Красота жизни и черемуховый торт



жүктеу 36.44 Kb.
Pdf просмотр
Дата28.01.2017
өлшемі36.44 Kb.

18

MusicuM  # 4

Алёна Баева

Красота жизни и черемуховый торт

 

Недавно Алёна посетила столицу, чтобы участво-



вать в праздновании творческого юбилея своего учителя — 

профессора Московской консерватории Эдуарда Грача, и мне 

удалось «задержать» ее для беседы. А помогла в организации 

этой встречи популярная социальная сеть, где я воспользо-

вался приглашением Алёны посетить ее персональную стра-

ницу и в свою очередь пригласил ее на это интервью.



Побывав на Вашей странице, я наткнулся на за-

мечательную фразу, что «можно всё успеть, глав-

ное  —  список  “всё”  правильно  откорректиро-

вать»… Что приходится корректировать с появ-

лением в Вашей жизни детей?

Во-первых, приходится работать над приорите-

тами, каждый день, каждый час, и гораздо жестче, чем 

приходилось до этого. Я научилась планировать. Мно-

гие мои друзья шутили: «Ты же потеряешь ребенка где-

нибудь, забудешь его в такси». Я типичный пример твор-

ческого человека, который забывает надеть ботинки, вы-

ходя на улицу, теряла паспорта много раз.



Но время для общения с детьми все-таки остается?

Остается. И для меня самое важное быть к детям 

как можно ближе, особенно в первые годы. Они должны 

запомнить маму, и я должна привыкнуть к мысли, что 

они у меня есть… Родить — это самое простое, что мож-

но сделать, особенно в моем случае, и сейчас начинается 

самое интересное.

Чему Вы учите своих детей и чему они научили Вас?

Мне было всего двадцать три, когда у меня родился 



Алёна Баева — музыкант, всегда открытый для общения, и это невозможно не ощу-

тить на ее концертах. Ее выступления вовлекают вас в диалог — эмоциональный 

и интеллектуальный, выстроенный, как в шахматной партии, и одновременно спо-

собный удивить спонтанностью музыкального решения. Алёну по праву можно счи-

тать одной из самых ярких звезд нового поколения, ее успешная карьера началась 

с побед на престижнейших мировых состязаниях, в числе которых Международный 

конкурс имени Г. Венявского в Познани. С тех пор в ее музыкальной и личной жизни 

произошло много изменений. Сейчас Алёна живет в Люксембурге, она дважды мама, 

что не мешает, а, как это ни парадоксально, только помогает собираться и справ-

ляться с плотностью концертного графика. Её репертуар невероятно обширен, она 

играет с лидирующими симфоническими оркестрами мира. По приглашению Валерия 

Гергиева 6 мая в Оренбурге скрипачка выступит в рамках Пасхального фестиваля.

Фото Владимира Широкова

19

MusicuM  # 4

сын, я ничего не знала о детях, смотрела на людей с коля-

сками, как на инопланетян. Я почитала книги по психологии 

Жана Пиаже и по-другому начала смотреть на взрослых лю-

дей. На самом деле мы все немножко дети. Общаясь с ними, 

я в чем-то узнаю себя. Они — просто зеркало, и я больше 

учусь у них, чем сама учу. И не важно, что ты им говоришь, 

а важно то, куда вы смотрите вместе.

Будете учить их профессионально музыке?

Уверена: если бы Вы меня спросили пять лет назад, 

я бы ответила: «Ни за что!» Слишком много музыкантов, 

и в таком количестве они не нужны. Потом я решила, что 

это замечательно — это развитие памяти, это математика, 

это как иностранный язык в искусстве, это история — всё 

вместе! И какие-то секреты, которые я знаю и стараюсь на-

ходить, — они не столько о музыке, они про чувства, ощу-

щения, интуицию, закономерности. И это безумно интересно 

изучать, замечать, даже с маленькими!



Сложно,  наверное,  открывать  что-то  для  себя 

впервые. Случались ли с Вами какие-либо насто-

ящие музыкальные откровения?

Я  периодически  влюбляюсь  в  разные  концерты, 

и в новые, и в старые. И эти моменты запоминаются на всю 

жизнь, они меняют что-то внутри. Я как-то с одним рос-

сийским оркестром играла концерт Брамса после долгого 

перерыва. И во время тутти, когда скрипки начали играть 

побочную партию, поняла, что у меня мурашки бегут. Я бы-

ла абсолютно счастлива от того, что слышу эти несколько 

нот! И это совершенно новое ощущение в музыке вдохнов-

ляет невероятно.



Вам посчастливилось познакомиться со многими 

великими музыкантами. Какие встречи стали для 

Вас незабываемыми?

  Мы очень близко общались с Иври Гитлисом, он при-

езжал на мастер-классы в Израиле, ему сейчас уже за девяно-

сто! И «Муки любви» Крейслера — это первое, что я услы-

шала в его исполнении. В первый раз в жизни у меня поли-

лись слезы из глаз. Не скажу, что я сентиментальный чело-

век… Но я не поняла, что произошло, и это было невероятно… 

Очень похожее воздействие на меня оказала Ида Гендель. Со-

вершенно другая манера игры, совершенно другие средства, 

которые она используют. Но такие ощущения, что тебя, как 

маленького, берут за шкирку и делают всё, что хотят.

Мне было 15 лет, и я задала ей тогда глупый вопрос, 

который занимал меня тогда: «Ида, Вы столько раз играли 

концерт Чайковского и до сих его играете, как же Вы на-

ходите что-то новое в нем до сих пор, как сохраняете све-

жесть восприятия?» Она посмотрела на меня, как на пре-

дателя: «Как ты можешь так говорить! Это же совершенно 

невероятная музыка, и я каждый раз счастлива, что буду ее 

играть!» Это меня переключило, и я до сих пор помню эти 

слова и понимаю, почему она так сказала. Потому что в му-

зыке существует неограниченное количество возможностей, 

и даже иногда страшно от того, чего можно достичь.



У Вас недавно был дебют в парижском зале Плей-

ель. Вы сыграли Второй концерт Шостаковича 

с оркестром Мариинского театра под управлени-

ем Валерия Гергиева.

Он уникальный человек, и я не первый, кто это 

говорит. Он сочетает в  себе несколько самых важных 

качеств, которые объединяют людей и собирают всех, кто 

с ним рядом, в такой энергетический канал! Это свойство, 

без которого не может быть настоящего дирижера и чего 

не хватает большинству дирижеров, даже очень извест-

ных и успешных. Гергиев доверяет людям, провоцирует 

их на то лучшее, что они могут сделать.

Вы принимаете участие в нынешнем Пасхальном 

фестивале, который охватит практически всю Рос-

сию. Если говорить о наших городах и залах, где 

Вы ощущаете себя особенно комфортно?

В Новосибирске, наконец-то, построили новый за-

мечательный зал, где приятно играть, очень хорошая аку-

стика. В новосибирском Академгородке традиционно про-

ходят концерты, и такой атмосферы и публики, как там, 

в мире больше нет. Но одно из ярких впечатлений от Ново-

сибирска — черемуховый торт. Вы никогда не слышали? 

Это классический сибирский рецепт, который знает любая 

хозяйка. Я теперь покупаю эту молотую черемуху и де-

лаю такой торт дома, это имеет огромный успех и в Евро-

пе тоже. Безумно вкусно, он еще немножко поскрипывает 

на зубах… Я приезжаю в Новосибирск и покупаю обычно 

торт целиком — и за три дня его съедаю! А в Краснояр-

ске мне как-то на сцену вынесли в бумажном подарочном 

пакете ватрушки. Я когда пришла в гостиницу и увидела 

их, чуть не прослезилась, потому что нигде в мире такого 

не может быть в принципе. Зима, темно, всё закрыто, ты 

приходишь один, как обычно после концерта с оркестром, 

в гостиницу, и видишь эти ватрушки — самый лучший 

момент за день после концерта! Так что в России публика 

уникальная и удивительно образованная.

А если поговорить о путешествиях вообще, куда бы 

Вам хотелось обязательно вернуться?

Вернуться  мне  хочется  в  Новую  Зеландию.  Вы 

не представляете, как это невероятно красиво. Совершен-

но другая планета, там другого цвета небо, трава, вода. Мы 

брали палатку, ночевали в поле, на холме, на берегу озера, 

в русле высохшей реки — это невероятно красиво. И там 

практически нет людей. Это был один из тех случаев, когда 

я только отдыхала две недели, не играла.



Возвращаясь к концертной теме, хочу спросить 

про Ваш сценический имидж. Как происходит вы-

бор концертного платья, например?

Когда человек стоит на сцене, когда на него все смо-

трят, было бы здорово, если бы он хорошо выглядел. Чест-

но говоря, я не очень много уделяю этому времени, это до-

вольно скучно. Половина моих концертных платьев куплена 

в срочном порядке — не пришел багаж, и я шла в ближай-

ший магазин вечерних или свадебных нарядов. Но были мо-

менты, когда я не успевала подготовиться к концерту, была 

сильно поглощена тем, что предстоит сыграть. Я не выгля-

дела на сцене так, как обычо стараюсь, но люди совершенно 

этого не замечали. Наверное, многое зависит от какой-то 

энергетической подачи, это все немножко гипноз — если ты 

веришь в то, что делаешь, это убеждает людей. Вот Марта 

Аргерих, такая седая и растрепанная — это же образ! Лю-

ди не могут быть стандартизированы в стремлении к кра-

соте. И профессор в разных ботинках — это тоже своего 



рода красота жизни!

Интервью провел Алексей Королёв


жүктеу 36.44 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©emirb.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет