Көркемөнерден білім беру



жүктеу 1.07 Mb.

бет1/10
Дата31.05.2017
өлшемі1.07 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ISSN 1728-8657 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

«Көркемөнерден білім беру:  

өнер - теориясы - əдістемесі» сериясы

 

 

 

Серия «Художественное образование:  

искусство - теория - методика» 





 

 

2

2

 

 

(

(

1

1

9

9

)

)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

А

л

л

м

м

а

а

т

т

ы

ы

,

,

 

 

2

2

0

0

0

0

9

9

 

 

 

 

1



Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университеті 

Казахский национальный педагогический университет имени Абая 

 

 



ХАБАРШЫ 

ВЕСТНИК 

 

 



«Көркемөнерден білім беру: өнер - теориясы - əдістемесі» сериясы 

Серия «Художественное образование: искусство - теория - методика»  

№ 2 (19) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2009 

 

 

2



Хабаршы. «Көркемөнерден  білім  беру:  өнер - теориясы  -

əдістемесі» сериясы. – Алматы: Абай атындағы ҚазҰПУ. - 2009. – №2 (19).-

92 бет. 


Вестник. Серия «Художественное образование: искусство - теория 

методика». - Алматы: КазНПУ им.Абая. - 2009. - №2 (19). -92 с. 

 

 

 

 

Бас редактор 

ҚР СО мүшесі,  пед.ғыл.к., профессор  Б.Е.ОСПАНОВ 

 

Редакция алқасы: 



пед.ғыл.к., доцент  С.Н.Данилушкина (жауапты хатшы), 

филос.ғыл.д., профессор  Б.Р.Қазыханова, 

пед.ғыл.д., профессор  Б.А.Альмухамбетов, 

пед.ғыл.к., доцент  Н.Г.Назарова, 

арх.к., доцент  Т.С.Қараменді 

 

 

 

Главный редактор 

член Союза художников РК, к.п.н., профессор Б.Е.ОСПАНОВ 

 

Редакционная коллегия: 



к.п.н., доцент С.Н.Данилушкина (ответ.секретарь), 

д.филос.н., профессор Б.Р.Казыханова, 

д.п.н., профессор Б.А.Альмухамбетов, 

к.п.н., доцент Н.Г.Назарова, 

к.арх., доцент Т.С.Караменді 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



© Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университеті, 2009 

 

 

3



КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК ОСНОВАНИЯ 

ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ МЕТОДИК 

(на примере художественного образования) 

 

Ж.Н. Шайгозова - 

к.п.н., старший преподаватель КазНПУ им. Абая 

 

Появление  и  стремительное  распространение  в  современной 

педагогической  теории    такого  феномена  как  поликультурное  образование 

обусловлено многими причинами. Для социологов они одни, для психологов 

другие.  Педагоги  наиболее  значимыми  выделяют  следующие:  подготовка 

молодежи  в  условиях  многонациональной  и  поликультурной  среды; 

формирование  умений  общаться  и  сотрудничать  с  людьми  разных 

национальностей,  рас,  конфессий;  развитие  планетарного  мировоззрения; 

создание  условий  для  формирования  культурной  идентичности  детей  и 

многие  другие.  Не  осталось  в  стороне  от  этого  процесса  и  художественная 

педагогика,  хотя  ее  роль  в  реализации  идей  поликультурного  образования 

далека от своего решения. А ведь именно искусство, по мнению М.С. Каган 

выполняет  тем  самым  лишь  ему  доступную  миссию – силой  переживания 

создаваемой им «художественной реальности» приобщать людей к культуре 

своего  времени  и  своего  народа,  а  через  нее  к  основному,  инвариантному 

содержанию культуры человечества» /1/.  

Изучение  проблемы  реализации  базовых  идей  поликультурализма 

через дисциплины художественно-эстетического цикла показало, что еще не 

раскрыты теоретико-методологические основы интеграции художественного 

и поликультурного образования; не достаточно изучены вопросы подготовки 

будущих 

учителей 

изобразительного 

искусства 

к 

реализации 



поликультурного  образования  и  естественно,  что  должным  образом  не 

определены  практические  (прикладные)  знания  педагога,  т.е.  четко  не 

разработана  адекватная  методика  поликультурного  образования  и 

воспитания.  В  данной  статье  мы  попытаемся  проанализировать  некоторые 

культурологические  модели,  которые  могли  бы  служить  основанием 

поликультурных  методик,  адекватных  содержанию  художественного 

образования.  Согласно  мнению  М.С.  Уварова  среди  наиболее  популярных 

культурологических  моделей,  которые  могли  бы  служить  основанием 

поликультурных  методик,  можно  отметить  синергетическую  и  структурно-

функциональную, которые имеют черты сходства. При этом он отмечает, что 

при  всех  несомненных  аргументах  такого  подхода,  вызывает  большое 

сомнение  понимание  поликультурности  (впрочем,  как  и  самого  механизма 

развития  культурного  бытия)  в  универсалистском  ключе.  Возникает 

ощущение,  что  подобные  модели  плохо  применимы  на  практике  и  могут 

привести лишь к внешнему, неуправляемому размножению тактик и методик 

образования /2/. Так  как,  нас  интересуют  конкретно  прикладные  аспекты 



 

 

4



реализации идей поликультурализма в системе художественного образования 

(включая уровни: детский сад–школа-колледж-вуз) попытаемся разобраться в 

преимуществах  и  недостатках  тех  или  иных  культурологических  моделей  в 

русле  обозначенной  проблемы.  Для  этого  мы  должны  четко  определиться  в 

целях  и  задачах  «поликультурно  построенного»  художественного 

образования.  Основной  целью  поликультурного  образования  (вообще) 

является 

воспитание 

поликультурной 

личности. 

Художественные 

дисциплины обладают тем огромным воспитательным потенциалом, который 

необходим  для  формирования  поликультурной  личности,  так  как  усвоение 

национальной  и  мировой  художественной  культуры  переходит  в  практику 

создания  художественных  произведений,  т.е.  включает  в  себя  не  только 

«развитие  художественного  сознания  и  художественного  вкуса»,  но  и 

обучение  «мастерству  воплощения».  Продолжая  мысль  разработчика 

Концепции этнокультурного образования Республики Казахстан (1996), Ж.Ж. 

Наурызбая о том, что усвоение национальной культуры “позволяет индивиду 

ощутить  личную  причастность  к  культуре  народа,  национальная 

идентификация получает индивидуальную окраску” надо добавить: усвоение 

мировой 


художественной 

культуры 

в 

свою 


очередь 

позволяет 

идентифицировать  себя  с  общечеловеческими  ценностями.  В  этой  связи 

ведущая  идея  нашего  исследования - формирование  поликультурной 

личности - может  быть  осуществлена  и  средствами  художественных 

дисциплин,  содержание  которых  строится  с  учетом  особенностей 

национальной и мировой художественной культуры.  

Исследования  в  области  синергетического  подхода  сложились  в 

определенное научное направление в восьмидесятых годах  двадцатого века. 

Сущность  этого  подхода  заключается  в  интеграции  разных  областей  наук 

(физика, химия, биология, психология, философия и т.д.) для «вычленения» 

универсальных  законов  эволюции,  одинаково  «справедливых  как  для 

физического, так и для биологического миров и социума» /2/. Так, в работе 

М.С. Кагана «Системно-синергетический подход к построению современной 

педагогической  теории» /1/ рассматривается  структура  онтогенеза, 

представляемого  как  процесс  закономерного  развития  антропо-социо-

культурной  системы.  Таким  образом,  через  «призму»  идей  синергетики 

М.С.Каган выделил следующие стадии онтогенеза: 

1.

 

Первая  стадия – младенчество  (от  рождения  до 3 лет): 



специфически  человеческое  духовное  общение  с  матерью,  которое 

впоследствии играет огромную роль в формировании способности духовного 

отношения к другим людям, к сверстникам, к людям вообще; 

2.

 



Вторая 

стадия 


(дошкольные 

годы: 3-7 лет): 

время 

самостоятельного  деятельного  существования,  которое  характеризуется 



доминирующей  активностью  воображения,  фантазии,  что  проявляется  в 

художественном творчестве детей.  

3.

 

Третья  стадия:  познание  бытия,  развивается  способность 



 

 

5



абстрактно мыслить. 

4.

 



 Четвертая стадия (время полового созревания): в данный период 

у  молодых  людей  старшего  школьного  возраста  резко  возрастает  интерес  к 

искусству, прежде всего к тем его видам и жанрам, в которых центральным 

предметом изображения являются отношения любви. Именно в этом возрасте 

учителя  должны  стать  «поводырями»  в  бесконечно  богатом  мире 

художественных  ценностей  и  произведений  современной  массовой 

культуры;  

5.

 



Пятая  стадия – стадия  самовоспитания,  период  самостоятельно 

вырабатываемой иерархической системе ценностей взрослого человека; 

6.

 

Шестая стадия (старость): деятельностная доминанта – общение.  



Наиболее  содержательными  для  художественного  образования  в 

данной  структуре  являются  глобальные  положения  по  вопросам 

художественного  воспитания  на  разных  возрастных  ступенях  (для  нас 

интерес представляет так называемое «институциальное» время), в частности  

на второй стадии онтогенеза, в детских садах необходимо переоценить роль 

занятий  изобразительным  искусством  и  конструировать  их  содержание  с 

целью  развития  воображения  и  фантазии  детей  (особая  активность 

правополушарных  зрительных  образов).  Таким  образом,  на  данной  стадии 

роль педагога заключается в развитии воображения ребенка.   

Во  время  обучения  в  начальной  школе    (третья  стадия)  сознательно 

активизируется  работа  левого  полушария,  однако  в  этом  возрасте  по 

выражению М.С. Каган «свободная игра воображения» сохраняется. Поэтому 

необходимо  поддержка  активной  деятельности  фантазии  с  имманентной  ей 

свободой  творчества,  что  требует  включения  в  программу  занятий  более 

широкий круг видов искусства – от традиционных художественных ремесел 

до современной художественной фотографии.  

Исходя  из  особенностей  полового  созревания  индивида  выделяется 

следующая  стадия  онтогенеза.  С  позиции  синергетики  переход  индивида  (в 

период  полового  созревания)  от  хаоса  к  «самостоятельно  вырабатываемой 

иерархической  системе  ценностей»  неизбежный  и  необходимый  процесс 

эволюции  человеческого  сознания.  Поэтому  во  многом  данный 

противоречивый  возрастной  период  квалифицируется  психологами  как 

«трудный».  И  роль  искусства  на  этом  возрастном  этапе  становится 

решающей,  так  как  оно  «обладает  способностью  безгранично  расширять 

поневоле  узкий  в  пространстве  и  времени  реальный  жизненный  опыт, 

который человек, живя в художественной реальности» /1/.  

Следующая  стадия – студенческая  жизнь.  На  этом  этапе  воспитание 

приобретает  новую  форму  самовоспитание.  Тогда  задача  педагога  высшей 

школы  состоит  в  том,  чтобы  стимулировать  студентов  к  самостоятельной 

деятельности в области расширения своего духовного кругозора. Из анализа 

системно-синергетического 

подхода 


к 

построению 

современной 

педагогической 

теории, 

разработанным 

М.С.Каганом 

выделяются 



 

 

6



определенные  черты  будущих  «поликультурных  методик»,  адекватных 

содержанию  художественного  образования.  Ценными  для  нас  являются 

положения о пяти основных видах деятельности: познавательная (получение 

субъектом  информации  об  объекте);  ценностно-ориентационная  (осознание 

субъектом  значения  для  него  объекта);  преобразовательная  (изменение 

субъектом  объекта);  общение  как  межсубъектное  взаимодействие 

(достижение  единства  действующих  лиц  при  сохранении  субъектной 

уникальности каждого) и, наконец, художественное освоение мира (именно в 

нем все четыре предыдущих вида слиты воедино) /2/.  

Все  перечисленные  виды  деятельности  могут  быть  реализованы  через 

«поликультурно» сконструированное художественное образование: познава-

тельная  функция  реализуется  через  усвоение  национальной  и  мировой 

художественной  культуры  (изучение  всех  пластических  видов  искусства 

разных культур); ценностно-ориентационная (через изучение к пониманию и 

принятию  «своей»  и  «других»  культур,  приводящее  к  формированию  опре-

деленной  иерархии  ценностей  общечеловеческого  масштаба);  преобразова-

тельная (в разных плоскостях: создание практического произведения; духов-

но-идеального – модель,  проект,  мечта;  культурное  наследие);  общение  (в 

разных  плоскостях:  внутриличностый  диалог,  ученик-учитель,  художник-

зритель,  диалог  культур  (искусств)  восток – запад;  между  типами  в  рамках 

одной  национальной  культуры  и  т.д.)  и  все  интегрируется  в  функции 

«художественного освоения мира» ребенком, подростком, юношей, молодым 

человеком.  

Наиболее интересной для нашего исследования являются идеи диалога 

культур, формирования диалогического мышления как будущего фундамента 

поликультурного процесса во всех его основных проявлениях, и в частности 

на  примере  художественного  образования.  Идеи    философии  диалога  

разрабатывались в трудах М.М. Бахтина, В.С. Библера, М.К. Мамардашвили, 

Ю.А.  Шрейдера,  М.  Бубера  и  других.  Основные  положения  теории  диалога 

культуры были заложены М.М. Бахтиным /3/. Дальнейшее обоснование этой 

теории  продолжено  В.С.  Библером.  По  определению  В.С.  Библера,  диалог, 

понимаемый  в  идее  культуры – это  не  диалог  различных  мнений  или 

представлений, это – всегда диалог различных культур» (в пределе – культур 

мышления, различных форм разумения); общение в культуре – это не обмен 

информацией,  не  «разделение  труда»,  не  «участие  в  общем  деле»  или  в 

«общем  наслаждении».  Это  событие  и  взаимодействие  двух  (и  многих) 

совершенно  разных  миров – различных  онтологически,  духовно,  душевно, 

телесно /4, c.131/. Применительно  к  нашему  исследованию  сказанное 

означает,  что  сущность  «диалога  культур»  заключается  не  в  простом 

сравнении,  сопоставлении,  взаимодействии  культур,  а  в  «логике  диалога 

логик», «споре возможностей культуры». Иными словами можно сказать, что 

диалог  национальных  художественных  культур - это  диалог  различных 



 

 

7



культур  мышления,  нашедших  свое  отражение  в  произведениях 

национального искусства. 

Исследователи выделяют несколько видов диалога: внутриличностный 

(противоречие  сознания  и  эмоций);  диалог  как  речевое  общение  людей 

(коммуникативная  технология);  диалог  культурных  смыслов,  на  котором  и 

строится 

технология 

диалога 


культур. 

Следовательно, 

изучение 

художественной культуры с позиций понимания особенностей национальной 

картины  мира,  свойственной  этому  этносу  (другим  культурам  и  их 

создателям),  способствует  формированию  в  сознании  обучающегося  «двух 

различных  углов  зрения  на  предметы  и  явления  окружающего  мира, 

представленных  двумя  различными  культурами».  И  только  в  этом  случае 

возникает диалог культур, ведь «диалог культур - не столько общение разных 

сознаний,  сколько  общение  образов  разных  культур  в  рамках  одного 

сознания» /4, с. 165/. По  мнению  исследователей,  в  результате  реального 

«диалога  культур»  в  сознании  учащегося  формируется  интеркультура.  В 

современной  научно-педагогической  литературе  под  интеркультурой 

понимается совокупность познавательных средств и знаний о своей и чужой 

культурах.  Итак,  содержание  занятий  по  изучению  национальных 

художественных  культур  должно  отражать  особенности  мировидения, 

миропонимания,  картины  мира  конкретного  этноса  в  конкретной 

художественной  культуре.  Задача  педагога  состоит  в  том,  чтобы  поднять 

сознание  учащегося  до  такого  уровня,  при  котором  он  почувствует 

необходимость  сравнивать  разные  картины  мира,  представленные  в  разных 

художественных культурах (реальный диалог культур происходит в сознании 

учащегося,  который  осмысливает  различия  между  художественными 

образами двух культур). Таким путем формируется интеркультура или иначе 

ее называют поликультурой. 

 

1.

 

Каган  М.С.  Системно-синергетический  подход  к  построению 

современной педагогической теории. - М.: Наука, 1999.-С.17 – 27. 

2.

 

Уваров  М.С.  Философия  поликультурного  образования  и  ее 

альтернативы. - М.: Философия, 2007. – С.34-43. 

3.

 

Бахтин  М.М.  Эстетика  словесного  творчества. – М.: 

Искусство, 1979. – 424 с.    

4.

 

Тарасов  Е.Ф.  Межкультурное  общение – новая  онтология 

анализа  языкового  сознания //Этнокультурная  специфика  языкового 

сознания/Под ред. Н.В. Уфимцевой – М.: Институт языкознания РАН, 1996. 

- 166 с. 

 

Түйін 



Бұл  мақалада  көркемдік  білім  беру  тəжірибесінде  полимəдениеттік 

əдістің  негізі  ретінде  мəдениеттік  моделдер  қаралған.  Белгілі  ғалымдардың   

негізгі жұмыстарына талдау жасалынған.  


 

 

8



Summary 

In given clause are considered models as the bases of polycultural 

techniques on an example of art formation. It is analyzed fundamental works of 

known scientists. 



 

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 

ПЕРЕДАЧИ САКРАЛЬНОГО ЯЗЫКА ЖИВОПИСИ 

 

Б.Б.Нурбатыров - 

заместитель декана по воспитательной работе ХГФ КазНПУ им. Абая 

 

Всем  известно,  что  любой  вид  искусства  существует  только  потому, 



что  может  выразить  на  присущем  ему  специфическом  языке  нечто, 

непередаваемое  никакими  другими  способами.  Не  касаясь  грамматики 

живописного  языка  (стиль,  сюжет,  композиция,  живописная  техника, 

колорит,  рисунок),  обратимся  к  элементам,  которые  и  составляют 

сакральный язык искусства. Это – прежде всего – цвет, как самодостаточная 

сущность; - внутренний  свет,  свечение  живописи,  и  наконец,  состояние, 

которое  несет  картина,  составляющая  «душевный  резонанс»  создающего  и 

воспринимающего.  Изучение  основ  живописного  языка  является  не 

самоцелью,  но  все-таки  основой  профессионализма  будущего  художника-

педагога.  Овладение  языком  живописи  помогает  в  дальнейшем  автору 

реализовать  свой  «свободный»  творческий  порыв,  выразить  нечто  личное  в 

работе.  Как  правило,  зритель,  воспринимающий,  не  знает  специфики  языка 

(за  исключением  специалистов  в  области  изобразительного  искусства). 

Восприятие  искусства - процесс  интуитивный  и  глубоко  индивидуальный, 

связанный  не  столько  со  знаниями,  сколько  с  чувствами,  с  опытом 

состояний,  опытом  души.  Будущему  художнику  же  знание  языка 

необходимо,  так  как  владение  в  совершенстве  языком  и  называется 

профессионализмом.  

Сакральный 

язык 


искусства 

направлен, 

прежде 

всего, 


на 

воспринимающего,  непосредственно  на  чувства  и  эмоции  зрителя,  минуя 

рациональную  оценку.  Представляете,  какой  уровень  профессионализма 

должен  быть  у  художника,  чтобы  вызвать  тот  или  иной  «поток»  чувств  и 

эмоций у зрителя своей работой? Ведь глобальная сущность всего искусства 

– это через произведения воспитывать, формировать умение видеть жизнь и 

красоту  мира.  В  живописи  началом  всех  начал  является  цвет.  Он не только 

наполняет  форму  и строит  ее, но служит  идейным  выражением  замысла 

художника. «Цвет,  заключенный  в форму,  дает  образ.  Соотношения  цветов, 

распределенных  в формах,  есть  произведение  живописи —  то есть 

законченное целое — произведение, воспринимаемое посторонним зрением, 


 

 

9



не требующее  никаких  дополнений  либо  иллюстраций  к самому  себе» — 

пишет знаменитый русский советский художник К. С. Петров-Водкин. Таким 

образом,  цвет  не  только  эмоционально  окрашивает  зрительное  восприятие, 

но  и  непосредственно  связан  со  сверхчувственным  восприятием.  Вечно 

текущие,  изменчивые  цвета – чистая  сфера  бессознательного,  связанная  с 

несоизмеримо  более  высокими,  по  сравнению  с  обыденными,  скоростями 

обработки  информации.  Об  этом  в  частности  свидетельствует  опыт 

измененных  состояний  сознания.  Выходя  на  уровень  сознания,  цвет 

фиксируется, становится атрибутом предмета, переходит в иное качество, но 

именно в цвете сильнее всего живет память о других сферах бытия. Отсюда, 

своеобразной  сакральной  функцией  искусства  является  сохранение  и 

развитие способности сверхчувственного восприятия. 

В  центре  внимания  психологии  изобразительного  искусства  Н.Н. 

Волкова — проблемы  создания  и  восприятия  произведений  искусства  как 

проблемы  создания  и  понимания  языка  живописи,  смысла  художественного 

произведения.  Живописное  изображение,  по  мысли  Волкова, — не  простое 

подражание  действительности,  а  перевод  на  язык  искусства,  что  всегда 

является  истолкованием-интерпретацией.  Это  требует  от  живописи 

выработки  своей  системы  опосредования,  т.е.  возникновения  и  развития 

своего языка, который изменяется от эпохи к эпохе. Меняющиеся видение и 

изображение художником мира изменяли восприятие зрителя, его видение и 

понимание  изображения.  Таким  образом,  искусство  и  культура  в  целом 

становятся  факторами,  детерминирующими  развитие  художественного 

восприятия  человека.  Отличительной  особенностью  художественного 

восприятия  цвета  как  результата  культурно-исторического  развития, 

изобразительной и художественной практики человека является обогащенное 

восприятие  цвета,  когда,  кроме  своих  основных  или  собственных  качеств, 

цвет приобретает несобственные.  

Эффект воздействия истинно живописного сакрального языка основан 

на присутствии в картине избыточной с точки зрения внешнего содержания 

информации – прежде  всего  колорита  как  сочетания  цветов,  подобного 

музыкальной  тональности,  ритма,  пластики,  динамики,  внутреннего  света, 

скрытых  ассоциаций.  Именно  эти  средства  позволяют  передавать  тонкие 

нюансы  состояний,  эмоционально-чувственную  информацию.  В  так 

называемом  «пейзаже  настроения»  находят  свое  отражение  тоска,  грусть, 

безнадежность  или  тихая  радость.  Мастера  романтического,  лирического 

пейзажа, пейзажа настроения – это Левитан, Саврасов, Айвазовский и др. В 

анализах  и  описаниях  творчества  живописцев  часто  можно  встретить 

формулировку  «левитановский  пейзаж  настроения»  или  «саврасовский 

лиризм».  Под  этими  словами  подразумеваются  не  столько  особенности 

манеры  письма,  сколько  богатство  особенных  переживаний,  запечатленных 

на картинах.  

Начинающий  художник  должен  многому  и многому  учиться, 


 

 

10



но учебный 

процесс 


нельзя 

механически 

отделять 

от творчества. 

Занятия живописью - не  формальные  упражнения.  Живое  отношение 

к изображаемому,  интерес,  чувства,  вкус —  все  это  необходимые 

«участники»  наших  занятий.  И в этом  отношении  пусть  начинающий,  вне 

зависимости  от уровня  своей  подготовленности,  чувствует  себя  именно 

художником,  и тогда  овладение  изобразительными  средствами  будет 

служить  этой  цели.  Мы хотим  помочь  каждому  из вас  раскрыть  свои 

способности, чтобы ваша дальнейшая самостоятельная работа приносила вам 

радость творчества.  

 

 

1.

 

Аллахвердов  В.М.  Психология  искусства.  Эссе  о  тайне 

эмоционального  воздействия  художественных  произведений. - СПб.:  ДНК, 

2001.  

2.

 

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974.  

3.

 

Барабанщиков  В.  А.  Восприятие  и  событие. - СПб.:  Алетейя, 

2002.  

4.

 

Знаков  В.В.  Понимание  произведения  искусства // Психология 

искусства: В 3-х т. - Самара: Изд. Самарский гос. пед. универ. 2003. - Т.1. - 

С.29–33.  

5.

 

Зинченко  В.П.  Психологические  аспекты  влияния  искусства  на 

человека // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 4. - С. 3–21.  

 

 



Түйін 

Бұл  мақалада  көркем-  сурет    факультеті  студенттерінің  сокральдық 

живопись түрін орындай білу қабілеттілігін  дамыту ерекшеліктері қаралған.  

 

Summary 



In given clause features of formation at students of is art-graphic faculty of 

transfer of sacral language of painting are considered. All necessary conceptual 

device on a problem of research proves. 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

11




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


©emirb.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал