К 120- летию Султанбека Ходжанова



жүктеу 311.36 Kb.
Pdf просмотр
Дата09.01.2017
өлшемі311.36 Kb.

    

 

 



 

             

 

 

 



 

 

 



 

К 120- летию 

Султанбека Ходжанова 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

                   К 120- летию Султанбека Ходжанова

1

 

                                                      

                                                      

«С.Ходжанов  был  высоко  образованным 

человеком,  возглавлял  наркоматы  внутрен-                        

них  дел,  просвещения,  земледелия  Туркестана, 

стал  первым  главным  редактором  газеты  «Ак 

жол»,  многое  сделал  для  повышения  самосо  -

знания  казахского  народа,  был  подвижником 

культуры,  опорой  для  ученых,  деятелей  науки   

и культуры».  

                               Н. Назарбаев («Казахстанская                               

правда». Декабрь, 1994). 

                          

                           Видный  государственный,  общественный,  политический    

деятель Казахстана и Средней Азии, ученый, публицист, поэт, 

переводчик, литературовед, педагог, просветитель Султанбек 

Ходжанович  Ходжанов  родился  в  1894  году  в  ауле  Аксумбе 

Сузакского  района  Южно-Казахстанской  области  в  семье 

бедняка-скотовода.  

        10  сентября  2014  года  исполняется  120  лет  со  дня  его 

рождения.  

         Мальчик  рос  смышленым,  и  поэтому,  когда  казахские 

баи  побоялись  отдать  своих  детей  на  обучение  в  русско-

туземную  школу,  опасаясь  нежелательного  влияния,  повезло 

Султанбеку.  Умея  читать  по-арабски,  но  не  зная  ни  одного 

слова  на  русском  языке,  он  успешно  окончил  её.  Для  того, 

чтобы обеспечить себя, маленькому Султанбеку приходилось 

работать  подмастерьем  у  сапожника.  Затем  последовали 

Туркестанское городское училище и Учительская семинария 



1.Ходжанов – фамилия написана согласно документам, что, 

думаю,  необходимо  практиковать  для  сохранения  истори-

ческой  правды  и  в  работах  других  авторов,  пишущих  на 

русском и на казахском языке.  

  

Туркестанское  городское  училище  и  Учительская  семинария 

г.Туркестана. Позднее в Москве   Ходжанов   был слушате -

лем  Курсов  марксизма-ленинизма  при  Коммунистической 

Академии ВКП(б). 

       Уже  юного  Султанбека  очень  волновало,  что  до  рево  - 

люции у казахского народа было слишком малое представи -

тельство в государственных структурах, по - существу как бы 

не  было  своей  родины,  чему  способствовала  колониальная 

политика,  советский  тоталитаризм,  и  поэтому  в  1915  году 

Ходжанов  активно  приступил  к  общественно-политической 

деятельности.  

           В  1916  году  Казахстан  и  Среднюю  Азию  потрясло  на-  

ционально-освободительное  движение.  Выражался  протест 

против  колонизаторской  политики.  Царские  власти  с  особой 

жестокостью подавили его. Население  оставалось безграмот-

ным, больным, темным, бедным. Положение его было тяже -

лым,  хозяйство  оставалось  на  низком  уровне  развития.  Тюр-

коязычная  молодежь  вынуждена  была  создать  подпольный 

кружок «Кеңес» (Совет).  Ходжанов явился одним из первых      

его  организаторов  и  руководителей.  С  молодости  умевший 

ставить  перед  собой  четкие  цели  он  высказывался  против 

отчуждения  от  власти  представителей  местных  народов: 

киргизов,  казахов,  туркмен,  таджиков  и  др.,  от  их  участия  в 

общественной  жизни.  Вскоре  мнение  Ходжанова  прозвучало   

на  Всероссийском  курултае,  проходившем  в  1917  году.    В      

это  же  время  Султанбек  стал  главным  редактором  газеты    

«Бірлік  туы»  (Знамя  единства),    основанной  Мустафой  Чо-  

каем. 

        Пора осуществления крупных реформ в Казахстане сов - 



пала  с  очень  сложным,  ответственным  периодом.  От  Фев  -

ральской революции 1918 г. Султанбек ожидал только хоро -

шее, мечтал об исполнении надежд. Заметное влияние на не-   


го  оказал  Мустафа  Чокай.  Как  старший  товарищ  он  помог 

разобраться   в области политических знаний, указал путь.  

 «Самой  запоминающейся  особенностью  Султеке  было  его   

стремление к знанию. Свою короткую жизнь он провел в поз -

нании, - говорила его супруга Гуляндам Ходжанова,  -  Осо -

бое  внимание  он  уделял  углублению  политических  знаний.  

Много  читал,  размышлял.  Советовался  с  опытными  людьми, 

опирался  на  народ.  Не  говорил:  «Не  знаю  того,  не  знаю 

этого».    

     В народе существует  много легенд,  рассказов  о его пред  - 

приимчивости, глубоких знаниях, решительном характере.   

     Народная  буржуазия  и  прослойка  интеллигенции,  из-  

влекшая  много  пользы  из  сложившихся  обстоятельств  для 

достижения  своих  целей,  объединилась  с  европейским  капи-  

талом  и  стала  хорошей  опорой  Временного  правительства    

России.  

       Свое  господство  стремилась  установить  и  мечеть,  оттес-   

няя      буржуазию.  Значительная  часть  мусульманского  руко-  

водства,  опираясь  на  религиозное  самосознание  народа,  ор  - 

ганизовало  объединение  «Улема».  Непримиримую  борьбу  с 

улемистами  на  страницах  газеты  «Бірлік  туы»  возглавлял 

Ходжанов.  

       В  1918  году  Султанбек  организовал  приготовление  на 

улицах  г.Туркестана  горячего  питания  (көже)  и  спас  тем 

самым от неминуемой смерти очень многих голодающих. 

       Уже в 1917 г., работая в русско - туземной школе в Фер -

ганской области, Султанбек показал себя умелым педагогом.   

В  1918  -1919  г.  он  преподавал  в  педагогическом  училище 

г.Ташкента  и  выделялся  острым  умом  и  железной  логикой.  

Еще  одну  грань  таланта  педагога  раскрыл  написанный  по  -  

арабски,  очень  интересно,  доступно  для  понимания  детей 

предназначенного  возраста  первый  учебник  по  математике    

для общеобразовательной школы.



1.С. Қожанұлы «Есеп тану құралы», Ташкент, 1924 г. 



Самым  ответственным,  плодотворным,  снискавшим  Ход-

жанову большой авторитет, был период его деятельности  

1920 – 1924 годов, когда Ходжанов был членом Президиума  

ЦК  Компартии  Туркестана,  Заместителем  председателя                  

ТурЦИКа.  Оперативность,  плодотворное  трудолюбие  дали 

возможность  деятелю  порой  одновременно  совмещать  не  -

сколько должностей. Так было, когда он исполнял обязаннос -  

ти трех народных комиссаров: внутренних дел, просвещения, 

земледелия.  В  многонациональной  республике  он  вырос  в 

большого государственного деятеля. 

      Султанбек Ходжанов принимал активное участие в работе 

X,  XIII,  XIV  съездов  Коммунистической  партии  Советской 

страны,  Всесоюзных  съездов  Советов,  V-VIII  съездов  Ком  - 

партии Туркестана, с IX-XIII съездах Советов Туркестанской 

республики. На каждом из них, на Ученых советах он отли  -

чался мудрыми высказываниями, проявлял живую заинтере - 

сованность в вопросах, вносил ценные продуманные предло -

жения. Говоря о том, что путь народов Средней Азии труден,  

груз  тяжел,  Ходжанов  выражал  уверенность  в  преодолении 

препятствий,  указывал  на  возможные  пути  выхода  из  сло-

жившихся ситуаций. 

       Так, на XII Всесоюзном съезде Советов в 1921 г., говоря о 

положении в республике Туркестан, он подробнее остановил- 

ся  на  постоянно  волновавшем  его  национальном  вопросе; 

внес предложения по обучению грамоте и просвещению на  -

родов, не имевших равенства при царском правительстве; ут-

верждал  необходимость  сохранения  их  традиций,  языка, 

развития культуры.  

       Чтобы победить безграмотность населения, - говорил вы -

ступающий,- необходимо открыть как можно больше общеоб- 

разовательных  школ,  трудовых  школ,  ПТУ.  Несмотря  на  то,  

что они будут созданы по образцу европейских, учебный про- 

цесс  в  них  должен  осуществлятся  на  родном  языке  учащих- 

ся,  -  считал  Ходжанов.  В  школе  должны  работать  образо-



ванные  люди,  которых  нужно  окружить  всесторонней  забо- 

той.  Для  того,  чтобы  вырастить  из  талантливых  представи  -

телей  местного  населения  хорошие  кадры,  необходимо  от  -

крыть при каждом ВУЗе подготовительные отделения, чтобы 

молодежь  могла  поступить  в  институт.  Оратор  затронул  и 

другие проблемы просвещения, добился увеличения выделя -

емых на просвещение средств с 14 до 20 %. 

      Ленину  понравилась  речь  нашего  земляка.  «Молодец,  го- 

рячий киргиз!» - похвалил он Султанбека, похлопав по плечу.  

Ходжанов ответил: « Горячие киргизы остались в степи. Они 

обязательно придут к вам». Владимир Ильич спросил о поло - 

жении на родине, побеседовали они о возможностях полного 

обучения грамоте и просвещения народов Туркестана. В зак - 

лючение  вождь  посоветовал  молодому  собеседнику  возгла  - 

вить на родине дело просвещения.  

      «  Обычно  муж  был  чем-  нибудь  озабочен,  но  в  тот  день  

Султекен вернулся домой радостным, - вспоминала Гуляндам,  

- Он оказался одним из немногих, говоривших с Лениным».  

     Внедрение  общеобразовательного  процесса  происходило   

в  условиях  равенства,  свободы.  Организующим  его  и  воп  - 

лощающим  в  жизнь  был  Ходжанов.  Работая  народным 

комиссаром просвещения республики Туркестан, он заслужил 

отличную  характеристику:  «Оценка  работы  т.Ходжанова  С. 

на должности наркомпроса Туркреспублики.  

      Товарищ  Ходжанов  на  указанной  должности  работает  с 

октября 1921 года. За весь период своей работы является фак-

тическим  руководителем  её:  обладает  большой  энергией  и  

инициативой, работу по своему ведомству сочетает с  общи  -

ми    государственными  задачами,  обладает  исключительны-  

ми  способностями  подбирать  работников  и  руководителей,  

настойчив  в  проведении  намеченных  задач.  Как  наркомпрос          

в  Туркестанских  условиях  незаменим.  Кроме  основной 

должности  т.  Ходжанов  совмещает  должность  наркомзема, 


где    также  выявил  себя  хорошим  руководителем,  знающим 

туркестанские условия работы».   

      Чем  бы ни занимался Султанбек Ходжанов, прежде всего 

он задумывался о нуждах народа. За них настоящий патриот 

непримиримо боролся   всю свою жизнь. Поддерживая тесные 

связи  с  трудящимися,  Султанбек  стремился  к  разрешению 

многих  сложных  проблем:  экономических,  социальных, 

культурных.  

      Огромный  вклад  Султанбека  Ходжанова  в  строительство 

жизни  казахского  и  других  народов  неоценим.  Много  людей  

писали о Ходжанове - ораторе, виртуозно владеющем словом.   

Столетний  О.Каймолдин  вспоминал:  «  Это  был  настояший 

чинар,  мастер  слова,  глубоко  мыслящий,  способный  умело 

высказать  то,  что  думает.  Политическая,  просветительская, 

воспитательная,  руководящая  деятельность  вполне  соответ  -

ствала этому незаменимому человеку»



     В  1923  г  заслуженный  деятель  Ходжанов  был  утвержден    



на  должность  наркома  земледелия  республики  Туркестан.  

Эта  работа    была  поистинне  плодотворной.  Вместе  с  тем  в   

политике  его  были  и  перегибы.  «  Я  требую,  чтобы  колони  - 

заторы  вернули  отнятые  земли»,  -  заявлял    Султанбек  Ход  - 

жанов.  Мнение  не  было  ошибочным,  но  возвращение  уже     

устоявшегося  далось  бы  нелегкой    ценой.  Вместе  с  тем,      

при принятии решения оно было учтено.  

     Ходжанов  не  только  прирожденный  государственный 

деятель,  образованный  наставник,  он  –  сильный    публицист, 

знающий 


журналист, 

талантливый 

акын, 

умелый       



переводчик,  чуткий  литературовед.  В  1920  г  Султанбек 

открывает  газету  «  Ақ  жол»  (Светлый  путь)  и  становится       

её  главным  редактором.  Почти  ежедневно  приносит  он  в 

редакцию  свои  статьи  с  тем,  чтобы  объяснить  читателям     

трудности текущего момента, помещает в ней эссе, свои 

1.

 

Каймолдин  О.  Человечность  для  него  была  святыней.     

Статья. На казахском языке.  


стихи  и  переводы  понятных  простому  читателю  произве  –

дений  Бальмонта,  Бедного,  чем  немало  способствует  про  -  

свещению  народа,  с  каждым  разом  оттачивая  своё  мастер  -  

ство.    Публиковался  Ходжанов  под  псевдонимами,  среди 

которых  часто  встречался  «Тоқпақ»  (колотушка),  и  в  журна-    

ле  «Шолпан»  (  казахское  название  планеты  Венера,  1923  ),    

газете  «Бірлік  туы»,  журнале  «Лениншіл  жас»  (  Ленинская 

смена или Ленинская молодежь).  

      Богатое  наследие,  состоящее  из  статей,  посвященных   

общественно  -  политическим  вопросам,  обучению  и  про  – 

свещению,  социально  -    культурным  проблемам,  вопросам 

литературы  оставил  нам  Султанбек  Ходжанов.  Самой  глав  -

ной  темой  автора  было  единство  казахской  государствен  –

ности.  Султанбек  всю  жизнь  боролся  за  то  чтобы  народ                    

«встрепенулся»,  «проснулся»,  отказался  от  инертности,  по  -

думал и объединился в одну единую силу. К этой цели дея –

тель стремился постоянно.  

      В  1925  году  он  пишет  о  том,  что  Наурыз    праздновался  

ещё до мусульманства, это – не религиозный праздник. При-  

зывал широко отметить его как праздник Весны, обновления.  

По  поводу  первого  выпуска  студентов  КИНО  (  Казахского 

института  народного  образования)  в  количестве  трёхсот  че  -

ловек  Султанбек  выразил  в  статье  небывалую  радость  и 

гордость.  В  становлении  этого учебного  заведения  он  актив- 

но участвовал.  

      «Единство  киргизов  -  казахов»,  «  Обратить  силы  на           

фронт  народного  образования»,  «  Чтобы  стать  земледель  - 

цем,  надо  кланяться  земле»,  «Сухая  ложка  горло  дерет»,    

«Обязанность  большинства»,  «Молодое  поколение,  моло  - 

дые  люди  должны  идти  новой  дорогой»,  -  вот  несколько      

тем  его  многочисленных  статей  в  нашем  переводе,  если        

они  написаны  на  казахском  языке.  Обзорная  обстоятельная    

статья  о  хозяйстве,  культуре  Казахстана  осталась  в  1937  г.         

в одной из редакций неопубликованной.  



     Султанбек  учился  у  устной  казахской  литературы,  беря        

из  неё  красивые,  впечатляющие  образцы,  в  своих  стихах,  в   

публицистике  использовал  яркие,  убедительные  послови  -   

цы,  поговорки,  афоризмы,  которые  мы  также  постарались   

перевести.  Например:    «Пусть  говорит  сын  бая,  хоть  у  не  -    

го  рот  кривой»,  «Сидит  казах  будто  на  весь  мир  обиделся»,     

«Понадеявшийся  на  человека  может  оказаться  недоволь  - 

ным,  понадеявшийся  на  народ  не  будет  в  затруднении»,       

«Не встретится хороший человек тому, кто сам плохой».   

        В  2009  году  султанбековед,  доктор  филологических     

наук  А.Шарипов,  исследовав литературно  –  публицистичес  -

кое  наследие  Ходжанова,  выпустил  книгу  «Султанбек  Ход-

жанов.  Произведения».

  Наконец  -  то  увидели  свет  пылив- 



шиеся  в  разных  архивах,  но  сохранившиеся  произведения,     

не  удостоенные  должного  внимания  с  момента  смерти  до-    

рогого  соотечественника.  Составитель  призывает  ознако-   

миться  с  материалом,  осмыслить  его  и  принять  к  сведе  -    

нию.  Мы  должны  нести  в  массы  ценные  идеи  государст-

венного  деятеля  Ходжанова.  Не  зря  сказано:  нет  ничего  из       

человеческой деятельности, получающегося само собой.         

        В  1924  г.  во  время  дискуссии  по  абаеведению  Сул  -

танбек заявил: « Если не Абай или не Ахмет являются стар-

шими 


братьями 

(зачинателями, 

основоположниками       

письменной казахской литературы) Абай Кунанбаев        и 

Ахмет  Байтурсынов  много  сделали  для  революции.  Все 

современные  революционеры  являются  учениками  Абая  и  

Ахмета.  Профессор  Т.Кожакеев  писал:  «Одним  из  качеств, 

усиливающих благородство Султанбека является то, что он 

раньше  других  распознал,  высоко  оценил  труды    Абая  и 

Ахмета в совершенствовании казахского литературного  

 

1.

 

Қожанұлы С. Шығармалары (Құрастырып, кіріспесі  мен 

соңғы  сөзін  жазған  проф.  А.Шәріп).  –  Алматы:  «Арыс» 

баспасы, 2009,  265 б.    


языка, превосходное  поэтическое мастерство Магжана».

  1


 

Уже  в  30  лет  Султанбек  стал  признанным  народом 

вождем,       он обладал особой силой. «Такого хваткого, 

отважного,  думающего  о  нуждах  народа,  остроумного, 

смелого,  авторитетного  руководителя,  который  как  мяч 

мог  катать  сотрудников,  использовать  сполна  их 

творческий  потенциал,  не  дающего  засиживаться  на 

одном месте я не знал»

2

,  –  вспоминал  много  повидавший 



журналист Ж.Бектуров. 

     Услышав разговор о том, что казахи не готовы к созда  - 

нию  собственного  государства,  Султанбек  пишет:  «  Вош  - 

ло  в  привычку  большинства  казак  –  киргизов  проводить   

беспечно  лето,  потому  что  оно  благополучное,  проводить 

без движения зиму, потому что она трудная. Это очень не-  

правильно.  Новая  жизнь  требует  нового  мировоззрения.  

Для  того,  чтобы  отчизна  процветала,  народ  должен  посто- 

янно трудиться»

3

. Вовремя был брошен клич М.Дулатова  



« Проснись, казах!».  

      Ходжанов  входил  в  состав  главного  Ученого  совета   

при народном комиссариате просвещения, был членом не – 

скольких  комиссий,  занимавшихся  проблемами    револю- 

ции в Средней Азии, историей Туркестанской Компартии. 

      Незабываемый  вклад  внес  он  в  становление  государ- 

ственности  тюркоязычных  народов,  в  их  культурно-про- 

светительское развитие, указывал на возможные пути ре-  

 

1.

 

Кожакеев Т. О чём поведал нам Султанбек. Статья. На 

казахском языке.  

2.

 

Бектуров  Ж.  Алыс  жылдардың  бір  дерегі  (Одно  из  сви-

детельств далеких лет. – С.Т.). Статья.  

3.

 

 Қожанұлы  С.  Шығармалары  (Құрастырып,  кіріспесі    

мен  соңғы  сөзін  жазған  проф.  А.Шәріп).  –  Алматы: 

«Арыс» баспасы, 2009,  265 б.   


 шения  вопросов,  был  защитником  интересов  этих  наро  - 

дов.      В  1924  г.  состоялось  национально-территориальное 

размежевание народов Туркестана. Во время этой кампании 

Ходжанов  проявил  государственный  подход  к  решению 

вопросов.  Горячо  отстаивая  интересы  родного  казахского 

народа,  его  территорию,  Султанбек  ратовал  и  за  интересы 

других народов. В частности, он заявлял: « Если у таджик-

ской    автономии  так  мало  шансов,  то  наша  национальная  

политика  проиграла».  Мыслящие  сыны  таджикского  наро-

да  дают  под  знаменем  Независимости  высокую  оценку 

Султанбеку,  высказывают  одобрение  действиям  настоя-

щего  гражданина.  Так,  Абдулло  придерживается  мнения, 

что « если бы не Ходжанов, таджиков бы не было».

1

 



       

«Нам  думается,  что  наши  друзья  –  казахи  напишут  о 

жизни  С.Ходжанова.  Посвятят  ему  научные  исследова  -   

ния,  а  его  именем  будут  названы  улицы  и  города,–    вы  -

сказывает  академик  Р.Масов  свои  пожелания  и  утверж- 

дает,  -  Он  этого  заслуживает  по  праву  как  национальный     

и  государственный  деятель  и  патриот  своего  народа».

 



Хотелось  бы  через  статью  сказать  братьям  –  таджикам 

большое спасибо.  

     Султанбек  Ходжанов  призывал  трудящихся  к  прояв  – 

лению  интернациональной  культуры.  Его  сослуживец         

М.  Марьяновский  писал  так:  «  Это  был  кристаллически 

чистой  души  человек,  истинный  друг  казахского  родного 

ему народа, был другом всех народов СССР. Это был че – 

ловек  исключительно  скромный  и  простой.  Он  всегда     

был  остороумным и веселым».

3

  



1.

 

Из беседы с Муратом Ауэзовым на телепередаче « Вре -      

мён связующая нить».  

2.

 

Р.  Масов.  Таджики:  история  с  грифом  «Совершенно 

секретно». Душанбе, 1995, 108 с.       

3.

 

 М.Марьяновский. Из письма дочери С.Ходжанова Зибе

/

.                               

 


     Вот  вам  и  ответы  на  вопрос:  был  ли  националистом  

Ходжанов?  

         Султанбек  мечтал  о  том,  чтобы  каждое  государство 

Казахстана  и  Средней  Азии  имело  свои  четкие  границы. 

Вместе с тем в 1924 г. он выдвинул одну из главных своих 

идей-идею  объединения  средне-азиатских  народов,  объе-

динения  сначала  на  экономической  основе.  «Сколько  бы   

мы  не  размежёвывались,  а  от  экономического  единства 

Средней Азии мы не отмахнемся», - утверждал Ходжанов  

на  заседании  комиссии  по  национально-территориально-

му  размежеванию.  К  единению  призывает  и  его  статья 

«Средняя Азия и казахская национальность».  

     Перспективность 

мысли  о  создании  федерации                                                                                                                                                      

подтвердила  история.  Нурсултан  Назарбаев  в  2005  г. 

предложил  создать  Союз  центрально  –  азиатских  госу  -

дарств.  Интеграционные  процессы  идут  не  только  среди 

бывших  республик  Советского  Союза,  но  и  за  их  преде-

лами, в частности, Казахстана и Турции. Большое влияние 

оказывал Султанбек Ходжанов на то, чтобы равноправные 

народы  развивали  свой  язык,  свою  культуру.  Постоянно 

поднимал 

национальный 

вопрос, 


самоотверженно 

приступал к его решению и боролся. При- зывая народ к 

единству,  он  противился  делению  на  жузы,  осуждал 

деление  по  принципу  землячества,  противопос  –  тавляя 

ему  интересы  большинства,  от  единоличия  реко  – 

мендовал перейти к коллективизму, одобрял принадлеж  -                    

ность  к  обществу.    Постоянно  возвращался  Султанбек  к 

вопросу о кадрах.    Проворный, общительный, любящий 

молодежь,  быстро  находивший  общий  язык  со 

студентами,  он  уделял    особое  внимание  будущей  роли 

молодых  в  продвижении  общества  вперед,  понимал,  что 

народ  должен  искать  опору                  и  в  молодежи.  В 

частности,  он  заметил,  что  из  обучающихся  в  училищах 


коренное  население  представлено        лишь  пятью 

процентами.  

       Ходжанов  привлекал  к  учебе  талантливых  молодых 

людей,  стремящихся  к  знанию,  искусству  ищущих,  ода- 

ренных.  «Наши  обязанности,  -  говорил  Ходжанов,  -  вос- 

питывать  молодежь,  тестируя,  готовя  из  них  защитников, 

покровителей  трудящихся».

1

  Он  напоминал  молодым      о 



том,  что  единение  способствует  продвижению  к  прогрес- 

су.  Считал,  что  руководителей  следует  готовить  из  неис- 

порченной  среды,  растить  хороших  специалистов  из  толь- 

ко-только  начинающих  взрослеть  подростков.  Много  тру- 

дившийся,  выросший  среди  бедных  людей,  он  стремился  

привлечь  к  обучению  детей  из  этих  семей,  сирот.  Как-то,   

возвращаясь из командировки по железной дороге, он при- 

вез  домой  трех  мальчиков,  голодных,  босых,  в  старой 

одежде.  Подавая  еду,  Гуляндам  заметила  на  одном  из  них 

одежду  Султекена.  «Что  поделаешь,  Гулеке,  он  ведь  сов- 

сем обтрёпан», - заметил муж. Впоследствии из этих ребят 

выросли  большие  люди,  преданно  служившие  своему  на-

роду. В Германии обучился не один наш студент. И это то-

же хороший вклад в просвещение народа.    

     В  торжественный  1924  год  в  результате  сложнейших 

дискуссий  во  время  национально    -  территориального 

размежевания,  в  которых  себя  ярко  проявил  Ходжанов,  

выступая  от  имени  казахского  народа  и  в  защиту  его  ин-

тересов,  в  состав  Казахской  АССР  были  переданы    Алма-

Атинская,  Талды-Курганская,  Джамбулская,  Южно-  Ка-

захстанская,  Кзыл-Ординская  области  и  Каракалпакская 

область. Советская власть стрямилась привлечь к ответ-

 

1.

 

Қожанұлы  С.  Шығармалары  (Құрастырып,  кіріспесі    

мен  соңғы  сөзін  жазған  проф.  А.Шәріп).  –  Алматы: 

«Арыс» баспасы, 2009,  265 б.    

 


ственной  работе  самых  подходящих,  самых  передовых 

представителей    народа.    Ходжанов,  хорошо  знавший 

казахский  народ,  казах-  скую  землю,  работавший  в 

партийных,    государственных    органах  Туркестанской 

республики,  имевший  беседы    с  Лениным  и  Сталиным, 

пользовался 

доверием 

центра. 


Большую 

дорогу 


Султанбеку открыло то, что он был     умен, честолюбив, 

любил трудиться, был человечен и  пользовался большим 

авторитетом  среди  людей.  Назначенный  ответственным 

секретарём  Казкрайкома  Султанбек  Ходжанов  явился  в 

истории  советского  периода  первым  представителем 

казахского 

народа, 

возглавившим 

Казахстан. 

Соответственно таланту и знаниям, проявленным им       в 

работе,    первый  секретарь  Казкрайкома  Виктор  Наней- 

швили поручил основные обязанности Ходжанову . Сул- 

танбек  трудился  честно,  преданно.  На  V  съезде  Советов  

Казахстана (1925 г.) Ходжанов внес исторические пред – 

ложения: столичный город назвать Кзыл-Ордой; казахам, 

называемым  киргизами,  вернуть  их  истинное  имя 

«казахи»;  родину  именовать  Казахстаном.  Решением 

съезда  республика  наша  стала  называться  Казахской  

АССР. Засучив рукава, Султанбек трудился для развития 

государства,  приложил  много  сил,  чтобы  республика,  её 

столица  были  богатыми  и  красивыми.  Большой  вклад 

сделан  им  во  имя  того,    чтобы  государство  становилось 

фундаментальным, крупным, независимым, равным среди 

равных.  Талантливый  и  инициативный  руководитель 

распорядился  открыть  большую  сельскохозяйственную 

выставку,  что  способствовало  поднятию  духа  народа,  

призывал  смотреть  в  будущее  с  огромной  надеждой. 

Впервые  ступивший  на  казахскую  землю  Филипп  Го  – 

лощекин, пришедший вместо Нанейшвили, не зная осо – 

бенностей  положения  народа,  республики,  обстановки  в 

обществе, 

начал 


развитие 

Казахстана 

«Малым 


Октябрём».     Это был план ослабления казахской земли, 

её народа.    Один только пример. На страницах журнала 

«За  партию»  первый  секретарь  досадует:  «  Издаются  на 

казахском язы-  ке вообще, не обращая внимания    на их 

содержание».  «  Ф.  Голощекин  по  сути  дела 

фальсифицировал  историю  республики  и  её  партийных 

органов»

1

,  -      писала  узбекский  ученый  Раджапова  Р.  



Первый  секретарь  не  прислушивался  к  мнению  хорошо 

знавших  условия  Казахстана  товарищей,  стремился  из-

бавиться от инакомыслящих, обладающих в народе боль-

шим авторитетом. Одним из первых, боровшихся за на –

родные  интересы,  против  голощёкинского  террора  выс- 

тупил  Ходжанов.  Голощекину  не  нравилось,  что  болев-  

ший  душой  за  народ  Султанбек  высказывался  смело,        

бескомпромиссно.  При  первом  же  визите  в  Москву  он 

поставил  вопрос о замене имевшего мнение Ходжанова. 

Опираясь      на  сталинскую  позицию  Голощекин  назвал 

Султанбека        «националистом».  Так  в  его  биографии 

закрепилось это  прозвище.  Тиски советских политичес -

ких  клещей  сжимались  все  сильнее.  Ходжанов  так  и  не 

смог при  жизни отделаться от политической оценки его 

«националистом».  Несмотря  ни  на  что  Ходжанов  про  – 

должал  бороться  за  свой  народ,  свою  нацию.  Воплощая  

текущую политику партии в жизнь, он совмещал её с на- 

циональной идеей, мечтал о счастливом будущем народа, 

был глашатаем его свободы.   

 Вернемся  к  1923  г.,  когда  Ходжанов  был  делегатом         

IV совещания ЦК РКП(б) с ответственными работниками  

национальных республик и областей. В своем выступле –   

   

1.

 

Раджапова  Р.  Имя,  возвращенное  истории  и  народу    

(Султанбек  Ходжанов).  Журнал  «Общественные  науки    

в Узбекистане». Ташкент, 1988 г.   

 


нии  он  глубоко  проанализировал  судьбу  народов  Туркес  –

тана, их будущее. Сталин дал хорошую оценку речи обра – 

зованного  и  мудрого  оратора,  сказав:  «Товарищ  Ходжа  -   

нов  правильно  заметил,  что  нужно  взять  золотую  сере  -  

дину», отметил недостатки её. На этом заседании Султан – 

бек получил от Сталина записку: « ... Я готов стать вашим  

другом  –  товарищем».    Но  смелое  заявление  Ходжанова:    

«Какую  бы  Советскую  вывеску  ни  приклеивали  ко  лбу  

Туркестана,  колония  и  поныне  остаётся  колонией»,  -        

было  оценено  Сталиным  как  националистическое.    В  ро  – 

мане  «Школа  жизни»  С.  Муканов  характеризует  Султан  – 

бека и как «националиста» и как правого уклониста одно  -  

временно.  Профессор  Т.Кожакеев  объясняет:  «Правый  ук-

лон Султанбека – это не открытое выступление против по – 

беды  Октябрьской  революции.  Это  правый  уклон  внутри   

Коммунистической партии».

1  

 

       Известен  и  такой  случай:  на  шутливо  –  насмешливое 



предложение  Сталина  направлявшемуся  к  трибуне  съезда   

Ходжанову:  «Говори,  Чингисхан  Средней  Азии»,  -  тут  же 

последовал  ответ:  «Разве  здесь  не  говорит  и  грузинский 

князь?».  Эти  слова  смельчака  безусловно  не  понравились  

Генеральному секретарю.  

       В  1925  г.закрылась  газета  «Aқ  жол».  «Великий  вождь»  

Сталин дал отрицательную характеристику утверждая,    что 

журнал  пропагандирует  идеологию,  связанную  с  белым 

эмигрантским  движением  в  Казахстане».    Голощёкин  тоже 

обвинял  «пропагандировавших  идеологию  алашординцев 

«ходжановщину»,  «рыскуловщину»  и  «садуакасовщину» 

(журнал  «За  партию»).  Автор  проявил              большую 

заинтересованность в этом вопросе.  

     В  1927  г.  Сталин  писал  Голощекину  о  том,  что  Ходжа- 

нов на страницах печатных органов готов признать свои 

1.

 



 Кожакеев Т. Секреты Султанбека. Статья   

ошибки  и  Крайком  должен  ему  в  этом  помочь.  Отвечая  в         

1928  г.  на  вопросы  корреспондента  газеты  «Советский    

аул»  Ораза  Исаева,  Султанбек  признал  себя  принадле  –

жавшим  к  «ходжановщине»,  стоявшим  на  пути  национа  –

лизма.  «Мы  не  боролись  с  алашординцами,  «Признаю,     

что мнение наше было ошибочным... я полностью отказы – 

ваюсь  от  этого  пути».  «Буду  противостоять  «садуакасов- 

щине», буду бороться и с другими. Порву со всем», -  с до- 

садой  читаем  мы.  До  такой  степени  цинизма  дошли  ду  – 

ховные  вожди,  выпускавшие  эту  газету.  Как  говорится: 

готовому делу критиков много.  

     Знакомясь  с  этими  ответами,  неосторожные  читатели 

могли  понять,  что  Ходжанов  признал  свои  ошибки,  но  он     

был  вынужден  поступить  так  в  угоду  требованиям  поли- 

тики с тем,  чтобы сохранить свою жизнь, сохранить воз  –

можность  служить  народу.  Это  же  следует  отнести  и  к 

протоколу допроса Султанбека Ходжанова от 31. 07. 37.

1  


Таким  образом  Сталин  и  Голощекин  заставили  Ходжано-  

ва  признать  себя  «националистом».  В  результате  Ходжа  – 

нов был послан для работы в Москву. Спустя год, в 1926 г. 

в  Казахстане  состоялся  пленум,  окончательно  осудивший  

позицию Султанбека Ходжанова. Вынужденно покинув ро- 

дину  с  клеймом  «националиста»,  Султанбек  постоянно 

попадал  в  неприятные  ситуации.  Эти  обстоятельства  ли  -

шали  его  неприкосновенности.  Дорога  в  Казахстан    бы  -    

ла  заказана.  Но  до  конца  своих  дней  Ходжанов  служил 

партии  честно,  активно,  боролся  за  свой  народ.  «Разве    

есть  на  свете  улан  (юноша),  не  любящий  свою  нацию?»  - 

спрашивал  он.  Все  помыслы  Султанбека  были  посвяще-   

ны единству родины, будущему казахов.  

 

1.



 

Қожанұлы  С.  Шығармалары  (Құрастырып,  кіріспесі    

мен  соңғы  сөзін  жазған  проф.  А.Шәріп).  –  Алматы: 

«Арыс» баспасы, 2009,  265 б. 

     «Ходжановщина»  ...  современная  молодежь  может    

поверить  в  это,  поэтому  мы  стремимся  донести  до  них 

правду.  Ведь  в  свое  время,  читая  статьи  Султанбека,  слу  -

шая его  речи, молодые обретали силу, крепли.  

       До  отъезда  из  Казахстана  в  1925  г.  деятель  потребо  -   

вал  выдать  ему  характеристику,  дать  оценку  его  труда.                    

«Товарищ  Ходжанов  является  одним  из  крупных  работ- 

ников – националов Средней Азии и Казахстана. Все вре  – 

мя  занимал  ответственные  партийно  –  советские  посты  и     

в  последнее  время  был  Секретарем  Казкрайкома  РКП(б).          

Работник  с  большим  политическим  кругозором.  Энергич- 

ный  и  настойчивый  в  проведении  принятых  решений      

парторганов», - читаем мы не без гордости. В 1925 – 1927 г. 

Султанбек Ходжанов – ответственный инструктор по наци –

ональным  республикам  и  областям  ЦК  ВКП(б),  слушатель 

Курсов марксизма – ленинизма в Москве. В 1928  – 1937 г. 

Султанбек  –  на  ответственной  работе  в  советских  и  госу  -

дарственных  органах.  1928  г.  –  Султанбек  Ходжанов  за  - 

меститель      заведующего  агитационно  –  пропагандистским 

отделом  ЦК  ВКП(б).  Содержание  его  работы  включало  в 

себя  занятие  государственного  деятеля  просветительством. 

Организатор  больших  дел  он  ставил  на  заседаниях  Цент-

рально  –  Азиатского  бюро  и  многочисленные    вопросы 

просвещения.    

        Развитие  хлопководства  в  Советской  стране  тесно 

связано  с  именем  Ходжанова.  В  1929  г.  он  основал  и  стал 

первым  директором  САХИПИ  (  Средне  –  Азиатский  хлоп- 

ково – ирригационный политехнический институт). Как-то,  

обойдя  скопившихся  в  зале  приемной  комиссии  в  ожида-

нии  экзаменов  молодых  людей,  на  которых  жалко  было 

смотреть,  так  как  они  были  голодны,  в  рваной  одежде,  не-   

мытые,  Султеке  попросил  поместить  приехавших  издале  – 

ка  в  обшежитие.  Однажды  ночью  к  директору  института     

пришли  студенты  и  пожаловались,  что  крыша  в  обшежи  – 



тии  протекает.  Ходжанов  не  жалел  себя:  взяв  в  руки  мо- 

лоток, он вместе с молодежью всю ночь латал крышу.  

       В  1931  –  1932  г.  Султанбек  работал  уполномоченным 

Наркомата  земледелия  СССР  в  Средней  Азии  и  в  несколь-

ких  контролирующих  комитетах.  Самым  последним  мес  - 

том  его  работы  стала  должность  заместителя  уполномо  – 

ченного  по  Узбекистану  Комиссии  Советского  контроля          

СНК  СССР.  Вот  это  и  есть:  и  аргамак  (породистый  конь) 

устанет,  если  его  гонять  с  вершины  к  подножию  го-  ры,  с 

уклона  на  вершину.  Несмотря  на  перипетии  судьбы        в 

благодарной  памяти  народа  Казахстана  и  Средней  Азии 

Султанбек  Ходжанов  остался  самоотверженным  его  слу-

гой,  убежденным  наставником,  умелым  пропагандистом, 

страстным публицистом. Он писал: «Не был антисовет-ским 

человеком,  не  обманывал,  не  двурушничал».  И  по-ныне 

актуальны  поднятые  деятелем  проблемы,  высказан-ные 

мнения.   

          Как Султанбек любил свой народ, так и народ отвечал   

ему  уважением    и  почтением.  Вспоминают:  мимо  дома,  в 

котором  жил  Ходжанов,  около  которого  в  тот  момент  он 

находился, шел эскадрон. Командир остановил его и выра-

зил    приветствие. «Дорогой мой, ты  – примерный юноша, 

желаю    успехов!»,  -  ответил  довольный  Султанбек.  Авто-

ритет  Ходжанова  среди  земляков  был  настолько  силен,   

что, когда он призвал их переехать «повыше», мотивируя  

           тем, что условия их очень тяжелы, начался переезд.  

      В  1928  г.  на  русском  языке  вышло  в  свет  публицисти  –

ческое  исследование  Султанбека  Ходжанова  «  К  десяти- 

летию  Советской  Автономии  Туркестана».

1

  В  этом  году 



Султанбек  работал  заместителем  заведующего  агитацион-    

но-  пропагандистским  отделом  ЦК  ВКП(б)  и  хорошо  знал   

состояние дел в республике .  

1.

 

Ходжанов  С.  К  десятилетию  Советской  Автономии 

Туркестана. Ташкент, 1928.  


 

Охарактеризовав  её  политическую    и  общественную  жизнь, 

указав на то,  какие трудности возникли в тот период, автор 

открыто  поднял  не-сколько  важных  вопросов.  Это  –  каким 

образом 

организовалась 

Туркестанская 

Советская 

Автономия,  ошибки  в  решении  национального  вопроса, 

межнационального 

взаимодействия, 

имевшего 

свои 

особенности,  становление  первого  Советского  краевого 



государства,  насильное  установление  советского  строя. 

Содержание этой, на первый взгляд, небольшой по размерам 

книги  говорит  о  том,  что  её  научная  актуальность  еще  не 

устарела.  Значимость  произведения  в  том,  что  показывая   

реальные  пути  решения  поднятых  проблем,  автор 

останавливает наше внимание на вопросах, которые и сейчас 

звучат  современно.  Автор  настаивал  на  необходимости 

защиты  интересов  родины,  интересов  народов,  населявших 

Туркестан.  Появление  этого  труда  вызвало  негативную 

реакцию власть предержащих.  

     Спустя  много  лет,  увидев  в  библиотеке  сына  Ходжанова  

Арстана, искавшего труды отца, незнакомец Казимир Добро – 

ницкий  пообещал  принести  ему  единственный  экземпляр  с   

большим  трудом  сохранившегося  оригинала  книги.  Осталь-

ные, видимо, уничтожило государство. А.Коныратбаев писал 

в статье: «Незаурядная личность,  человек, который « за сло – 

вом в карман не полезет». Я еще не видел такого умелого ора- 

тора, виртуозно владеющего словом. Спокойный, со щедрой  

 

душой, он был мудрым человеком как бы рожденным самим 



львом,  каждое  слово  которого  было  камнем,  попавшим  в 

цель».


Ходжанов  обладал  горячим  сердцем,  ясным  умом, 

непоколебимым мужеством – качествами, которые по мнению 

Абая, должны быть свойственны  



1.

 

 Коныратбаев  А.  Керуен  (Воспоминания,  основанные  на 

документальных  фактах,  перевод  названия  статьи  наш  – 

С.Т.). Алматы, 1989.  

настоящему  человеку.  Его  дочь  Зиба  рассказывала:              

«Отец  был  немного  выше    среднего  роста,  смуглый,  креп-

кого  телосложения.  У  него  были  белые  ровные  зубы,  пря-

мой  нос,  черные  глаза  и  короткие    усики.  Стригся  он  под 

ёжика. Одевался просто, аккуратно. Дети аула с интересом 

смотрели  на  китель,  который  папа  носил  часто.  Он  любил 

шутить  с  детьми,  рассказывал    нам  о  животных,  заслуши-

вались мы и сказками. Говорил, слегка шепелявя». 

       В  квартире,  где  жил  Ходжанов,  были  ценные  книги. 

Своим детям он прививал любовь к чтению. Младший сын 

Арстан умел читать в пять лет.  

    Домой 

к  Ходжанову  приходили  С.Асфандияров, 

Н.Торекулов,  Н.Рустемов,  Т.Рыскулов,  К.Ходжиков, 

Т.Жургенев  и  другие  уважаемые  люди.  Из  бесед  можно 

было  понять,  что  их  занимало  будущее  народа,  его  куль-

тура, литература, изобразительное искусство, язык.    

      Султанбек  старался  бывать  там,  где  много  людей,  не 

считая себя «большим человеком». В народе то и дело слы-

шалось: «Ходжанов пошел туда-то, сказал то-то». Внима –

тельный, быстрый Султанбек как-то  обошел комнаты об  – 

щежития, встретился со студентами, поел в их в столовой.   

На  территории  нынешнего  Махтаарала  вручную  копали 

канал.  На  вопрос:  «  Кто  копает  арык?»  -  последовал  от  –

вет: « Коныраты».

«Пусть копаемый вами канал будет на –   



зываться «Коныратовским», - шутливо предложил Ходжа - 

нов, стремясь поддержать настроение рабочих. Приезжая в 

свой аул, он колол дрова, ставил самовар, беседовал с ро – 

весниками,  уделял  много  внимания  беседам  о  положении  

людей.  Отдыхал  в  саду  Кожана,  на  роднике  Кожана. 

Ходжанов    поддерживал  многих.  Один  из  лучших  он 

крепко  стоял  на  ногах  и  был  способен  воплотить  в  жизнь 

мечту соотечественников.  

            1.Конырат- название одного из подразделений среднего                         

            жуза казахов.   


В  истории  казахской  культуры  одним  из  ренессансных 

периодов были конец 20-х – начало 30-х годов в Ташкенте. 

С  безусловным  риском  для  себя  Ходжанов  собрал  там 

многих  мыслителей,  мастеров  пера,  деятелей  литературы, 

искусства.  Организовал  торжественное  проведение    50-

летнего  юбилея  Ахмета  Байтурсынова,  провалившегося  в 

Оренбурге,  где  студенты,  среди  которых  был  С.  Муканов, 

забросали  его  яйцами.  В  газете  помещён  был  портрет 

юбиляра,  сопровождаемый  большой  статьёй  Ходжанова  о 

нём.  Байтурсынова  Султанбек  считал  дедом  казахской 

интеллигенции.    Поддержал  он  и  Магжана  Жумабаева, 

который  пребывал  в  гонениях  как  «националист», 

выразитель  интересов  баев,  алашординец.  Большое 

содействие  оказал  Султанбек  выходу  в  свет  первого  в 

Туркестане  сборника  его  стихов  в  1923  году.  В 

предисловии  к  нему  чуткий  критик  Ходжанов  «хвалил 

(Жумабаева)  до  небес».  Султанбек  писал:  «Считавшийся 

языком  пастухов,  непригодным  даже  для  написания 

деловых бумаг, книг, казахско – киргизский язык в стихах 

Магжана 


предстает 

не 


только 

пригодным 

для 

делопроизводства,  но  и  для  создания  произведений 



искусства,  понятным,  острым,  красивым  языком». 

Молодежь  получила  возможность  слушать  лекции  самих    

А.Байтурсынова, 

С.Асфандиярова, 

М.Ауэзова, 

М.Жумабаева.          Зорко  смотревший  в  будущее  деятель 

уделял  проблемам    языка  в  целом  большое  внимание  и 

объяснял,  что плохо  зна-ющие  родной  язык тормозят  рост 

духовного,  культурного  развития  народа.  Для  поднятия 

уровня  казахской  литературы    умелый  просветитель 

Ходжанов  советовал:  надо  читать  и  изучать  не  только 

Пушкина,  Лермонтова,  Толстого  и  Тургенева,        но  и 

уделять  много  внимания  произведениям  Байтурсынова,   

Дулатова, 

Аймауытова, 

Жумабаева, 

Донентаева, 

Торайгыро-  ва.  С.Муканов  свидетельствовал:  «Султанбек 



действительно    был человечным, любящим литературу и 

изобразительное искусство».  

     ...  Сколько  тяжелых  дней,  согнувшись  под  клинком  меча,       

с  которого  капала  кровь,  пришлось  пережить  казахам  с  тех 

пор,  как  они  стали  казахами!  Прошедшая  в  1928  г.  великая 

конфискация  как  топором  порубила  веками  устоявшуюся   

жизнь казахов. Стремившийся воплотить социализм без про- 

летариата  Голощекин  выдал  в  руки  по  существу  «голых» 

батраков  оружие,  посадил  на  коней  и  направил  на  имевших 

скот людей.  В результате, казахских и русских богачей с се-

мьями  заставили  скитаться.  Усилилась  борьба  с  самоопреде-

лением казахского народа, стремлением к равенству, к демо-

кратии  и  свободе  слова,  с  развитием  национального  языка,  

культуры, экономики.  

      В  1931  г.  на  широкую  казахскую  степь  не  пролилось  ни 

одной  капли  дождя.  Сильная  засуха,  конфискация,  религи-

озное  самосознание  народа,  его  безграмотность,  бедность,  

государственные  ножницы,  колониальная  экспансия  цар-

ского    правительства  в  Казахстане  привели  в  1932-1933  г.г.    

к  тому,  что  невинные  безвременно  ушедшие  жертвы  соста-

вили  почти половину казахского народа. Он потерпел наци- 

ональную  трагедию,  поплатившись  почти  тремя  миллиона- 

ми  павших.  Академик  А.Маргулан  обращался  в  разные  ин-

станции,  но  когда  убедился,что  никак  не  может  помочь,чуть 

не  заплакал:  «  Что  за  безобразие  лишать  народ  его  же  соб-

ственного  урожая!»  Увидев  лежащих  по  сторонам  дороги  

умерших людей, Бухарин едва проговорил: « Вот результаты    

политики  индустриализации».  Сталин  же  в  это  время  отпра-

вил в Венецию от Советской страны судно, полное пшеницы  

и сахара. Но вождь Италии не принял его, указав на умираю- 

щие народы Казахстана и Украины (по воспоминаниям писа-

теля Х.Абдуллина).

1  

1.

 

Абдуллин  Х.  Черное  привидение  заставило  задуматься  и  меня. 

Статья ( перевод названия статьи наш – С.Т.). 


Самым  трудным  испытанием  того  времени  стали  сталинские 

репрессии.  1932  г.  открыл  путь  кровавому  террору.  Причиной 

начавшихся  репрессий  было  то,  что  колонизаторам  не  нужны 

были  руководители,  выдвинувшиеся  из  среды  «младших 

братьев», способных повести за собой народ. В течение    1920-

1940  годов  мы  на  глазах  лишились  самых  лучших,  умнейших, 

самых  гениальных  сыновей  и  дочерей.  Удовлетвориться  лишь 

воспоминаниями 

о 

 

А.Байтурсынове, 



М.Дулатове, 

М.Жумабаеве,  Т.  Рыскулове,  С.Сейфуллине,  Б.Майлине, 

И.Джансугурове,  Н.Торекулове,  С.Ходжанове  и  других  невоз- 

можно.  В  них  дух  народа,  который  ослаб  с  трагической  поте-

рей.  Снизился  интеллектуальный  потенциал  его.  Репрессии 

сработали  подобно  саранче,  подкосившей  под  самый  корень 

зеленые  побеги    только  нарождающейся  прослойки  интелли-

генции  из  народа.    К  сожалению,  в  этот  беспокойный  период 

некоторые люди стали проявлять трусость, соглашательство. Но 

ушедшие от нас в 1937-1938 г. не были пойманы из-за доносов 

друг  на  друга.  В  то  время  органы  НКВД,  беря  во  внимание 

казахские 

антисоветские 

националистические 

объединения,организовали  это  дело  по  указанию  сверху.  Хотя 

обнаруженные недавно письма Т.Рыскулова        Сталину

1

 ( 53 


страницы  рукописного  текста,  беспощадно  обличавшие 

алашординцев  и  С.Ходжанова  в  том  числе),  немало 

способствовали  формировавшемуся  мнению.  В  настоящее 

время  недобросовестные  люди  в  доказательных  целях 

используют  негативный  материал  писем,  выдавая  его  за 

позитив.       

      Первыми  были  арестованы  С.Ходжанов  и  Т.Рыскулов. 

Получилось,  как  писал  М.Жумабаев:  «Топча  дело  божие  но-

гами,  ходят,  прикрывшись  ночью,  рожденные  ею  призраки». 

Безвременно  в  43  года  прервался  красивый  «полёт» 

С.Ходжанова,  посвятившего  себя  делу  установления 

Советской  власти,  её  укреплению,  делу  просвещения  и 

обучения    бесправных  ранее  народов,  развитию  новой 


культуры  на  основе  прежней.  Надолго  остались  в  сознании 

народа  деятели,  существовавшие  между  жизнью  и  смертью, 

жертвы сталинского террора. 

    Мы  в  большом  долгу  перед  гордостью  народа,  представи-

телями  казахской  интеллигенции,  стоящими  стройными  то-

полями – байтереками.  

    Истинный  защитник  народа,  с  блеском  появившийся  на 

волнах  революции,  Султанбек  Ходжанов  пал  жертвой                  

10  февраля  1938  года.  Беседуя  с  автором  этой  статьи  Свет-

ланой  Тыныбековой,  Калтай  Мухамеджанов  заметил:         

«Султанбек  Ходжанов  –  самая  светлая  личность  в  истории   

казахского народа».  Много труда вложил он в то, чтобы наша 

страна  стала  независимой,  суверенной  со  своими  прочными 

границами. В истории нашей родины Ходжанов остался круп-

ным государственным деятелем, горячим патриотом, честно 

служившим народу. 

     «За  страшным  словом  «репрессия»  мы  видим  еще  одну 

человеческую  судьбу-  изломанную,  исковерканную,  окле-

ветанную,  перемолотую  государсвенной  машиной  уничто- 

жения, прерванную жизнь, разбитую семью».

Мы должны 



хранить в памяти эти слова и стремиться делать все для того,  

чтобы  такого  насилия  никогда  не  было.  Стихи  Султанбека 

выражали  уверенность  в  том,  что  такой  светлый  день  нас-

танет.


 

 



1.

 

Материалы из Архива И.В.Сталина с грифом «Секретно» с 

196 по 252 с., исключая с 230 по 236с.(Назовем их условно: 

«Записки Т.Рыскулова»). 

2.

 



Почанов М. Их забирали ночью. Статья. 

3.

 

«Жаназа  маршы».  -    Қожанұлы  С.  Шығармалары 

(Құрастырып,  кіріспесі        мен  соңғы  сөзін  жазған  проф. 

А.Шәріп). – Алматы: «Арыс» баспасы, 2009, 210 б. 

 

 



     Семнадцать  лет,  прожитые  Султанбеком  с  Гуляндам,  бы-

ли  красивыми,  счастливыми.  Дочь  волостного  Мунайтбаса    

Лапина  буквально  сбежала  с  горячо  любимым  –  сыном  про-

стого  пастуха.  Молодые  высоко  ценили  духовную  культуру.  

На  проводы  невесты  Гуляндам  подарили  первый  перевод  на 

казахский  язык  поэмы  Фирдоуси  «Шахнаме».  Радости  моло-

доженов не было предела.  

    ...Супруга  С. Ходжанова, над головой  которого сгустились  

тучи, вспоминает:«Около девяти утра постучали в дверь два-

три  человека  из  НКВД  с  суровыми  лицами.  Начался  обыск. 

После разговора по телефону Султекен опустился на стул со 

словами:  «Сын  бедняка  преданно  служил  и  служит  револю-

ции  и вдруг оказался врагом народа». Уходя, сказал: «Ты не 

беспокойся:  все  будет  хорошо».  Но  Гуляндам  незаметно  по- 

слала  к  руководителю  Узбекистана  А.Икрамову,  другу  Сул-

танбека, шестнадцатилетнюю дочь Зибу. К сожалению, и са-

мого  Икрамова  вскоре  арестовали.  «Султеке  был  очень  спо-

койным,  умным  и  простым  человеком,  доступным  народу, 

умеющим уважать и взрослых и малых, постоянно живушим 

их  интересами.  Он  впитал  в  себя  лучшие  качества  людей»,  - 

рассказывала бабушка. 

   ...Более  половины  века  продлилось  унижение  семьи  и 

близких  незабвенного  азамата.  Через  два  месяца  после  его 

ареста забрали и Гуляндам. Дочь волостного, сестра извест-

ного Серали Лапина прибыла на территорию лагеря в холод-

ном  вагоне  для  перевозки  скота,  переполненном  плачущи-   

ми  женщинами.  У  многих  дома  остались  маленькие  и  груд-

ные дети. Одна узбечка никак не могла успокоиться. Несмот-

ря на то, что сама была голодна, апа сделала из оставшегося 

хлеба  «кумалак»

1

,  разложила  их,  и,  никогда  не  гадавшая, 



убедила несчастную в том, что дети её здоровы, находятся у 

матери, пьют молоко.  

1.Құмалақ – шарики для гадания у казахов


     В  очень  тяжелых  условиях,  в  буран,  отбиваясь  от  волков  

палкой,  любимая  Султанбека  в  любую  погоду  пасла  овец. 

Однажды от волка её спасла собака.  

          «Между Акмолой и Карагандой 

            Пасу овец в степях Батыка, Жарыка. 

            Сохраняю их как зеницу ока

            Не осталось ни одной мысли, 

            Кроме мысли об овцах»,- так писала она в заточении. 

     На  постели  из  камыша,на  которой  спали  поочереди,  под 

подушкой  женщины  оставляли  кусочек  хлеба,  чтобы  как-то 

поддержать  в  минуты  отчаянной  усталости  пришедшую 

отдохнуть.    Престарелая  Гуляндам  рассказывает:  «  11  лет 

была в Карлаге. Просто вспоминать об этом уже тяжело. Сре-

ди  нас  были  жены  Т.Рыскулова,  О.Джандосова,  М.Жумаба-

ева,  была  Д.Ермекова.  Мы  верили  в  невиновность  мужей.   

Эта вера удерживала нас «на поверхности».  

      Находясь в заточении, Магжан писал Злихе: 

                    «О плененном возлюбленном дни и ночи  

                   Сердце тоскует, в слезах ли очи? 

                   Распустив волосы, ночью бессонной 

                   Молешь ли бога о встрече влюбленных? 

                   Думал ли я, что расстанусь с тобою, 

                   Что же мне делать с жестокой судьбою? 

                   Бога молю: дай уснуть поскорее,  

                   Ту поцелую, что сердцу милее». 

Теперь я посвящаю эти строки нашим героическим узницам.  

    До последних дней Гуляндам-аже часто встречалась с «под-                   

ругами  по  несчастью».  Вернувшиеся  из  страшного  ада 

беседовали,  шутили,  с  удовольствием  пили  чай  в  тёплой 

компании.  Готовя  на  кухне,  мы  с  Улжан,  внучкой  Магжана, 

услышали голос моей бабушки, обращавшейся к Злихе, жене 

Жумабаева,  которую  он  очень  любил:    «И  что  он  в  тебе 

нашёл? Столько стихов посвятил. А ты маленькая, черная». – 

«Гуляндам,  -  отвечала  ей    напевно  собеседница,  -  ты  ведь 



помнишь,  я  тогда  была  молодой,  красивой».  Мы  улыбались, 

будучи  приобщенными  к  «великим  тайнам».  Да,  бабушка 

помнила,  как  Султанбек  выделил  счастливым  супругам 

площадь  в  своей  ташкентской  квартире  на    Финкельштейна, 

44,  вдохновил  поэта  на  подготовку  к  печати    первого 

сборника стихов.  

     Беззащитная,  на  первый  взгляд,  бабушка  Злиха...  декабри-

стка. Обратившись к М.Горькому и напомнив ему  о том, что  

речь идет об ученике В.Брюсова талантливом поэте М.Жума-

баеве,  Злиха  добилась  значительного  сокращения  срока  пре-

бывания  Магжана  в  ссылке  и  неоднократно  посещала  его  в 

далёкой  Карелии.  Когда  представилась  радостная  возмож-

ность  переиздать  произведения  Жумабаева,  Злиха-апай  пое-

хала к моей маме Зибе Ходжановой, проживавшей  в Москве 

недалеко от Ленинской библиотеки. Направляясь на работу,  

мама охотно провожала уже совсем немолодую Злиху-апай в 

библиотеку,  поручала  её  добрым  сотрудникам.  Знание  араб-

ского  языка  дало  возможность  З.Жумабаевой  найти  немало 

стихов,    утраченных  в  печати  по  известным  причинам.  Если 

день  был      удачным,  то  устраивался  мини  –  литературный  

вечер,  на  котором  верная  супруга  Магжана  рассказывала,  по 

какому  поводу  и  когда  было  написано  принесенное  сегодня  

стихотворение.  

      Вклад  Злихи  и  Улжан  Жумабаевых  в  переиздание    тру- 

дов прекрасного поэта существенен.  

       Несмотря  на  перенесенные  трудности,  Гуляндам  сохра-

няла  в  себе  лучшее,  была  уважаемым  детьми  главой  семьи.  

«Думаю о Султанбеке, простой, скромный. Народ его толком 

не знает. - Огорчалась она и замолкала, - Вспыхнул и погас».   

Начиная  с  90-х  годов  Гуляндам-аже,  которой  было  уже  за 

восемьдесят,  четко  отвечая  на  вопросы  журналистов 

проясняла многое как сегодня. 

     Гуляндам  и  Султанбек  испытали  много  трудностей.  А 

старшая  из  детей,  моя  дорогая  мама  Зиба,  когда  арестовали 



родителей  и  выгнали  детей  из  квартиры,  осталась  на  улице 

совсем одна. Затем ей удалось устроиться у брата отца Шам-

си. Самого маленького девятилетнего Арстана забрали в дет-

ский дом. Сестра его матери Латифа Ходжикова – первый ху-

дожник – костюмер оперного театра, мать четырех талантли-

вых  братьев,  среди  которых  наиболее  известен  Султан  Ход- 

жиков, долго искала Арстана и без обуви, которой у него зи-

мой просто не было, забрала домой с не сразу поступившего 

согласия начальства. Отважная Латифа не побоялась проник-

нуть и в Карлаг к великой радости Гуляндам. Когда А.Ходжа-

нов учился  на третьем курсе КазГУ, ректор посоветовал ему 

перевестись  в  Ташкент,  но  при  всем  этом  студент  окончил 

университет в Алма-Ате с красным дипломом и не без труд-

ностей стал кандидатом физико-математических наук. 

          Ищу в случайном человеке твои угасшие черты 

          И с болью в сердце вспоминаю, каким был ты. 

          Не то судьбина одолела и умер ты?  

          Не то безволие сразило твои мечты? 

          Мой бедный дядя, хоть ты умер, живешь во всем, 

          И в сыне маленьком Санжаре, и в доме том,  - писала я, 

когда он безвременно скончался. Осталось двое детей: Жами-

ля и Санжар. Отеческое отношение Арстана ко мне буду пом-

нить  всегда.  Средний  ребенок  Ходжанова-Нурлан  вынужден 

был с 15-ти лет зарабатывать себе на хлеб на сахарном заводе, 

а  после  войны,  направляясь  на  восстановление  г.  Харькова, 

погиб во время крушения поезда.  

    После возвращения Гуляндам, помогая Зибе растить ребен-

ка – дочь Светлану -, убедила её восстановиться в институте   

и стать врачом. Мама работала в сложной области медицины 

–  психиатрии,  она  очень  жалела  и  любила  своих  пациентов.  

Бабушка,  чтобы  прокормить  семью,  шила  телогрейки  и  про-

давала их в колхозах. Находилось немало людей, которые по-

просту хотели отобрать продаваемое.  


     Со временем Зиба с дочерью Светланой занимались изуче-

нием служебной биографии великого предка, собрали опубли-

кованные    к  его  столетию  многочисленные  статьи,  которые    

бережно  хранила  Гуляндам.  Много  публикаций  принёс  ей  и 

прочитал  друг  Арстана  Мухамедрахим  Жармухамедов.  Под 

редакцией этого видного ученого и с предисловием писателя 

Жолтая  Алмашева  был  подготовлен  к  выпуску  сборник  ста-

тей, вышедший под названием «Алаш арысы»

1

.   К столетию 



Султанбека  Ходжанова  переиздана  его  книга      «К 

десятилетию  Советской  Автономии  Туркестана».  В  переводе 

с русского на казахский язык Ж.Алмашевым, под редакцией, 

предисловием  и  стараниями  профессора  Абу  Такенова 

произведение увидело свет на русском и казахском     языках 

при  материальной  поддержке  Благотворительного  фонда 

имени  Султанбека  Ходжанова.  Подробнее  о  книге  мы 

написали выше.  

        Светлая  мечта  Султанбека  осуществилась:  народ  обрел 

суверенное, 

независимое 

государство. 

В 

условиях 



демократизации 

появилась 

возможность 

научного 

исследования наследия нашего достойнейшего предка.  

         А. 

Шариповым, 

Ж.Симтиковым, 

Ж.Уалихановой 

защищены кандидатские диссертации по тематике: Султанбек 

Ходжанов.      Среди посвященных Султанбеку произведений 

первой ласточкой была книга Ж.Алмашева «Светоч, угасший 

в тюрьме»

1



        Благодаря  трудам  А.Шарипова  мы  узнаем  о  Ходжанове-

литераторе

2

  и  с  большим  интересом  знакомимся  с 



произведениями  самого  Султанбека  (сноска  дана  выше).  

Близкий  его  родственник  Т.Камарулы  посвятил  ему  дастан 

(поэму)

3

.  Б.Койшыбаев  своей  книгой  воздвиг  Султанбеку 



Ходжанову  настоящий  духовный  памятник.  «Жизнь 

(С.Ходжанова),  его  мировоззрение,  поступки  и  сегодня  для 

тысяч  представителей  подрастающего  поколения,  -  пишет 

автор,  -  могут  быть  прекрасным  ярким  примером  служения 



делу    Независимости.  Сильный  духом,  великий  гражданин. 

Для  сегодняшних  борцов  за  Независимость  долгом  и 

обязанностью является: подняв на пьедестал истории, гордит-

ся  им


4

».  Как  говорил  М.  Ауэзов:  «  Если  ты  сам  не  будешь 

ценить, не возвысишь своего сына, то как другие люди  будут 

его уважать, ценить?» Дочь К.Конкакова, брата С.Ходжанова, 

радиожурналист  Г.Кабланова  сняла  о  своем  дяде  фильм 

«Қызуқанды қазақ»

по своему сценарию. Более ста тридцати 



статей  о  Султанбеке,  опубликованных  к  его  столетию  (1994 

г.) говорят о том, как велик в народе его авторитет и прочна 

память  о  его  заслугах.  Статья  профессора  Р.Раджаповой  - 

«Имя,  возвращенное  истории  и  народу»  вышла  в  1988  г.  в 

Узбекистане.  Это  была  одна  из  немногих  первых  статей  о 

Ходжанове.  Объемная,  она  напи-сана  в  жанре  научного 

исследования.  Ученый  считает:  «Не-  обходимо  глубже 

изучить работу Султанбека Ходжанова. Определить её место 

и роль в общем историографическом  процессе»

6

.  



           1.Алаш арысы: Алматы: Қазақпарат, 2011 ( Алаш – раннее                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

           название казахов, арыс – защитник, опора – С.Т.) 

    2.Әлмашұлы Ж. Сұлтанбек Қожанұлы (Түрмеде сөнген    



   шырақ). – Алматы: Қазақстан, 1994.   

3.Шәріпов Амантай. Сұлтанбек Қожанұлы  – әдебиетші.

 



Алматы: «Ер-Дәулет» - Қазақстан, 1994.  

4.Қамарұлы Т. Сұлтанбек-дастан. – Астана: Елорда, 2008.   

5.Қойшыбаев  Б.  Сұлтанбек  Қожанов.  Алматы:  ЖШС 

«Қазақстан»  баспа  үйі,  ЖШС  «Қазақстан»  баспа  үйі, 

2007, 316 б.  

5. Қызуқанды – горячий. 

    6.Р.Я.Раджапова. «Имя, возвращенное истории и народу»      

   (Султанбек Ходжанов). – Журнал «Общественные науки в    

   Узбекистане», № 12, Ташкент, 1988 г.  

 

      Известный  журналист  Жолбарыс  Абишев  к  столетию    

Ходжанова удостоен Государственной премии его имени. Это 

большое признание заслуг Султанбека в наши дни. 

      В  нескольких  городах:  Алматы,  Шымкенте,  Туркестане, 

Кызылорде, Кентау; в других местах: Шолаккоргане, Созаке, 

Аксумбе  Султанбеку  Ходжанову  установлены  памятники, 

названы его именем улицы, школы. Сейчас только отдельные 

записи  напоминают  о  том,  что  имени  С.Ходжанова  в  свое 

время  были  удостоены  учебные  заведения  Ферганы,  Шым-

кента, Арыси. Это высокая гора, стоящая над суетой.  

      Нашей  целью  сегодня,  ученых  Республики,  её  интелли-

генции,  является  полное  изучение  жизни  и  деятельности 

Ходжанова, пропаганда среди простого народа, его имени   и 

деяний.  Богатое  историческое  наследие  Султанбека  в  «ра- 

зобранном» виде хранится во многих библиотеках и архивах 

городов,  таких  как  Ташкент  (несколько  архивов),  Фергана, 

Самарканд,  Бухара,  Ош,  Шымкент,  Алматы  (несколько  ар-

хивов),  Москва  (несколько  архивов),  Ашхабад,  Баку.  Как 

говорят журналисты, основная часть айсберга еще лежит  не-

исследованной под волнами океана.      

    ...  В  1957  году  дочь  Зибы  Светлана,  направляясь  на учебу, 

встретила заплаканную мать. В руках у нее была бумага: отец 

реабилитирован за отсутствием состава преступления. В сле-

дующем  году  Султанбек  Ходжанов  был  восстановлен  и  как 

член партии. С тех пор имя пламенного патриота долгое вре-

мя  не  было  предано  огласке,  что  являлось  насилием  и  над 

историей и над его духом. Мама ходила в разные инстанции, 

прежде  всего  в  Академию  наук,  с  вопросом:  почему  вы  не 

пишете о моем отце, почему нигде нет его портрета?  – и, не 

получив  вразумительного  ответа,  возвращалась  очень  огор-

ченная.  

     Вспомнились  маме  тяжелые  времена,  когда  её  исключи-  

ли из комсомола, из школы. Родственники в Ташкенте отвер-

нулись, сказав: « Мы вас не знаем». Родных и близких «вра-



гов народа», на работу не брали. Нелегко досталось ей после-

дующее  получение  аттестата  зрелости,  поступление  в  инсти-

тут. Бывшие потенциальные женихи, занимавшие видное по-

ложение  в  обществе,  исчезли.  Окончив  ВХУТЕМАС  (  Выс-

шие  государственные  художественно-технические  мастер-

ские)  в  Москве,  в  Ташкент  приехал  интересный  внешне  Бо-

рис  Жуков.  Этот  художник  и  стал  моим  папой,  женившись   

на  маме  по  большой  любви.  Он  хорошо  относился  к  мами- 

ной  родне,  пытался  говорить  по-  казахски.  После  развода  у 

мамы родилось еще двое детей: Исатай и Султан.     

Отца  Султанбека  Кожана,  которому  было  за  девяносто  лет, 

после  ареста  сына  увезли  и  бросили  в  безлюдной  степи. 

Жертвой  жестокой  сталинской  политики  стал  бедный  тихий 

человек,  всю  жизнь  пасший  верблюдов,  возделывавший  по-

ля.  Земляки  тайно  вывезли  его  оттуда  и  ухаживали  за  ним. 

Братья  Султанбека  Раис,  Камар,  Сейдулла,  сестры  Бузау, 

Озипа,  Февраль  и  другие  родственники  подверглись  гоне-

ниям.  Пройдя  многолетние  мучения,  Камар,  тем  немение, 

стал хорошим учителем, Сейдулла – знатным шахтером.  

    Современник  Ходжанова  Н.  Ондасынов  говорил:  «Сул-

танбек не был врагом народа, наоборот, он боролся за светлое 

будущее своего народа, за это и поплатился, за это отдал свою 

жизнь».



  



    Признание трудов С.Ходжанова началось лишь в 1984 году. 

Это было для семьи и близких его, более полувека вынужден-

ных терпеть унижения, подобно глотку свежего воздуха.  

К  столетию  незабвенного  Султанбека  Ходжанова  вышло 

Поста-новление Кабинета Министров от 12 апреля 1994 г. № 

370 по подготовке и торжественном проведении его юбилея. 

Во дворце Республики прошел вечер, посвященный столетию 

«Бес арыс» (арыс – защитник, опора). Фамилии пяти одних из 

 

1.Ондасынов Н. Султанбек не был врагом народа. Статья.         

 


лучших  представителей  казахского  народа:  И.Джансугурова, 

Б.Майлина,  С.Сейфуллина,  Р.Рыскулова,  С.Ходжанова  были 

написаны  на  сцене  золотом  на  фоне  сияющего  неба  свобод-

ного независимого Казахстана. Патриоты родилиь в одно и то 

же  время,  в  тяжелую  этоху,  разделили  общую  судьбу.  Всю 

жизнь  посвятили  они  сохранению  нации,  народа,  посвятили 

себя любви к нему, явились примером необыкновенной муд-

рости, прекрасным образцом служения родине. Знание о них 

стали настоящим достоянием молодежи. Наш президент Нур-

султан Назарбаев в своем выступлении на вечере высоко оце-

нил  их  деятельность,  в  том  числе  Султанбека  Ходжанова, 

впервые  выдвинутого  из  национальных  кадров  ответствен-   

ного секретаря Казкрайкома ( см. эпиграф к данной статье).   

     В  год  столетия  Ходжанова  на  земле  Шолаккоргана  было 

поставлено много  юрт, окружавших роскошный хан  – сарай. 

В  такой  ситуации  люди  чувствуют  себя  созданными  для  хо-

рошего,  для  необычного.  Радостно  поздоровавшись  друг  с 

другом,  они  торжественно  отпраздновали  юбилей  достой-

нейшего  сына  алаша.  Присутствовали  известные  ученые,  го-

сударственные  деятели.  Была  дочь  Султанбека  Зиба  с  деть- 

ми  и  родственниками.  Открылись    неопубликованные  ранее, 

но  сохранившиеся  в  памяти  народной  свидетельства  о  делах 

Ходжанова,  прозвучали  значимые  в  жизни  народа  неизвест-

ные  истории  о  нем.  Состоялось  открытие  музея  Султанбека 

Ходжанова.  

  «Вернулся ли ты, дорогой ага

1

, в наши ряды?  



Воссел  ли  на  высокий  пьедестал?»,  -  спрашивал  в  своих 

стихах  Т.Шылмамбетов.  Торжества  прошли  и  во  многих 

других  местах.  Никогда  не  забудется  имя  Султанбека 

Ходжанова, честно служившего народу.  Много пота пролито 

им  в  борьбе  за  национальную  незави-симость,  единство 

казахской родины, равенство между народами,  

 

1.

 

 Аға – старший брат.   


прогресс  общества.    Необходимо,  считаем  мы,  и  в  насту-

пившем юбилейном году 120-летия  со дня рождения Султан-

бека Ходжанова и в последущее время чаще проводить науч-

ные  конференции,  посвященные  политической,  государсвен-

ной и общественной его деятельности; работе Султанбека как 

журналиста, публициста ; следует готовиться к литературным 

вечерам,  встречаться  с  его  родственниками,  близкими,  знав-

шими  Ходжанова.  Надо  проводить  и  другие  культурные  ме-

роприятия.    Имя  Султанбека  Ходжанова  с  каждым  годом 

должно светиться с новой силой, передаваться из поколения в 

поколение. Мы верим: сведения о достойных делах ни в чем 

не  повинных  жертв,  нашедшие  место  на  страницах  печати, 

должны  восполнить  белые  пятна  истории,  звучать  на  радио, 

становиться темой телевизионных передач. Память о светлых 

делах погибшего в заточении сына народа будет жить долго. 

Очень многого мы еще не знаем о деятельности  Султанбека. 

В  предстоящее  время,  думается  нам,  будет  уже  полностью 

изучена  служебная  биография  Ходжанова    и  с  ней 

ознакомится  народ,  появится  еще  больше  научных  трудов, 

литературных  произведений.  В  настоящее  время  готовится  к 

изданию трехтомник его трудов. Вместе с тем, мы уверены в 

том,  что  на  таком  богатом  материале  будут  сняты  не  только 

публицистические, но и художественные фильмы.  

     «Подняв  в  небо  голубое  знамя,  назвавшись  свободной 

страной,  все  больше  оценивая  прошлое,  мы  собираем 

потерянных,  оставшихся  под  гнетом  красной  империи  не 

названными,  не  почтенными,  возвращаем  в  поле  зрения 

ветеранов,  наших  защитников.  Это  проявление  возросшего 

сознания  нашего  народа,  -  пишут  авторы  статьи  «Еще  раз  о 

Ходжанове» 

1

.  Дух  нашего  народа,  дух  общества  становится 



еще выше, крепче.   

 К  большому  сожалению,  до  сего  дня  прах  Султанбека 

Ходжанова  или  горсть  земли  с  братской  могилы  в  Комму-

наровке (близ Москвы) не возвращены  на Родину, где долж-



ны  торжественно  упокоиться.  Возможно,  это  будет  на  му-

сульманском  кладбище  в  г.  Астана,  в  специальном  пантео-  

не,  куда  перезахоронено  тело  С.Садвакасова,  и  люди  возда- 

ют ему высокие почести.  Завершив эту статью, я с радостью 

получила  приглашение    в  Туркестан  на  празднование  120-

летия Султанбека Ходжанова. Повезу туда выпущенные нами 

плакаты с его портретом и текстами на отдельных из них на 

казахском,  русском, английском языках.   

      Султекен  продолжает  жить!  Спасибо  моему  народу.  

Пусть развевается вечно наше голубое знамя, победно взмет-

нувшееся ввысь!  

1.

 

Бердібаев Р., Қойшыбаев Б., Қожакеев Т., Шәріпов А. Тағы 

да Қожанов туралы. Мақала.        

 

   



                                                                 Светлана Тыныбекова 

 

 



   


жүктеу 311.36 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©emirb.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет