Г. Панин Основная образовательная программа высшего образования



жүктеу 0.51 Mb.
Pdf просмотр
бет1/5
Дата07.09.2017
өлшемі0.51 Mb.
  1   2   3   4   5

Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  

высшего образования 

«Новосибирский национальный исследовательский государственный  

университет» (Новосибирский государственный университет, НГУ) 

Гуманитарный факультет  

 

Программа рассмотрена  



 

 

 



 

Утверждаю 

на заседании кафедры   

 

 



 

 

 



___________________ 

_____________________  

 

 

 



 

декан гуманитарного 

30.08 2014 г. 

 

 



 

 

 



 

 

факультета, профессор 



______________________ 

  

 



 

 

 



1.09.2014 

Зав. кафедрой, __________ 

 

 

 



 

 

Л. Г. Панин 



 

 

 



 

 

Основная образовательная программа 

высшего образования 

 

 



Направление подготовки  

030206 – История 

 

 



Квалификация (степень) выпускника  –  

магистр 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА 



 

С

РЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

 

 



(72 час., 2 з.е.) 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

2011 г. 



 

 




Аннотация 

 

Программа курса «Средневековая историография» подготовлена в рамках реализации 



Программы 

развития 

государственного 

образовательного 

учреждения 

высшего 


профессионального  образования  «Новосибирский  государственный  университет»  на  2009–

2018 гг. 

Данный  курс  относится  к  вариативной  части  Блока  1

 

«Дисциплины  (модули)» 



образовательной программы магистратуры по направлению 030600 История. 

Целевая аудитория – магистранты, специализирующиеся по истории средних веков. 

 Цель  курса  ознакомить  студентов  с  историей  Европы  как  цивилизацией,  что  

предполагает  выработку  у  студентов  навыков  осмысления    важных  тем  и  проблем, 

связанных с историей исторической мысли средневековой Европы. 

Программа  разработана  в  соответствии  с  проблемно-хронологическим  принципом 

изложения  материала.  Хронологические  рамки  охватывают  историю  средневековой 

историографии периода V - XVII вв., т. е. времени существования феодального общества в 

странах Западной Европы. 

Задачи  курса  предполагают  выработку  у  студентов  навыков  осмысления  наиболее 

важных проблем средневековой исторической мысли с исторических и культурологических 

позиций:  

1. Предыстория и начало средневековой европейской исторической традиции. 

2. Христианская концепция истории. 

3. Особенности работы средневекового историка. 

4. Дидактичность и символизм средневековой историографии.  

5. Жанры средневековой историографии и ее эволюция. 

6. Региональные модели средневековой историографии.  

7. Гуманистическая историография эпохи Ренессанса. 

Настоящий  курс  является  дополнением  к  дисциплинам  «История  средних  веков»  и 

«История средневековой культуры» с ориентацией на тех студентов, которые специализиру-

ются в области медиевистики, хотя материал этого курса  вполне доступен и для  студентов 

иных специализаций. 

Изучение дисциплины базируется на общеметодологической подготовке, получаемой в 

ходе  изучения  дисциплин  цикла  общественных  наук.  Работа  студента  здесь  складывается, 

прежде всего, из изучения им своих записей лекций, специальной литературы и источников. 

Объем и содержание данного курса определены рабочей программой.  

Общая  трудоемкость    курса  составляет  2  зачетных  единицы,  72  часа.  Из  них 

аудиторных занятий - 36 часов (лекции – 34 часа, консультации – 2 часа), самостоятельная 

работа студентов – 36 часов.   

 

Автор:  Пиков  Геннадий  Геннадьевич,  доктор  культурологии,  профессор  кафедры 

всеобщей истории гуманитарного факультета НГУ. 

 


Программа  курса  «Средневековая  историография»  составлена  в  соответствии  с 

требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки академического 

магистра  по  направлению  030600  История  в  целях  обеспечения  реализации  учебного 

процесса в НГУ. 

 

Автор: Пиков Геннадий Геннадьевич, доктор культурологии, профессор  

 

 

1.

 

Цель освоения дисциплины:  

 

Дисциплина предназначена магистрантам отделения истории гуманитарного факультета.  



Цель  курса  предполагают  выработку  у  студентов  навыков  осмысления    важных  тем  и 

проблем, связанных с историей исторической мысли средневековой Европы. 

Настоящий курс является дополнением к дисциплинам  «История средних веков» и  «Ис-

тория средневековой культуры» с ориентацией на тех студентов, которые специализируются 

в области медиевистики, хотя материал этого курса вполне доступен и для студентов иных 

специализаций. 

Изучение  дисциплины  базируется  на  общеметодологической  подготовке,  получаемой  в 

ходе  изучения  дисциплин  цикла  общественных  наук.  Работа  студента  здесь  складывается, 

прежде всего, из изучения им своих записей лекций, специальной литературы и источников. 

Объем и содержание данного курса определены рабочей программой.  



 

2.

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы. 

 

 

Учебный курс «С



РЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

» относится к вариативной части Блока 1 

«Дисциплины (модули)» образовательной программы магистратуры по направлению 030600 

История. 

Курс  занимает  свою  нишу  в  системе  тех  дисциплин,  которые  читаются  на  факультете. 

Имея  тесные  связи  с  другими  общими  курсами,  он  дает  возможность  компаративистского 

исторического и историографического анализа, развивая их и одновременно формируя свою 

специфическую область знания.  

Структура  учебного  курса  в  целом  полностью  соответствует  сложившимся  в  данной 

области    проблемам  и  требуемому  стандарту,  что  нашло  свое  выражение  в  основных 

разделах и темах курса. 

Для  изучения  дисциплины  необходимы  знания,  умения  и  компетенции,  полученные 

обучающимися  при  изучении  базовых  общекультурных  и  исторических  дисциплин: 

«История средних веков»,  «Методология истории»,  «Политология». 

Освоение дисциплины необходимо как предшествующее или параллельное при изучении 

следующих курсов: «История культуры»,  «Философия».   

Для изучения дисциплины необходимы также знания, умения и компетенции, полученные 

обучающимися в средней общеобразовательной школе.



 

 

3.



 

В результате обучения по дисциплине студент должен достигнуть следующих 

результатов образования: 

 

Знать 

 



сущность исторических воззрений средневековых авторов; 

 



методологические подходы в области средневековой историорафии; 

 



особенности формирования средневековой историографии; 

 



конкретные характеристики европейской средневековой историографии. 

 

Уметь 

- выявлять  и  анализировать  теоретико-методологические  основы    средневековых  трудов 



по  истории  в  их  связи  с  общекультурными  и  общественно-политическими  установками 

авторов, определять их принадлежность к разным школам и направлениям; 

- анализировать фактический материал по курсу

- строить самостоятельные заключения; 

- объяснить содержание основных терминов и понятий; 

- работать с источниками. 

 

         Иметь представление 



 

о  специфике    развития  средневековой  европейской  историографии,  ее  основных 



формах. 

 



об исторических формах европейской историографии. 

 



об особенностях формирования европейской духовной культуры.  

 

Полученные  знания  и  умения  призваны  сформировать  у  студента  способности 



компетентно  формулировать  и  решать  задачи,  возникающие  в  ходе  научно-

исследовательской  и  педагогической  деятельности  в  области  медиевистики,  проводить 

самостоятельное  исследование,  творчески  применяя  известные  и  разрабатывая  новые 

методы и методики. 

 

Перечисленные  результаты  образования  являются  основой  для  формирования 

следующих компетенций: 

 

общекультурными компетенциями: 

1)

 

способностью  к  коммуникации  в  устной  и  письменной  формах  для  решения  задач 



межличностного и межруппового взаимодействия (ОК-5).  

2)

 

способностью  работать  в  коллективе,  толерантно  воспринимая  социальные,  этниче-

ские, конфессиональные и культурные различия (ОК-6). 

профессиональными компетенциями (ПК) 

в педагогической деятельности: 

 



способностью к проведению учебных занятий по истории средних веков в общеобра-

зовательных и профессиональных образовательных организациях (ПК-5);  

 

умением  готовить  учебно-методические  материалы  для  проведения  занятий  и  вне-



классных мероприятий на основе существующих методик (ПК-6);  

  

в научно-исследовательской деятельности:  

 



владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов 

и  библиографий  по  тематике  проводимых  исследований,  приемами  библиографического 

описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-3);  

 



владением  навыками  участия  в  научных  дискуссиях,  выступления  с  сообщениями и 

докладами,  устного,  письменного  и  виртуального  (размещение  в  информационных  сетях) 

представления материалов собственных исследований (ПК-4).  

 

 




4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических, 

выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем 

(по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

 

 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  2  зачетных  единицы,  72  часа.  Из  них  на 

контактную  работу  с  преподавателем  –  36  час.  (лекции  –  36  час.),  на  самостоятельную 

работу студентов -  36 часов.



 

 

4.

 

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с 

указанием отведенного на них  количества астрономических часов и видов 

учебных занятий 

 

 



 

№ 

п/

п 

Раздел дисциплины 

С

ем

ес

тр

 

Не

де

ля с

ем

ес

тр

а 

Виды учебной работы, 

включая самостоя-

тельную работу студен-

тов и трудоемкость (в 

часах) 

Формы 

текуще-

го кон-

троля 

успевае-

мости 

(по неде-

лям се-

местра) 

Форма 

проме-

жуточ-

ной ат-

теста-

ции (по 

семест-

рам) 

Всег

о 

Лек

ции 

Сем

ина

ры 

Сам

ост. 

раб. 

1. 


«История» в истории. 

 



 



 

 



2.  

Библейское понимание 

человека и общества как 

методология средневе-

ковой историософии и 

историографии. 

 

12 



 



 

 

3. 



Представление об 

истории в 

раннехристианский 

период. 


 



 



 

 

4.  



Представление об 

истории в VIII-IX вв. 

 



 



 

 

5.  



Представление об 

истории в X-XII вв. 

 



 



 

 

6. 



Историческая мысль 

Византии 

 

12 



 



 

 

7. 



Историческая мысль 

эпохи Возрождения 

 

12 



 



 

 

 



Консультации 

 

 



 



 

 

 



 

Итого 


 

 

72 



36 

 

34 



 

Зачет 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 



1. «История» в истории. 

Краткий  обзор  различных  представлений  об  «истории»  в  цивилизациях  Европы,  Азии, 

Америки  и  Африки.  Эволюция  этих  представлений.  Цивилизационный  и  формационный 

подходы, их взаимодействие. Возможности других подходов. 

Складывание  представления  об  «истории»  в  иудейско-христианско-европейской 

цивилизации. 

Происхождение и эволюция термина «история». 

Истоки  исторических  представлений.  Дородовой  строй  –  открытие  физического  мира  и 

физического  времени  как  самостоятельных  и  независимых  от  человека  констант  его 


собственного существования. 

Появление первых «протомиров» в рамках «Осевого времени» и открытие исторического 

мира  как  места  передвижений  и  деятельности  племен  и  народов  и  исторического  времени 

как  системы  измерения  и  описания  смысла  их  существования.  Ветхозаветная  модель 

истории как горизонтальная. 

Средиземноморский  «мир»  (Римская  империя)  и  открытие  социального  мира  как  места 

стационарного  обитания  и  конвергенции  сначала  народов,  а  потом  и  отдельных  людей. 

Складывание  предпосылок  для  появления  вертикальной  модели  истории  на  материале 

метарегиона и мегасоциума. 

Складывание  «миров»  (цивилизаций)  в  «средние  века»  и  появление  историософии  как 

синтетической  системы  трех  «времен».  Трехмерная  модель  истории.  Роль  «религии»  в 

трактовке истории. 

Кризис  европейской  цивилизации  в  эпоху  «Возрождения  –  Реформации»  и 

общекультурные  и  социальные  предпосылки  появления  и  становления  историологии. 

Гуманистическая  трактовка  как  «открытие»  (постановка  проблемы)  «загадки»  истории. 

Культурологическое  и  антропологическое  понимание  истории.  Появление  представления  о 

«человеке»  как  «творце  истории».  Противопоставление  «героя»  и  «мудреца»  «тирану»  и 

«пророку». 

Просвещение  и  открытие  «народа»  как  «творца  истории».  Этнополитический  и 

мультикультурный  подход  к  истории.  «Третье  сословие»  как  прототип  «народа». 

Оформление  двух  слоев  бывшего  «третьего  сословия»  (буржуазии  и  пролетариата)  и 

разветвление понятия «народ».  

«Буржуазная»  трактовка  истории  как  попытка  рассмотреть  исторический  процесс  как 

социальный  и  через  взгляды  и  деятельность  торгово-ремесленных  слоев  в  противовес 

феодально-гуманистической как истории «пророков» и «героев».  

Девятнадцатый  век  как  создатель  «научной»  картины  мира  и  современной  европейской 

культурной парадигмы, век – «изобретатель». Научные и социальные концепции как векторы 

дальнейшего развития цивилизации, их проблемное соотношение. 

Марксистская  трактовка  истории  как  «пролетарская»  и  «атеистическая»  попытка 

выстроить  предельно  десакрализованную  и  социологизированную  философию  истории. 

Концепции  «классовой  борьбы»  и  «извечной  борьбы  материализма  и  идеализма»  как 

основных  составляющих  исторического  процесса,  как  модернизация  истории  или  попытка 

создания философии истории на материале только 18 – 19 вв. 

«Вывихнутый» двадцатый век как «осень науки». Фрейдизм и «школа Анналов» как по-

пытки объяснить социальные процессы ментально – физиологическими составляющими че-

ловеческой личности. Ментально-пассионарный подход Л. Н. Гумилева. 

 

2. Библейское понимание человека и общества как методология средневековой 



историософии и историографии. 

Библия  как  историко-культурный  феномен  и  действующий  Текст  в  истории 

«христианского мира». 

Греко-римская  и  иудейско-христианская  традиции  и  их  соотношение  в  культуре 

средиземноморского  «мира».  Их  оформление  в  соответствующих  Текстах  («античная 

литература»  и  «Библия»).  Специфика  Библии  как  Текста  «христианской»  цивилизации. 

Волнообразное  развитие  библейского  текста  (Тора  –  Танах  –  Новый  Завет  –  Священное 

Писание – Священное Предание). Тора как первый синтез мифологических, исторических и 

философских  представлений  Средиземноморья  как  метарегиона.  ТаНаХ  как  адаптация 

общеисторических и общефилософских идей Торы к этно-географическому региону (Земле 

Обетованной).  Соотношение  Торы  и  ТаНаХа.  Соотношение  Священного  Писания  и 

Священного Предания в истории христианской цивилизации.  

Специфика библейского текста.  

Библия как энциклопедия базовых идей средневековой цивилизации: Бог как надъестест-

венная сверхличность, креационизм, провиденциализм, «мир» как место обитания и дейст-


вия «избранного народа», Завет Бога с Человеком как цель космического бытия и др.  

Феномен «книги». Представление о «литературе».  Особая значимость «литературы» как 

учебной «дисциплины». Складывание книжного мировидения. Причины расцвета литерату-

ры и книжной культуры в средние века. 

Специфика восприятия библейского текста. Библейский текст как синтез трех необходи-

мых для существования культуры «начал» - онтологического (рассмотрение проблем проис-

хождения мира и смысла его существования через призму взаимоотношений Человека и Бо-

га),  аксиологического  (набор  представлений  о  философии  истории, педагогических, право-

вых, политических и других идей), гносеологического (основы будущих герменевтики, экзе-

гетики, литературы и т. д.). Отражение этого в различных наименованиях библейского ком-

плекса: онтология представлена понятием «Священное Писание», аксиология – выражением 

«Закон», гносеология самим словом «Библия» («Книги» как «чтение»).  

«Постижение истины» как метод прочтения предельно насыщенных философски текстов. 

Христианское Священное Писание как Мегатекст, необходимо нуждающийся в «Священ-

ном Предании» как Метатексте, т. е Тексте метарегиона («Христианского мира» или «Евро-

пы»). 

Библия как «энциклопедия» европейской цивилизации. 



Присутствие в библейском тексте первой сформировавшейся модели культуры, в которой 

происходит  объединение  сакрального  и  секулярного  и  выражена  базовая  парадигма    евро-

пейской цивилизации.  

Библия  как  действующий  текст  в  религиозно-церковной  сфере.  Библия  как  Священное 

Писание для разных конфессий – иудаизма, различных направлений христианства, ислама. 

Ее  роль  как  энциклопедического  свода  знаний,  социо-культурных  и  особенно  религиоз-

ных норм, обрядов, рецептов, идей.  

Парадигмальный характер Библии. Сакрализация библейского текста и формирование его 

наиболее важных функций трансляции культуры путем воспитания и обучения и формиро-

вание синтетического энциклопедического текста, содержащего «Божью волю», т. е. необхо-

димую для развития цивилизации парадигмальную конструкцию.  

Библия как Текст, который идейно организует и транслирует ряд цивилизаций – еврейско-

иудейскую, христианскую, мусульманскую.  

Усиление философского значения Библии в средние века. 

Библейский философский подход, ориентированный на системное восприятие и структу-

рирование «знания», как один из самых авторитетных оппонентов философским исканиям и 

ревизиям,  стремящимся  максимально  «деидеологизировать»  общество.  Наличие  в  библей-

ском  подходе  всехпризнаков  максимального  универсализированного,  ориентированного  на 

все человечество, что явно необходимо на данном этапе развития.  

Библия  как  инструмент  сопротивления  различным  возникающим  моделям,  которые  пы-

таются взять за основу биологическую или этническую составляющую природы человека.  

Формирование с помощью Библии идеи «истории» как «педагогического» процесса.  

Библейский подход как один из важнейших истоков современных представлений о мора-

ли.  


Христианско – европейская парадигма как форма сочетания мироустроительной и экпан-

сионистской функций на каждом этапе развития цивилизации.  

Проблемное взаимоотношение Империи и Церкви в рамках средневековья.  

Складывание с помощью Библии основного метод формирования картины мира – бинар-

ного.  

Возникновение  идеи  линейного  времени.  «Сверхисторическое»  задание  у  истории. 



Монотеистическая  идея  «Бога»  и  закладывание  основ  концепции  абсолютной 

согласованности  всех  процессов,  происходящих  во  Вселенной.  Роль  эсхатологических 

представлений в исторической картине. 

Обоснование  на  историческом  материале  необходимости  и  эффективности  действия 

парадигмы («Бога»).   

Renovatio  Christi.  «Возрождение»  Торы  Христом  как  проявление  универсального  закона 



развития культуры в целом. Базовые идеи средиземноморской цивилизации (Бог как надъес-

тественная  сверхличность,  креационизм,  провиденциализм,  «мир»  как  место  обитания  и 

действия «избранного народа», Завет Бога с Человеком как цель космического бытия и др.) 

как основа рассуждений Христа о прошлом и будущем человечества.  

Понимание «истории». Модель «истории». История как «педагогическая проблема». «Но-

вый» Завет. Отказ Христа от «многозаветной» модели и противопоставление ей идеи един-

ственного  «завета» как  «нового». Складывание  «двузаветной истории». Опора на заповеди, 

которые  фактически  кодируют  культуру,  отличают  ее  от  остальных  культур.  Они  универ-

сальны, ибо фактически описывают все возможные исторические и жизненные ситуации.  

Отношение к Богу и «церкви». Теоцентризм как одна из базовых идей европейской циви-

лизации. Отказ от этноцентризма. Выдвижение на первый план образа «Сына». 

Понятие «любви». Концепция двуединой любви к Богу и Человеку.  

Концепция «евангелия». 

Закладывание возможности «агрессии» новой Истины и складывания «мировой религии». 

Складывание ситуации социального оптимизма.  

Поставленная  Христом  проблема  соотношения  «закона  и  благодати»  как  сочетание  в 

свернутом виде комплекса проблем богословия, философии, логики, диалектики, мистики. 

Проблема языка.  

Рубежность времени Христа. Место Христа в новой культуре. 

Роль апостола Павла. 

Закладывание основ христианской «картины мира». 

Переосмысление заложенной в Торе концепции истории и отказ от «истории катастроф», 

для которой необходимы многочисленные «новые заветы». Представление об «истине», ко-

торая дает возможность изменить и человека и общество невзирая на социальные и полити-

ческие  конфликты.  Закладывание  матрицы  дальнейшего  развития  европейской  культуры. 

«Библия» как единый и программный документ. Формирование искусственного отношения к 

миру и обществу. Выстраивание в иерархию разных уровней эсхатологии (космологическая, 

«историческая», политическая, индивидуальная). Роль эсхатологии в появлении  возможно-

сти  и  необходимости  разработки  историософии.  Дидактичность  «истории».  Соотношение 

историософии, историографии и историологии. Возможность для формирования обязатель-

ных черт «мировой» религии: «католичность» (претензии на распространение «мира во всем 

мире») и «православие» (претензии на единственно «правильное» понимание «истины»). 

 

 



3. Представление об истории в раннехристианский период. 

Предпосылки формирования христианской традиции историописания.  

Причины и условия складывания «христианского мира». Специфика перехода европейских 

обществ  к  цивилизационной  конструкции.  «Падение»  Западной  Римской  империи. 

Формирование  Византии.  «Христианизация»  Европы.  Складывание  бицефального 

устройства мира с двумя могущественными силами – единодержавием и единобожием. 

Формирование христианского мира. Великое Переселение Народов.  Проблема сущности 

и  периодизации  «раннехристианского  периода»  в  истории  Европы.  Особенности 

взаимоотношений  Средиземноморья  и  «варварской»  периферии  в  античный  период. 

Складывание  вертикальной  модели  «империя  –  варвары»  на  территории  европейского 

субконтинента  и  ее  особенности.  История  Европы  в  свете  концепции  «Осевого  времени». 

Первое  тысячелетие  н.  э.  –  период  окончательного  оформления  евразийских  цивилизаций. 

Место  Европы  в  этом  процессе.  Специфика  и  роль  внешнего  фактора  в  истории  Европы. 

Оформление  цивилизации  в  виде  катастрофообразного  слияния  двух  «миров»  - 

средиземноморского  и  «варварского».  Представление  о  роли  «варварских»  передвижений  в 

средние  века.  Окончательное  оформление  итальянскими  гуманистами  теории  «падения» 

Римской империи. Взаимодействие в новом «мире» двух «начал» - романского и германского. 

Синтезная теория. 

Общая  характеристика  средневековой  историографии  и  тенденций  ее  развития. 

Христианское  мироведение  как  основа  средневековой  исторической  мысли.  Характерные 



черты средневековой историографии.  

Историописание переходной эпохи.   

Деление  «истории»  в  античный  период.  Позднеантичные  представления  о  логике 

развития  «истории».  «Язычество»  и  «христианство»  как  две  стадии  развития 

«человечества».  Формирование  цивилизационного  («христианского»)  представления  об 

«античности». Патристическая историография (IV- V вв.).  Иероним Блаженный и его роль  в 

закладывании  основ  средневековой  периодизации  истории.  Возникновение  церковной 

историографии.  Первый  опыт  богословской  истории:  «Церковная  история»  Евсевия 

Кесарийского, его хронологическая система. Основы христианской хронологии истории. 

Аврелий  Августин  и  его  творчество.  История  жизни  и  деятельности.  Основные 

сочинения.  «Исповедь»  («Confessiones»):  содержание,  основные  идеи,  проблема  динамики 

человеческой  личности  в  постановке  и  освещении  Августина.  «О  граде  Божьем»  («De 

civitate  Dei»):  причины  написания,  содержание,  основные  идеи.  Концепция  двух  «градов». 

Отношение  к  римской  истории  и  культуре.  Динамика  и  смысл  человеческой  истории  по 

Августину.    Линейная  модель  времени.  Направление  и  смысл  земной  истории  как 

универсального процесса.   История  как  педагогический  процесс.  Идея  развития и  способы 

периодизации истории. Историческое знание и Священное Писание. Жизнь и смерть Иисуса 

Христа – центральный пункт «священной истории».   Государство и Церковь.  

Педагогические  задачи  истории.  Бог  и  мир.  Сотворение  человека.  Проблема  свободы 

воли. Добро и зло. Грехопадение в истории человечества и конкретного человека. Проблемы 

динамики  человеческой  личности  и  человеческой  истории.  История  как  воля  Бога.  Ее 

периодизация.  Человек  и  душа.  Человеческая  воля  и  божественная  благодать.  Проблема 

греха  и  свободы  воли  человека.  Учение  о  предопределении.  Принцип  провиденциализма. 

Моральная  доктрина  Августина.  Соотношение  веры  и  разума.  Педагогические  идеи 

Августина.    Аврелий  Августин  —  первый  средневековый  философ  истории.  Христианская 

идея  истории  у  Аврелия  Августина:  первый  европейский  опыт  философии  истории. 

Значение идей и деятельности Августина для формирования средневекового мировоззрения. 

Его место в истории средневековой культуры и философии. 

 

 



Жанр церковной истории и его эволюция.  

Павел  Орозий  и  его  «История  против  язычников»  как  попытка  «иллюстрации» 

исторической концепции Августина. 

 

Иордан и его исторические труды. «О происхождении и деяниях гетов» («Гетика»). Пре-



ломление христианской концепции истории в его мировоззрении. 

Агиография как форма воплощения исторического сознания.

 

 

4. Представление об истории в VIII-IX вв. 



«Церковные  истории»  как  специфическая  форма  историописания.  Преломление  в  них 

библейской методологии.  

Истории германских народов — эволюция концепции и жанровых особенностей. Отражение 

истории  франков  в  произведениях  Григория  Турского.  «История  франков»  Григория 

Турского. Григорий Турский как историк и агиограф.  

История  государства  Вестготов  («История  королей  готов»)    в  изложении  Исидора 

Севильского  .  

«Церковная  история  народов  англов»  Беды  Достопочтенного,  первого  английского 

историка.  

Общие условия развития историописания и исторического знания в каролингский период. 

Историография  каролингского  периода  и  ее  особенности.  Исторические  сочинения, 

созданные  в  границах  каролингского  мира.  Способы  описания  прошлого  в  анналистике  и 

генеалогиях.  

Способы  описания  прошлого  в  авторских  исторических  сочинениях.  У  истоков 

каролингского  возрождения:  Павел  Диакон  и  «Деяния  мецских  епископов».  «История 

лангобардов» Павла Диакона.  



10 

Представления  о  мире,  обществе  и  человеке  в  Каролингскую  эпоху.  Специфика 

восприятия христианства франками (графиня Дуода Септиманская). 

Эйнхард  —  типичный  представитель  каролингской  историографии.  «Жизнь  Карла 

Великого»  Эйнхарда  и  проблема  античного  влияния  на  историографию  средневековья. 

Эйнхард и Астроном: жизнеописания двух императоров. 

Между биографией и gesta: Теган Трирский и «Деяния императора Людовика». Нитхард и 

его «Истории в четырех книгах». Ноткер и «Деяния Карла Великого».  

Аудитория исторических произведений и практики чтения в IX–XII вв.



жүктеу 0.51 Mb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©emirb.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет