Хабаршы вестник «Көркемөнерден білім беру»



жүктеу 5.01 Kb.
Pdf просмотр
бет1/13
Дата15.03.2017
өлшемі5.01 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

 
 
 
ISSN 1728-8657 
 
 
 
 
 
ХАБАРШЫ 
ВЕСТНИК 
«Көркемөнерден білім беру» сериясы  
Серия «Художественное образование» 
№2 (39) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А
А
л
л
м
м
а
а
т
т
ы
ы
,
,
 
 
2
2
0
0
1
1
4
4
 
 

 
 
 
М
М
а
а
з
з
м
м
ұ
ұ
н
н
ы
ы
 
 
1.
 
К.  Д.  Добаев    О  реализации  кредитной  технологии  обучения  в  вузах 
кыргызстана 
2.
 
Намазова  Қ.Б.  Қазақ  халық  әндерінің  дәстүрлі  мектептерге  бөліну 
ерекшеліктері

3.
 
Дилмаханбетов  Е.  К.  Сакимбаев  Э.  Р.,  Алымбаева  Б.  Б.  О  кредитной 
технологии обучения в высших учебных заведениях стран центральной 
азии 
4.
 
Кайбульдаева  Г.А.    Қазақ  жеріндегі  ғұламалардың  тәлім-тәрбиелік 
идеялары 
5.
 
Кайбульдаева Г. А. Бастауыш білім беруде халық дәстүрлерінің 
тәрбиелік мәні 
6.
 
Сыдыков Б. К. Момдон жасалган фигуралар жана «Манас» ааламына 
мейкиндиктүү ой жүгүртүү. 
7.
 
Муратова А. М. Художественно – эстетическое  воспитание студентов 
средствами искусства. 
8.
 
Амираева  Л.  А.  Жождо  жана  орто  мектептерде  көркөм  өнөр  сабагын 
өтүүдөгү кемчилдиктерди жоюу. 
9.
 
Закиров У. А. Маданият жана цивилизация. 
10.
 
Момуналиев А.А. Кыргызстандагы жалпы билим берүү мектептеринде 
«дизайндын негиздерин» окутуунун  проблемалары. 
11.
 
Pabilova Z. J. Modeling of the professionally-creative activity of the future 
teachers of fine art in the process of the plein-air internship 
12.
 
Кайыпова Ж. Эл өнөрү элге. 
13.
 
Сыдыков  Б.К.,  Момуналиев    А.А.      Проблемы  преподавания  “основ 
дизайна” в общеобразовательных школах кыргызстана. 
14.
 
Тлеужанов А.К. Разработка некоторых аспектов изображения портрета 
студентами  художественно-графического факультета 
15.
 
Атабекова  Б.Б.  Жоғары  оқу  орнында  оқыту  әдісін  пайдаланудың 
педагогикалық негіздері. 
16.
 
Әбжан Г. М. Қазақ халқының рәсімдік және ғұрыптық жоралғылары   -   
ұлттық мақтанышымыз 
17.
 
Тоқмолдаев Н.М. Патриоттық  тәрбиенің  мазмұны, формалары мен әдістері 
18.
 
Абылханова Г.А. Сал-серілік  дәстүрдің  ұлттық  сипаты 
19.
 
Назарымбетов Е. ХХ  ғасыр  қазақ дәстүрлі бейнелеу өнері 
шығармаларының тәрбиелік маңызы 
20.
 
Байғалиев Ә.М., Утегенов Е.К. Сепбосынов Е.М. - Дене шынықтыру 
емес  университет  студенттерінің  дене  сапаларын  самбо  күресі 
бойынша тәрбиелеу жүйесі. 
21.
 
Байғалиев Ә. М. Шығыс жекпе – жекі  таеквондо спортының    жаттығу 
сабақтарын  өткізу ерекшеліктері 
 

 
 
 
 
УДК 791, 2 (581) 
 
О РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ 
КЫРГЫЗСТАНА 
 
К. Д. Добаев - д.п.н., профессор, директор 
лаборатории педагогики и профессионального   образования КАО 
 
   
Аннотация.  Данная  публикация  рассматривает  вопрос  о  кредитной 
технологии  обучения  в  вузах  Кыргызстана  в  настоящее  время.  Освещаются 
особенности  обучения  по  новой  системе.  Автор  предлагает  важные 
рекомендации по реализации кредитной технологии в высшем образовании.  
Вузы  будут  готовить  бакалавров  и  магистров,  за  исключением 
некоторых  специальностей.  И  эта  процедура  более  или  менее  понятна. 
Проблема  в  другом,  а  именно:  перевод  всей  системы  профессионального 
образования  на  кредитную  технологию.  В  чем  суть  и  каковы  основные 
принципы этой системы обучения? Необходимо сразу сказать, что это новая 
парадигма  образования,  новая  культура  образования.  При  кредитной 
технологии  мы  отходим  от  традиционно  сложившейся  системы,  когда 
студент  строго  по  расписанию  ходил  на  занятия.  Студент  до  шести  часов  в 
день  должен  был  присутствовать  на  групповых  или  лекционных  занятиях. 
Другими  словами,  он  был  объектом  воздействия,  где  ему  отводилась 
пассивная роль в учебном процессе. За студента решали сколько занятий он 
должен  посетить  и  сколько  экзаменов  и  зачетов  должен  сдать  в  конце 
семестра. Студент не имел права отклонится от заданного курса, все должно 
было проходить строго по учебному плану, по расписанию, согласно графика 
учебного процесса. 
Ключевые  слова:  кредитная  технология  обучения,  вуз,  студент, 
силлабус, высшее образование, Кыргызстан.  
 
Согласно  постановления  Правительства  Кыргызской  Республики  в 
августе  2011  года  «Об  установлении  двухуровневой  структуры  высшего 
профессионального образования Кыргызской Республики» вузы переходят на 
двухуровневую систему подготовки специалистов. Этим же постановлением 
регламентировано  переход  на  кредитную  технологию  обучения  в  системе 
среднего и высшего профессионального образования.  
 
Теперь  вузы  будут  готовить  бакалавров  и  магистров,  за  исключением 
некоторых  специальностей.  И  эта  процедура  более  или  менее  понятна. 
Проблема  в  другом,  а  именно:  перевод  всей  системы  профессионального 
образования  на  кредитную  технологию.  В  чем  суть  и  каковы  основные 
принципы этой системы обучения? Необходимо сразу сказать, что это новая 
парадигма  образования,  новая  культура  образования.  При  кредитной 
технологии  мы  отходим  от  традиционно  сложившейся  системы,  когда 
студент  строго  по  расписанию  ходил  на  занятия.  Студент  до  шести  часов  в 

 
 
 
день  должен  был  присутствовать  на  групповых  или  лекционных  занятиях. 
Другими  словами,  он  был  объектом  воздействия,  где  ему  отводилась 
пассивная роль в учебном процессе. За студента решали сколько занятий он 
должен  посетить  и  сколько  экзаменов  и  зачетов  должен  сдать  в  конце 
семестра. Студент не имел права отклонится от заданного курса, все должно 
было проходить строго по учебному плану, по расписанию, согласно графика 
учебного процесса. 
 
При  кредитной  системе  обучения  студенту  предоставляется  свобода 
выбора  учебных  дисциплин,  спецкурсов  и  даже  преподавателя.  На  первых 
занятиях  студент  получает  программу  курса  со  всем  комплексом  вопросов, 
задач,  заданий,  тестов  для  самопроверки,  и  эту  программу  еще  называют 
«силлабусом». Слово силлабус для нас новое понятие. Многие педагоги еще 
не до конца осознали основные составляющие силлабуса и поэтому считают, 
что силлабус это та же рабочая программа. На самом деле это не так. Рабочая 
программа  составлялась  для  кафедры,  деканата.  Структура  всех  рабочих 
программ была одинакова: темы, количество часов на изучение той или иной 
темы,  список  литературы.  Этот  документ  был  необходим  кафедре  для 
контроля и отслеживания выполнения учебного плана. 
 
Силлабус  составляется  для  студента  и  он  ориентирован  на  студента. 
Каждый  студент  получает  силлабус  на  первых  занятиях.  Силлабус  может 
быть  составлен  к  одной  учебной  дисциплине  или  к  учебному  модулю. 
Силлабус  это  как  бы  своеобразный  маршрутный  лист  и  поэтому  студент 
свою  учебную  деятельность  строит  согласно  силлабуса.  Иными  словами 
силлабус  является,  в  какой-то  мере,  путеводителем  по  освоению  учебной 
дисциплины  или  модуля.  И  поэтому  нет  одинаковых  по  форме  и  структуре 
силлабусов. Каждый силлабус индивидуален и предусматривает конкретную 
цель по формированию тех или иных компетенций. Преподаватель выступает 
лишь  как  консультант  направляющего  работу  студента.  Студент  может 
досрочно  сдать  или  растянуть  это  удовольствие  на  несколько  лет.  Хочешь 
учится – учись, нет – твое дело. 
 
Первое с чем сталкивается преподаватель при обучении по кредитной 
технологии  обучения  -  это  нехватка  времени.  Если  занятия  по  старой 
технологии  длилось  почти  полтора  часа,  о  теперь  пятьдесят  минут.  Дело  в 
том,  что  государственные  образовательные  стандарты  хоть  и  составлены  на 
компетентностной  основе,  но  имеют  традиционную  форму,  темы  которые 
рассчитаны  на  два  академических  часа,  теперь  надо  уложиться  с  ними  за 
меньшее время. Каждая учебная дисциплина или модуль имеет от одного до 
десяти  кредитов.  Согласно  постановления  правительства,  где  один  кредит 
определен  в  30  часов,  из  них  20  часов  идут  на  аудиторные,  групповые 
занятия  и  десять  часов  на  консультацию,  самостоятельную  и 
индивидуальную  работу.  В  таком  цейтноте  читать  лекции  в  традиционном 
стиле, т.е. изложение основных моментов содержания учебной дисциплины – 
уже становится неприемлемой. Кредитная технология обучения предполагает 
отказ от старой методики чтения лекций, а их замену общими указаниями, на 
что необходимо обратить внимание в лекционном материале, то есть лекции 

 
 
 
должны  по  характеру  быть  установочно-ориентировочными.  Студент  от 
пассивного  слушателя,  становится  активным  участником,  а  точнее 
соучастником  лекционных  занятий.  В  какой-то  мере  студент  заранее  знает 
тему,  проблему  ибо  на  руках  у  него  имеется  силлабус,  и  возможно  с 
некоторыми  положениями  темы  лекции  он  знаком,  более  того  у  него  есть 
вопросы к преподавателю. Конечно, все это мотивирует студента к учебному 
процессу,  но  и  у  преподавателя  появляется  стимул  к  более  продуктивной 
работе.  Время когда преподаватель пришел, отчитал и ушел не  интересуясь 
об усвоении лекционного материала должно уйти в прошлое. 
 
Новая  форма  обучения  предполагает  обязательную  материально-
техническую  оснащенность,  компьютерные  классы,  мультимедийные 
средства, Интернет, спутниковое телевидение, большой библиотечный фонд. 
Он,  студент  в  любое  время  может  найти  интересующий  материал,  зайти  в 
компьютерный  класс  и  заниматься  индивидуальной  работой.  Но,  к 
сожалению,  в  этом  плане  у  наших  вузов  большие  проблемы.  Первая  и 
главная  проблема  в  вузах  не  созданы  соответствующие  условия  для 
продуктивной  работы  студентов,  да  и  преподавателей.  Во  многих  вузах 
фактически  отсутствуют  современные  компьютерные  классы  со  свободным 
выходом  в  Интернет.  А  где  есть  такие  классы  график  работы,  с  7  до  18 
вечера,  или  доступность  этих  классов  создают  большую  проблему  для 
большинства студентов. Некоторые вузы не имеют даже своего сайта. А если 
и есть то она фактически не работает, то есть мы имеем виду не обновляется 
и  т.д.  А  между  тем  при  кредитной  технологии  обучения  каждый 
преподаватель, студент должен иметь свой выход в Интернет. 
 
Другая не менее важная проблема организация учебного процесса. Что 
мы  имеем  в  виду?  Прежде  всего  «закованность»  учебного  процесса,  его 
неповоротливость,  оторванность  от  реальных  достижений  научно-
технического  процесса,  общественного  развития,  стабильные  учебные 
дисциплины  на  протяжении  десятков  лет,  традиционные  подходы  в 
организации учебного процесса, то есть вузовское образование направленно 
не  на  формирование  компетенций  и  свободного  владения  возможностями 
углубить  общее  и  специальное  образование  и  практические  навыки,  а 
заучивание материала для сдачи экзаменов и зачетов, в результате получение 
дипломов,  которые  не  могут  эксплуатировать  свои  же  знания,  а  ведь  мы 
перешли  на  кредитную  технологию  обучения,  которое  предполагает 
коренные  изменения  в  организации  учебного  процесса.  При  кредитной 
технологии  доля  самостоятельной  и  индивидуальной  работы  возрастает  в 
разы  и  поэтому  учебный  процесс  должен  быть  организован  так,  чтобы 
создать максимальную возможность для самостоятельной и индивидуальной 
работы  студентов.  Остается  ли  времени  на  это  и  вообще,  хватит  ли  у 
студента  особенно  первого  курса  выдержки  заниматься  внеурочное  время 
хоты бы пять часов в день? Мы не учитываем, что ему надо поесть, доехать 
до дома и т.д. Остается бросить вообще заниматься, что и делают студенты. 
Они просто ходят на занятия и отсиживают их. 

 
 
 
 
Следующая  проблема  очень  низкий  уровень  школьной  подготовки.  У 
большинства  «первошей»  почти  отсутствуют  навыки  самостоятельной 
учебной  деятельности,  не  сформированы  на  достаточном  уровни  навыки 
чтения  и  письма.  Отсутствуют  навыки  работы  с  большими  объемными 
научными  текстами  и  вообще  не  сформированы  компетенции,  которые 
необходимы для успешного обучения в системе высшего профессионального 
обучения. Мы не будем перечислять все недостатки школьной подготовки, а 
лишь скажем, что таких студентов не менее две трети от общего контингента. 
Ясно  одно  –  вузовская  программа  многим  абитуриентам,  зачисленных  на 
первый курс, «не по зубам», а тем более, когда студент согласно кредитной 
технологии  должен  сам  решать  свою  парадигму  образовательной 
деятельности.  Получается  сначала  надо  научить  учиться.  Потребности  в 
знании  на  пустом  месте  быть  не  может.  Поэтому  учащийся  должен  знать, 
чтобы  понять,  что  ему  знания  как  говорил  родоначальник  познания 
древнегреческий  философ  Сократ:  «Я  знаю,  что  ничего  не  знаю»,  а  потому 
хочу  познать.  Навыки  учиться  закладываются  в  школьные  годы,  но  как 
показывает практика школа эту миссию не выполняет. Необходима реформа 
содержания  школьного  образования  и  технологии  обучения.  В  последние 
годы  Министерство  образования  совместно  с  Кыргызской  академией 
образования  принимают  конкретные  шаги  по  сокращению  содержания 
школьного  образования  и  улучшения  технологии  обучения,  но  «воз  и  ныне 
там».  Когда  мы  говорим  о  сокращении  объема  школьной  программы,  мы 
прежде всего имеем в виду техническое сокращение тех или иных предметов 
школьного  учебного  плана.  Реформаторы  от  образования  никак  не  могут 
понять, что сокращение или увеличение часов школьного предмета ничего не 
изменит. Нужно коренное переустройство всего школьного образования. И в 
этом  плане  переход  на  куррикулум  был  шанс  изменения  всей  парадигмы 
школьного  образования.  но  к  сожалению  как  реализуется  куррикулум  в 
начальной школе показывает, что хотели как лучше и получилось как всегда. 
И 
это 
произошло 
благодаря 
непрофессиональному 
подходу, 
непрофессионализму  людей  занимающей  реализацией  куррикулярного 
подхода  в  школьном  образовании.  И  поэтому  в  ближайшее  время  каких-то 
кардинальных изменений в школе не предвидится. Какой выход для вузов? 
 
Первое.  На  первых  и  вторых  курсах  усилить  общеобразовательную 
подготовку,  возможно  это  не  входит  в  задачу  вуза,  но  другого  выхода  нет. 
Коль  вы  набрали  и  зачислили  на  первый  курс  будьте  любезны  восполнить 
школьный  пробел,  ибо  на  старших  курсах  какие  бы  асы-преподаватели  не 
вели профессиональные и специальные учебные дисциплины результат будет 
нулевой. Ведь не зря говорят «Сначала ази и буки, а потом науки». 
 
Второе.  Прекратить  вал  приема  и  выпуска  студентов  в  системе 
высшего 
и 
профессионального 
образования. 
Хватит 
плодить 
дипломированных  люмпенов,  не  востребованных  на  рынке  труда.  Хватит 
зачислять  студенты  всех  и  вся.  То,  что  Министерства  образования  каждый 
год  устанавливает  минимальный  порог  для  зачисления  по  результатам 
Общереспубликанского  тестирования  (ОРТ),  на  наш  взгляд  является 

 
 
 
механизмом,  которое  только  усилить  коррупционное  составляющее  при 
зачислении в высшие учебные заведения. Все, кто хотел быть зачисленным в 
вуз зачислены. И вообще результаты ОРТ не могут дать объективной оценки 
учебных достижений выпускников средних общеобразовательных школ. ОРТ 
оценивает  только  одни  способности  в  логическом  мышлении,  но  не  знания 
которые были приобретены в школьные годы по тому или иному предмету. 
Поэтому при зачислении в высшие учебные заведения должны учитываться 
многие  факторы,  в  том  числе  и  фактические  знания  учебных  дисциплин.  И 
вообще практика показывает, что за более десятилетний опыт зачисления по 
результатам  ОРТ  качество  высшего  профессионального  образования  не 
улучшилось, а резко упало. 
 
Мы не против ОРТ, но только по результатам ОРТ зачисление высшие 
учебные  заведения,  считаем  недостаточным.  ОРТ  в  том  виде,  в  котором  он 
функционирует  хорошо,  как  один  из  обязательных  испытаний  наравне  с 
другими формами оценки учебных достижений выпускников средних школ. 
 
Третье.  Регистрация,  консультирование  и  контроль  успеваемости 
студентов  при  кредитной  системе  должна  быть  четко  отработана.  При 
учебных  управлениях  создать  отдел  Регистрации,  где  многие  функции 
учебного управления передаются в этот отдел.     Отдел 
Регистрации 
обеспечивает: 
- наличие сведений о личных и академических данных студентов; 
- составление расписания для всех направлений; 
-  семестровую подготовку и обеспечение процесса Регистрации студентов на 
предлагаемые предметы; 
- учет оплаты студентов за обучение; 
- контроль академического продвижения студентов
- подготовку к выпуску студентов; 
- подтверждение степеней и другой информации; 
- ежедневная работа со студентами и факультетами; 
- создание и ведение баз данных; 
-  подготовку  статистических  и  аналитических  данных  для  внутреннего  и 
внешнего пользования; 
- разработка и внедрение нововведений по усовершенствованию системы
- разработки направлений. 
 
В  отделе  должны  работать  минимум  три  человека  –  заведующий 
отдела,  координатор  сектора  расписания  и  регистрации  и  специалист  Баз 
данных.  Если  вуз  небольшой,  то  достаточно  одного  отдела  регистрации,  а 
если вуз большой – на каждом факультете, т.е. функции деканата переходят в 
отдел регистрации. 
 
Четвертое.  Обеспечение  качества  и  поддержки  студентов.  Что  мы 
имеем  ввиду  –  эффективная  консультационная  поддержка  студентов. 
Институт обязан иметь эффективную систему консультационной поддержки 
студентов,  которая  помогает  им  получить  необходимую  информацию  и 
помощь,  а  также  помогает  в  реализации  их  образовательных  целей. 
Преподаватели  и  другой  персонал,  ответственные  за  проведение  данной 

 
 
 
работы  обязаны  быть  своевременно  информированы  и  подготовлены  к 
выполнению  своих  обязанностей.  Обязательное  наличие  всех  ресурсов 
необходимых  для  полноценной  консультационной  поддержки  студентов, 
независимо от курса статуса студента. 
 
Түйін  
Мақалада  Қырғызстандағы  жоғары  оқу  орындарының  кредиттік 
технология  мәселелерінің  бүгінгі  таңдағы  жағдайын  қарастырады.  Жаңа 
жүйе  бойынша  білім  берудің  ерекшеліктері  нақтыланған.  Жоғары  білімнің 
кредиттік технология бойынша тиімді ұсыныстарын көрсеткен 
 
Summary 
This  publication  examines  the  issue  of  credit  technology  of  education  in 
universities  of  Kyrgyzstan  at  the  present time.  Describing  the  features  of  training 
on  the  new  system.  The  author  offers  valuable  recommendations  on 
implementation of credit technology in higher education. 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 
 
1.
 
Мажидов И. У. Перспективы развития двухуровневой системы 
высшего образования в Узбекистане. – Ташкент, 2004. 
2.
 
Монахов В. М. Проектирование и внедрение новых технологий 
обучения Советская педагогика. – 1990. - № 7. – С. 17-23. 
3.
 
Кредитные технологии в высшем образовании. – Автор и составитель 
проф. И. И. Ганчеренок. – Минск РИВШ БГУ, 2003. 
4.
 
Агеева Т. И. Некоторые проблемы внедрения компьютерных 
технологий. НТИ.   
            Сер 1. – 1992. – Вып. 5. – С. 20-25. 
2.
 
Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. Изд.2 = 
е, исправ. и доп. – М.: Исследовательский центр проблем качества 
подготовки специалистов, 2006. – 111 с. 
3.
 
Наркозиев А. К. Проектирование образовательно-профессиональных 
программ в вузе. –  Бишкек: Илим, 2009. 
 
 
398,8(-512.122) 
ҚАЗАҚ ХАЛЫҚ ӘНДЕРІНІҢ ДӘСТҮРЛІ МЕКТЕПТЕРГЕ 
БӨЛІНУ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ. 
Қ.Б. Намазова
Абай атындағы ҚҰПУ «Музыкалық білім және 
хореография» кафедрасының доценті, құрметті профессор. 
                                                                          

 
 
 
Андатпа:  Бұл  мақалада  халық  әндерінің  әртүрлі    мектептерге  бөліну 
ерекшеліктері  жайлы  айтылады  және  сол  дәстүрлі  мектептерге  бөліну 
ерекшеліктерінде  әншілердің шыққан аймақтары  да сөз болады.   
 
Кілт сөздер: қазына, шежіре, көл-көсір, дәстүр, мұра, ғұрып, кәсіби, сыңсу, 
жарапазан, әужар, ораза, жағрафия, іргетас, регистр, қағыс, саты, қара өлең. 
 
        Қазақ  халқының    дәстүрлі      әндерінің  мектептерге  бөліну  құпиясы,  
халық  өнерпаздардың    асқан    дарындылығында  деп  білеміз.  Халықтық  
кәсіпқой    әнші-композиторлардың  әндерінің  құдіреті    адам    сезімін    оятып, 
ойын    қозғап,  жанына    әсер    ете    алатын  эстетикалық  сезімталдылығында. 
Сондай    озық  үлгідегілері      сан    қилы    талқыға    түсіп    неше    буын    елдің 
қолынан  өтсе  де  қаз-қалпынан  айнымай  әлі  күнге  өмір  сүріп  келеді. Қай 
ғасырдағы    болмасын    аса    маңызды  оқиға    мен    тарихи    ұмытылмас    сәтті  
кейінгі  ұрпаққа  қалдырған да - ән. Ән - қоғамның  тыныс - тіршілігіне дер  
уақытында  үн    қосып    отыратын  бұқаралық  құралдың  бірі,  рухани 
қазынамыздың  шежіресі. Әнде  халықтың  басынан  кешірген  тарихы  тайға  
таңба    басқандай    анық.    Қазақ  халқының    мақтаныш    етер    асыл    мұра,  
рухани  жәдігерліктерінің  ішінде  ғасырлар  сүзгісінен  өтіп, бүгінге  жеткен  
көл - көсір  ән  қазынасы  ерекше  орын  алады. Қазақ әні - қазақ  жанының 
ғасырлар    көшінде    шаң    баспаған    сырлы    айнасы,  халық    рухының  
ықылымнан    тіл    қатқан    тірі    куәгері.  Күнделікті    тұрмыс  –  тіршілік,  салт-
дәстүрге    орайласа    туған    ғұрыптық  ән    адам    баласының    аңсар-мұратын, 
қайғы - мұң, сағыныш - шерін, жан әлемін  өрнектеп, формалық, мазмұндық  
тұрғыдан  кемеліне  келе  түрленіп, биік  кәсіби  өрге  жеткен  дәстүрлі  ән  
өнері  -  ұлттық    музыка    мәдениетіміздің    алтын    өзегі,  қазіргі    рухани  
болмысымызға    нәр    беріп    тұрған    сарқылмас    қайнар.  Тал    бесіктен    жер  
бесікке    дейін    әнмен,  жырмен    көмкерілер    адам    ғұмыры    және    бұл  
тағдырдың қазақ  баласына  қатысы туралы данышпан Абай: «Туғанда  дүние  
есігін  ашады  өлең, Өлеңмен  жер  қойнына  кірер  денең», - деп  толғайды. 
Әнді  осынша  сүйген, осынша  мән  берген  халық, шын  мәнінде «санын  сөз  
етсеңіз де, сапасын сөз етсеңіз  де  мақтануға  тұрарлық қымбат дүние», деген 
академик  А.Жұбанов.  Ұрпақтың  ұрпағына  кетер,  тозбас,  бірге    осынау  
дәстүрлі  ән  мұрасы  екеніне  күмән  жоқ. Қазақтың әншілік өнері  жанрлық  
сипаты  жөнінен    алуан    түрлі.  Фольклор  танушылар  мен    музыка  
зерттеушілер   қазақтың  дәстүрлі  ән  өнерін  тұрмыс - салтқа  байланысты  
ғұрыптық әндер, халық әндері  және кәсіби  әндер  деп  жіктеп қарастыруда.                                                                                                                                       
        Ғұрыптық  әндердің  өзі  –  бесік  жыры,  тойбастар,  беташар,  жоқтау, 
көрісу,  сыңсу,  жар-жар,  жарапазан  болып  тармақталса,  әншілік  өнердің  кең 
өріс  алған  кезінде  пайда  болған  кәсіби  ән  өнері  -  халық  әндері  және  кәсіби 
халық  композиторларының  әндері  болып  саналады.  Бала  жұбатқанда 
айтылатын - бесік жыры, қыз ұзатылғанда айтылатын - сыңсу, ораза кезінде 

 
 
 
айтылатын  жарапазандар,  әужарлар,  той  кезінде  айтылатын  –  тойбастарлар, 
бұрынғы  заманда  малдың  ауруына  байланысты  айтылған  күләпсан, 
науқастың  дертін  аластау  үшін  айтылған  -  бәдік,  бақсы  сарындары,  бір  -
біріне  сәл  жолдағанда  айтылатын  –  хат,  өлең,  кісі  қайтыс  болғанда 
айтылатын  -  дауыс,  жоқтаулар  бар.  Көшпелі  өмірден  отырықшылдық 
тұрмысқа  бейімделе  бастағаннан  кейін  ел  ішінде  ғұрыптық  әндер  сирек 
айтылатын болды. Қазіргі кезде мүлдем айтылмайтындары - бәдік, күләпсан, 
хат - өлең т.б.                                            
        Жалпы  музыка  тарихында  қазақтың  кәсіби  ән  өнері  ХІХ  ғасырдан 
басталады.  Қазақтың  кәсіби    әншілік    өнері    қалыптасу    кезеңінен    бастап  
әншілік    өнері    еліміздің    жағрафиялық  орналасуына    байланысты    бірнеше  
мектептерге    бөлінеді.  Олар:  Батыс,  Арқа  және  Жетісу  әншілік    мектептері 
деп    аталады.  Батыс  әншілік    мектебінің    іргетасын    қалаған    Мұхит    сал, 
оның    жалғастырушылары:  Ауқат,  Қиса,  Аманғали,  Қайып,  Ғарифоллалар 
болса, Арқадағы  әншілік - Ақан  сері, Біржан  сал, Сегіз сері, Жаяу  Мұса, 
Мәди    т.б.    әнші  -  композиторлардың    есімдерімен    байланысты.  Ал 
Жетісудағы  әншілік  мектептің қалыптасуына  себепші болған, діңгегіне ту 
тіккен  -  ән  дүлдүлі  Кенен    дейміз.    Зерттеуші  -  ғалым    Мырзатай 
Жолдасбеков  өзінің  «Тоқсан  толғау» атты еңбегінде  Жетісуда  Кененнен 
де    бұрын    әншілердің  болғандығын    жазады.  Ғалымның    пайымдауынша  
олар  он  тоғызыншы  ғасырдың  басында  өмір  сүрген  Ақан, Біржандардың 
замандастары    Дәурен,  Тәкен    деген    сал  -  серілердің    жұрнағы,  әнші  -
сазгерлер. Жетісуда  да  әншілік  мектеп  бірталай  әнші - композиторларды 
тудырған.  Олардың    алды    Қапез,  Пішан,  Садыққожа,  Сауытбектер    болса, 
кейінгі  әншілік    өнер    Қарға,  Әсімхан,  Дәнештермен    жалғасқан.  Бұл  
мектептердің  қай  -  қайсысы  да  қара    өлеңмен,  сол    өңірге    жақын    кәсіби  
ақындық  немесе  жыраулық  институттардың қосындысынан  пайда  болған. 
Соның    нәтижесінде    жартылай    жырдың  әуендеріне,  жартылай    қара  
өлеңдерге  ұқсас әндер  туындап «кәсіби  ән» деген  өз  еншісін  алып кеткен. 
Мысалы, Арқаның  кәсіби  әндері Жетісу  әндеріне  ұқсас  болғанмен, Батыс  
әндерінен    мүлдем    өзгеше.  Бұл    ән  мектебі    қара  өлең  формасында    көп 
тұрақтанбаған. Кейбір  композиторлардың  лирикалық әндері  болмаса, баса  
көпшілігі    күрделі  формада    шығарылған.  Яғни,  арқа  әншілік  мектебі  даму  
сатысында  өзгеше    жол    тауып,  тамырын  жайған.    Себебі    бұл    өңірдің 
орындаушылық  мектебі де жақсы  дамып, осы  күнге  дейін  өзінің  дамуын  
үзбеген.  Ал  Жетісу    әншілік    мектебі,  түбегейлі  қара    өлеңнің    негізінде 
қалыптасқан. Дегенмен осы  өңірдің  кейбір  әндерінде  жыр  мақамдарының 
әуенін    естуге    болады.  Және    мектептердің  орналасқан  жерлерінің  
жақындығынан  болу  керек – Арқа әндерімен  ұқсастығы  көп. Ал Батыстың 
кәсіби  әндері  туралы  айтатын  болсақ,  бұл  әндер  қара  өлең  формасына  өте 
жақын. ХIХ ғасырдың аяғында қара өлең кәсіби әннің ішінде дами бастады.                                                                              
       Батыстың  кәсіби  ән  мектебі   өз ішінде Мұхит әндері және  Маңғыстау 
әндері болып екі салаға бөлінеді. Бұл екі салада да формасы жағынан нағыз 
кәсіби  әндерге  сай  келетін  әндер  өте  аз.  Нағыз  кәсіби  әндердің  құрылысы 
күрделі,  әр  тармақта  жаңа  әуен  беріледі.  Батыстың  көп  кәсіби  әндері  бұл 

 
 
 
формаға  сай  келмегенімен,  орындаушылығы  жағынан  үлкен  диапазонды, 
шеберлікті  кәсіби  орындаушылықты  қажет  етеді.  Жалпы  осы  мектептердің 
қай-қайсысын  да  бірінен-бірін  ажыратуға  болады.  Ол,  ең  әуелі  аспап 
сүйемелінің ерекшелігінен аңғарылады.                                                                                               
        Кәсіби  әнді  орындаушы  аспапта  сүйемелдеген  кезде  әннің  басында 
немесе  ортасында,  шумақ  арасында  міндетті  түрде  тек  аспапта  ғана  жеке 
сүйемелдеу    (аккомпонимент)  ойнайды.  Батыста  ән  жоғарғы  регистрден 
басталып, аспап төкпе қағысымен, ал Арқа мен Жетісуда - ән шертпе, немесе 
біркелкі  қағыспен  сүйемелденеді.  Нақты  зерттеу    нысанына    алса  бұл    ән  
мектептердің    айырмашылығы    өте    көп.  Олар    тыңдаушының  құлағына  
естілгенмен,  ғылымда    осы  күнге    дейін    қағаз  бетіне  түспеген.  Сондықтан, 
біздің    бастамамыз  -  осы    мәселенің    бір  шеті    ғана.  Кез-келген    әншілік  
жолға  түскен  орындаушы өзінің ән үйренудегі алғашқы қадамын қарапайым 
қара  өлеңдерден  бастайды.  Қара  өлеңдерді  шебер  меңгерген  әншіге  кәсіби 
әндерді үйрену аса қиын болмайды. Орындаушыға да зерттеушіге де күрделі 
әндердің  қыр  -  сырымен  танысу  үшін,  әуелі  қара  өлеңді  меңгеру  керек.  Ал 
қара  өлеңнің  даму  сатысы  –  кәсіби  әнге  келіп  тіреледі.  Яғни,  кәсіби  ән  өз 
бастауын  қара  өлеңнен  алады  деп  нақты  айтуға  болады.  Қазақ  әндерінің  
дәстүрлік    ерекшеліктері    туралы    көптеген    ғалымдар  өз  пікірлерін  айтып 
кеткен.  Мысалы:  көрнекті    ақын    І.Жансүгіров,  этнограф  -  ғалым  
А.Сейдімбек , әдебиетші, ғалым Қ.Сыдықов т.б.                          
        Көмейіне    бұлбұл    ұялаған      күміс    көмей,  жезтаңдай    әншілер    осы  
өлкеде    дүниеге      келіп,    сал-серілер    дәстүрін    орнықтырып,  қазақ  әнінің 
өрісін  кеңейтіп, биіктетті. Біржан  сал, Ақан  сері, Жаяу  Мұса, Абай, Әсет, 
Үкілі  Ыбырай,  Балуан    Шолақ,  Жарылғапберді,  Иманжүсіп,  Ғазиз,  Естай, 
Мәди  сияқты  әнші - композиторлар  қазақ әнін  бұрын  болмаған  биік  өрге  
көтерді.  Кейінгі    ұрпаққа    Әміре    Қашаубаев,  Қали    Байжанов,  Игібай 
Әлібаев,  Байғабыл  Жылқыбаев,  Қасымжан    Бабақов,  Жабай    Тоғыдықовтар 
арқылы  жеткен  сонау  мол    қазына,  асыл  аманатты  Жүсіпбек    Елебеков, 
Манарбек    Ержанов,  Жаңыл    Қартбаева,  Ләззат    Сүйіндікова,  Мәдениет  
Ешекеев,  Қайрат    Байбосынов    сынды    майталман  әншілер  дәстүрлі    әннің 
қазіргі  буын  орындаушылары ретінде сынын бұзбай   жалғастыруда. 
 


жүктеу 5.01 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©emirb.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет