Ды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни



жүктеу 301.87 Kb.
Pdf просмотр
бет1/3
Дата08.09.2017
өлшемі301.87 Kb.
#12607
  1   2   3

ды,  цвет  жизни,  символ  утешения,  возрождения 

к  новой  жизни. 

С  ХV  в.  изображенные  на  картине  вещи  наде-

ляются  одновременно  двойным  смыслом  —  ре-

лигиозным  и  бытовым.  В  религиозном  находит 

продолжение  традиционная  божественная  сим-

волика  Средневековья,  в  бытовом  проявляется 

обычная  значимость  вещи  в  повседневной  жиз-

ни  человека. 

Многие  произведения  XVII  в.  носят  символи-

ческий  характер,  который  зачастую  передается 

представленными  в  них  предметами:  бокалами  с 

вином,  хлебом,  рыбой,  увядшими  цветами,  часа-

ми  и  др.  Иногда  обычные  предметы,  необычно 

соединенные  в  одной  композиции,  представля-

ют  собой  сложные  для  разгадывания  образные 

коды.  Особенно  это  характерно  для  распростра-

ненного  в  XVII  в. 



натюрморта,  называемого  ва-

нитас  (vanitas  —  суета  сует)  и  напоминающего 

человеку  о  бренности  его  существования.  На  них 

изображены  черепа,  свечи,  цветы,  часы,  листы  с 

нотами  и  музыкальные  инструменты  (звук  отзву-

чал  –  значит,  умер),  которые  воспринимаются 

как  зашифрованные  сообщения.  Художники,  ра-

ботающие  в  сюжетах  ванитас,  говорили  о  тщете 

земного существования, о быстротечности бытия. 

Само  название  картины  «Суета  сует»  говорит  о 

бренности  земной  суеты  —  погони  за  богатством, 

властью,  удовольствиями. 

В  натюрморте  художник  передает  ценность 

обыденной  жизни,  значительность  простых  ве-

62

В. ван Гог. Церковь в Овере



П. Пикассо. Скрипка

В. ван Гог. Звездная ночь

iskusstvo maket8!.indd   62

6/18/09   5:15:05 PM


щей.  Его  отношение  к  миру  отличается  тем,  что  он  видит  и 

чувствует  явную  или  потаенную  жизнь,  которая  разлита  во 

всем  сущем,  в  природе,  в  самой  материи.  А  потому  другое 

название  натюрморта  —  штильлебен  (голланд.  stillleven,  нем. 

stilleben,  анг.  still  life)  —  тихая  (безмолвная)  жизнь.

Для  художника  не  существует  «безгласных  вещей»,  для 

него  все  —  «выразительное  и  говорящее  бытие»  (М. Бахтин).

Портреты, 

пейзажи, 

натюрморты, 

жанровые 

сцены 


Винсента  ван  Гога  (1853—1890)  отражают  его  мятежную,  не-

зависимую  от  канонов  и  норм,  одинокую  душу.  Его  работы 

пронизаны  чувством  острой  тревоги  и  смятения.  Сложный 

внутренний  мир  художника  часто  раскрывается  посредством 

символов.  Ван  Гог  стремился  отразить  содержание  с  помо-

щью  экспрессивных,  психологически  насыщенных  цветов. 

«Я  попытался  выразить  красным  и  зеленым  цветом  ужасные 

страсти  человека»,  —  говорил  художник.  Эмоциональный  на-

кал  во  много  раз  усиливался  благодаря  используемому  мас-

тером  приему  наложения  краски  мелкими  штриховыми  ли-

ниями  и  волнообразному  ритму  их  движения. 

Использовал  символику  в  своих  произведениях  и  Пабло 



Пикассо  (1881—1973).  Персонажами  его  натюрмортов  час-

то  были  музыкальные  инструменты.  Возможно,  это  связано 

с  изысканностью  их  форм,  а  может  быть,  со  стремлением 

синтезировать  живопись  и  музыку.

63

•  Как  вы  думаете,  это  знаки  или  символы?  Попробуйте  интерпретировать  их  сначала  как  зна-



ки,  а  потом  как  символы. 

•  Послушайте  несколько  музыкальных  сочинений  и  рассмотрите  картины  В.  Ван  Гога  

и  П.  Пикассо.

Художественно-творческое  задание 

    Подберите  произведения  —  музыкальные,  поэтические  или  изобразительного  искусства,  ко-

торые  языком  знаков  и  символов  рассказали  бы  о  каком-либо  событии  вашей  жизни,  о  том,  что 

оставило  след  в  вашей  памяти,  в  душе.



Натюрморт  (франц. 

nature  morte  —  мерт-

вая  природа)  —  жанр, 

характерной  особен-

ностью  которого  яв-

ляется  изображение 

предметов  обихода, 

снеди,  цветов  и  др. 



В. Ван Гог. Натюрморт с  

олеандром

iskusstvo maket8!.indd   63

6/18/09   5:15:09 PM


Ритуальный танец. Сефар. Сахара

Мифы  (греч.  mýthos  —  сказание)  —  это 

устные  предания  о  богах,  духах,  геро-

ях.  Миф  повествовал  о  происхождении 

Вселенной и человека, о зарождении жиз-

ни и смерти, выполнял функции религии, 

идеологии, философии, истории, науки. 



Художественные  послания  предков

64

Произведения  декоративно-прикладного 



искусства  с  древних  времен  рассказывают 

о  представлениях  людей  о  строении  мира 

и  своем  месте  в  нем.  Тогда  в  сознании  че-

ловека  соединялись  миф  —  изображение  — 



ритуал,  т.  е.  слово  —  изображение  —  дейс-

твие.  Создание  и  использование  изображе-

ния  представляли  собой  действие,  которое 

объединяло  в  себе  миф  и  ритуал.  При  этом 

большую роль играло повторение элементов, 

которое  позже  проявилось  в  традиционном 

искусстве  всех  народов  мира. 

Мир  человека  замыкался  внутри  окружаю-

щего  его  земного  пространства  и  насущных 

жизненных  проблем.  Сложные  понятия,  свя-

занные  с  охотой,  в  эпоху  палеолита  обознача-

лись  простыми  знаками-символами.  Так  древ-

нейшие  люди  выражали  свое  видение  карти-

ны  мира,  сложившейся  в  их    сознании. 

Обряды  позволяли  древним  людям  в  иг-

ровой  форме  проживать  ситуации,  с  ко-

торыми  любой  из  них  мог  столкнуться  в 

действительности.  Это  своего  рода  образцы 

поведения,  выраженные  в  художественной 

форме.  Участники  обряда,  ритуала,  осваивая 

различные  роли,  учились  творчески  воспри-

нимать  мир. 

Музыкальное  искусство  имеет  несколько 

источников. 

Фольклор  —  буквально  «народная  муд-

рость»  —  образная  модель  мира,  отража-

ющая  богатство  духовной  жизни  народа. 

Самые  ранние  обрядовые  песни  рождались 

из  действия,  ритма  движений,  из  возгласов, 

интонаций  речи.  Инструментальные  формы 

возникали  из  музицирования,  основанного 

на  свойствах  самого  инструмента,  в  сочета-

нии  с  характерными  для  народа  песенными 

интонациями.



Церковное  искусство  христиан,  напевы, 

на  которых  строился  круг  церковных  обря-

дов,  были  сочинены  как  «Богом  внушенное 

пение»,  а  иконы,  фрески,  сама  служба,  не 

мыслимая  вне  храмового  синтеза  искусств, 

создавала  определенную  дистанцию  между 

земным  и  небесным:  привычным,  обыден-

ным,  чувственным  и  идеальным,  высоким, 

духовным.

Все  дальнейшее  развитие  искусства  в 

Европе  в  течение  второго  тысячелетия  шло 

Л. делла Робиа. Поющие дети

iskusstvo maket8!.indd   64

6/18/09   5:15:15 PM


Ритуал  —  действия,  совершаемые  жре-

цом,  знахарями,  представителями  цер-

кви,  хозяином  или  хозяйкой  дома,  в 

частности:  ритуал  посвящения  в  воины, 

похоронный  ритуал,  религиозные  риту-

алы  причащения,  освящения  жилища, 

магические  ритуалы.  Все  ритуалы  стро-

го  сохраняют  порядок  произношения 

текста  и  порядок  действий. 

Обряд  —  развернутое  символическое 

действие,  в  отличие  от  ритуала,  имеет 

более  сложный  сценарий,  например  об-

ряд  крещения.  В  основном  обряды  пос-

вящаются  временам  года,  хозяйственной 

деятельности

В  народном  обряде  нет  ничего  офици-

ального:  в  нем  все  идет  от  игрового  тра-

диционного  действия,  то  есть  от  самой 

жизни.  Обряд  может  сопровождаться 

песнями,  хороводами,  переодеванием, 

гаданием,  театрализацией.

65

как  сближение  духовного  и  светского, 



профессионального  и  народного.  В 

результате  этого  взаимодействия  воз-

никло  богатейшее  классическое  ис-

кусство,  которое  не  только  не  исчер-

пало  себя,  но  и  научилось  отражать 

действительность  во  всем  ее  много-

образии.  Искусство  —  накопленный 

человечеством  духовный  опыт  поко-

лений  —  людьми  XXI  в.  воспринима-

ется  как  часть  жизни.  Вот  почему  в 

произведениях  разных  искусств  так 

много  цитат,  перекличек,  подража-

ний  созданному  ранее.  Идет  живой 

диалог  современного  искусства  с  тем, 

которое  уже  стало  общечеловеческой 

ценностью.

• Рассмотрите изображения Снегурочки на репродукциях с картин  И. Билибина, В. Васнецова и 

др.  Послушайте,  как  воплощен  образ  Снегурочки  в  музыке  Н.  Римского-Корсакова,  П. Чайковского. 

Какие  черты  этого  образа  заимствованы  из  языческих  верований  и  обрядов? 

Художественно-творческое  задание

   Разработайте  сценарий  одного  из  народных  праздников:  осенины,  Рождество  Христово, 

Масленица  и  др.  Перечислите  те  знаки-символы,  которые  будут  раскрывать  смысл,  содержание 

каждого  из  них.



И. Билибин. Снегурочка

В. Васнецов. Снегурочка

iskusstvo maket8!.indd   65

6/18/09   5:15:18 PM


Художник,  композитор,  писатель  создают  свои  про-

изведения  в  надежде  на  то,  что  они  будут  интересны 

людям.  История  искусств  знает  много  примеров  об-

ращения  художника  к  современникам  и  потомкам  со 

страстным  призывом  к  благоразумию,  добру,  справед-

ливости. 

Великий  русский  иконописец  Андрей  Рублев  (около 

1340/1350 — 1430) оставил людям замечательную ико-

ну  «Троица»,  слава  о  которой  гремит  по  всему  миру. 

Эта  икона  была  написана  Рублевым  для  Троицкого 

собора  Троице-Сергиевой  Лавры  в  память  о  ее  ве-

ликом  основателе  Сергии  Радонежском  и  в  похва-

лу  своему  учителю.  Именно  признательность  этому 

святому,  удивительно  цельному  и  преданному  сво-

им  идеалам  человеку,  заставила  художника  продол-

жить  в  искусстве  дело  жизни  преподобного  Сергия  — 

борьбу  за  единение  Руси,  которую  подвижник  вел 

мирным  средством  —  убеждением.  В  то  жестокое  вре-

мя  Сергий  Радонежский  с  помощью  слова,  иносказа-

ния,  притчи  затрагивал  самые  сокровенные  чувства 

людей,  примирял  враждующих  между  собой  князей, 

объединял  их,  предрекал  победу  над  общим  врагом. 

Его  любили  и  почитали  в  народе. 

На  иконе  изображены  три  ангела,  пришедшие,  со-

гласно  ветхозаветному  преданию,  к  старцу  Аврааму  и 

его  жене  Сарре  сообщить  им  о  том,  что  у  них  родит-

ся  долгожданный  сын.  Авраам  гостеприимно  усадил 

юношей  за  стол  под  знаменитым  Мамврийским  дубом 

и  приготовил  им  угощение  —  тельца,  голова  которого 

символически  лежит  в  чаше  посредине  стола,  напоми-

нающего  своей  формой  древний  жертвенник. 

В  центре  композиции  —  Бог  Сын,  печально  бла-

гословляющий  чашу  и  глядящий  так,  словно  видит  в 

ней,  как  в  зеркале,  свое  отражение.  Бог  Отец  и  Бог  Дух 

Святой  тихо  и  сосредоточенно  наблюдают  эту  сцену. 

Круговая  композиция  объединяет  фигуры.  И  это  гово-

рит  о  том,  что,  как  ни  тяжела  жертва,  которую  должен 

принести  Иисус  Христос,  они  идут  на  нее  ради  вели-

кой  цели  —  спасения  людей.  Так  Андрей  Рублев  с  по-

мощью  иносказания  призывает  князей  объединиться 

ради  великой  цели  —  свободы  Родины. 

Религиозный  праздник  Святой  Троицы  —  праздник 

торжества  победы  Бога  над  злом  —  обращен  к  будуще-

му.  Бог  указывал  человеку  свой  замысел  о  нем,  о  его 

пути. 

Весна,  лето,  вечный  природный  круг  соединились  в 



этом  празднике  как  знак  и  символ  не  только  природы, 

но  и  духовной  судьбы  самого  человечества  и  запове-

данного  ему  совершенствования.

Разговор  с  современником

66

iskusstvo maket8!.indd   66



6/18/09   5:15:21 PM

• Какое  символическое  значение  имеет  композиция  иконы,  ее  колорит,  ритмическое  построе-

ние,  характер  линий?  Какой  знак  дает  понять,  что  эти  ангелы  —  странники? 

• Какое  историческое  событие  могло  послужить  поводом  для  создания  Андреем  Рублевым  ико-

ны  «Троица»? 

• В  чем  заключается  историческая  миссия  Дмитрия  Донского  и  Сергия  Радонежского? 

• Какие  музыкальные  произведения  созвучны  образному  строю  иконы  Андрея  Рублева?

• Какие  знаки-символы  раскрывают  смысл  праздника  Троицы? 

• Посмотрите  фрагменты  кинофильма  «Андрей  Рублев».  Как  трактует  режиссер  А. Тарковский 

символы  слияния  металла  и  огня,  небесного  и  земного?

• Как  вы  понимаете  смысл  высказывания  режиссера  А. Тарковского:  «Предчувствие  перемен 

выразил  в  своем  творчестве  Рублев.  Он  прозрел  утро  в  самый  темный  час  ночи.  В  этом  и  заклю-

чается  высшее  предназначение  художника».

67

iskusstvo maket8!.indd   67



6/18/09   5:15:25 PM

Центральные  символы-образы  лю-

бой  культуры  — солнце,  дерево,  доро-

га.  Люди  верили,  что  они  наделены 

священными  силами,  и  почитали  их. 



Солнце  дает  свет  и  тепло  и  являет-

ся  символом  жизни.  Дерево  растет, 

а  теряя  листву,  обретает  ее  вновь  и 

вновь,  т. е.  как  бы  умирает  и  воскре-

сает.  Поэтому,  в  соответствии  с  древ-

ними  религиозными  верованиями, 

дерево  —  символ  Вселенной.

Для  русского  человека  особое  зна-

чение  имеет  образ-символ  дороги

Жизнь  человека  уподоблялась  дороге, 

которую  должен  был  пройти  каждый. 

Народные  обряды,  отмечавшие  основ-

ные  вехи  жизни  человека  —  от  рож-

дения,  крещения,  свадьбы,  вплоть  до 

смерти,  —  отражали  его  представле-

ния  о  ценностях  бытия  и  одновремен-

но  воспитывали  и  обучали,  формируя 

культуру  восприятия  пространства  и 

времени.  Дорога  издавна  подкупает  и 

привлекает  русского  человека  новыми 

возможностями,  свежими  впечатлени-

ями,  заманчивыми  переменами. 

Образ  дороги  получил  широкое 

распространение  в  искусстве,  и  пре-

жде  всего  в  фольклоре.  Многие  сюже-

ты  народных  сказок  связаны  с  про-

хождением  пути-дороги  в  прямом  и 

переносном  смысле.  Отечественное 

искусство  знает  немало  музыкальных, 

живописных,  графических  произведе-

ний,  которые  посвящены  образу  до-

роги.  Достаточно  назвать  имена  ком-

позиторов:  М.  Глинки,  П. Чайковского, 

С. Танеева,  С. Рахманинова,  Г. Свиридо-

ва;  художников:  И. Билибина,  В. Васне-

цова,  И. Левитана,  Н. Рериха;  поэтов  и 

писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, 

Н.  Гоголя  и  многих,  многих  других.

Образ  Руси,  бешено  несущейся  по 

неизведанной  дороге,  не  так  опти-

мистично  безмятежен,  как  может  по-

казаться  с  первого  взгляда. 

В  таких  народных  песнях,  как  «Не 

одна-то  ли  во  поле  дороженька»,  «Ах, 

ты  поле  мое»  и  др.,  дорога  вызывает 

Символы  в  жизни  и  искусстве

68

Прялка. Архангельская губерния. Конец XIX в.

iskusstvo maket8!.indd   68

6/18/09   5:15:29 PM



в  душе  человека  переживания,  связанные  с  чувством  любви 

к  природе,  родному  краю,  близкому  человеку.  Как  правило, 

песни  подобного  рода  отличаются  распевностью,  широтой 

дыхания,  развитой  мелодикой.  Интонации  этих  песен  пере-

плетаются  с  поэзией  народной  речи.  Создается  чрезвычайно 

красочный  и  выразительный,  прямо-таки  зримый  образ,  ко-

торый  захватывает  человека  целиком.

Особый  пласт  народной  культуры  составляют  ямщицкие, 

бурлацкие  песни,  песни  бунтарской  вольницы,  каторги  и 

ссылки,  в  которых  образ  дороги  переплетался  с  граждански-

ми,  протестными  мотивами  и  ассоциировался  со  свободой, 

волей.  Примером  могут  служить  песни  «Ах  ты,  степь  широ-

кая»,  «Степь  да  степь  кругом»,  «Колодники»,  «Ямщик,  не  гони 

лошадей»  и  др.  Здесь  нашли  преломление  творческие  устрем-

ления  различных  кругов  общества:  и  городского  населения, 

и  интеллигенции,  и  студенческой  молодежи. 

Исконная  русская  тема  бесконечной  и  безрадостной  до-

роги  —  не  просто  разбитой  и  неустроенной  проселочной 

дороги,  а  символа  страдания  и  слез  —  отражена  в  кар-

тине  И. Левитана  «Владимирка».  Это  печально  известный 

Владимирский  тракт,  по  которому  ссыльных  каторжан  гнали 

в  Сибирь.  Неумолимо  тянется  за  горизонт  дорога,  свинцовые 

тучи,  повисшие  над  ней,  плотно  закрыли  солнце:  ни  просве-

та,  ни  лучика,  ни  надежды.  Монотонный,  равнинный  ланд-

шафт  дышит  безысходностью  и  тоской.  Чья-то  сиротливая 

могила  на  перепутье  и  осеняющий  себя  крестным  знамени-

ем  одинокий  странник.

69

И. Левитан. Владимирка



Фрагмент прялки 

с солярными знаками. 

Архангельская губерния. 

Конец XIX в.

iskusstvo maket8!.indd   69

6/18/09   5:15:32 PM


Есть  музыкальные  сочинения,  непосредст-  венно  переда-

ющие  переживания  от  пути,  дороги,  быстрой  езды,  напри-

мер:  «Попутная  песня»  М.  Глинки,  «На  тройке»  П.  Чайковского 

(из  цикла  «Времена  года»)  или  «Тройка»  и  «Зимняя  доро-

га»  Г. Свиридова  (из  Музыкальных  иллюстраций  к  повести 

А. Пушкина  «Метель»).  Есть  и  такие,  в  которых  образ  дороги 

раскрывается  в  философском,  религиозном  ключе,  напри-

мер,  у  С. Рахманинова  (Прелюдия)  или  в  кантате  С. Танеева 

«Иоанн  Дамаскин». 

Дорожной  тематике  посвящено  немало  романсов,  песен, 

многие  из  которых  стали  народными,  например:  «Мой  кос-

тер»,  «Что  ты  жадно  глядишь  на  дорогу»,  «Выхожу  один  я  на 

дорогу»  и  др. 

Тема  дороги  была  подхвачена  и  в  творчестве  композито-

ров-песенников  XX  в.  Пожалуй,  символом  этого  направления 

стала  написанная  уже  после  Великой  Отечественной  войны 

(1946)  Ан.  Новиковым  на  слова  Л.  Ошанина  песня  «Эх,  доро-

ги».  В  ней  сжато  и  емко  с  философской  глубиной  отражена 

мысль  о  переживаниях  в  годы  испытаний,  потерь  и  лишений 

на  том  трудном  пути,  которые  прошел  человек  в  военную 

пору.  Недаром,  по  свидетельству  современников,  эта  песня-

воспоминание  стала  любимой  песней  маршала  Г.  Жукова. 

Подобно  тому  как  «Священная  война»  А. Александрова  стала 

символом  своего  времени  и  одновременно  положила  нача-



А. Саврасов. Распутица

iskusstvo maket8!.indd   70

6/18/09   5:15:37 PM


ло  целому  пласту  песен  военных  лет, 

песня  «Эх,  дороги»  подвела  итог  тем 

страшным  и  победным  годам  войны. 

Можно  сказать,  что,  продолжая  тради-

ции  прошлого,  эта  песня  выросла  из 

них  и  стала  художественным  симво-

лом  своей  эпохи. 

Во  второй  половине  XX  в.  образ 

дороги  ассоциировался  с  романтикой 

освоения  новых  земель,  работой  гео-

логов,  строительством  новых  городов, 

гидростанций  и  пр.  Показательна  в 

этом  отношении  песня  А. Пахмутовой 

«Геологи».  Часто  использовалась  тема 

дороги в получившей широкое распро-

странение  в  60—70-х  гг.  прошлого  века 

авторской  песне,  звучавшей  на  турис-

тических  слетах,  у  походных  костров. 

• Вспомните  знакомые  вам  песни,  сказки,  литературные  произведения,  в  которых  воплощены 

образы-символы  солнца,  дороги,  дерева.

• Найдите  отрывки  из  литературных  произведений  (поэзия,  проза),  в  которых  воплощен  образ 

дороги,  и  запишите  в  творческую  тетрадь  свое  понимание  их  художественной  идеи,  нравственно-

эстетического  смысла.

• Послушайте  «Тройку»  (1-я  часть)  из  Музыкальных  иллюстраций  к  повести  А.  Пушкина 

«Метель».  Обратите  внимание  на  стилевые  особенности  музыки  Г. Свиридова.  Почему  его  твор-

чество  сравнивают  с  песнью  о  России? 

• Как  композитор  в  инструментальную  пьесу  вводит  «вокальное»  начало?  Какое  значение  при-

дается  смене  «вокальных»  интонаций  «инструментальными»? 

• С  какой  музыкальной  формой  можно  сравнить  композицию  «Тройки»? 

• Посмотрите  фрагмент  кинофильма  «Метель».  Какую  роль  играет  в  нем  музыка  Г. Свиридова? 

Какими  средствами  композитору  удалось  осуществить  ритмизацию  действия? 

Художественно-творческое  задание

   Создайте  компьютерную  презентацию  на  тему  «Образ  дороги  в  творчестве  русских  и  зару-

бежных  художников». 

71

А. Саврасов. Зимняя дорога



В. Перов. Последний кабак у заставы

iskusstvo maket8!.indd   71

6/18/09   5:15:42 PM


В  начале  XX  в.  Александр  Николаевич  Скрябин 

(1871/72—1915)  —  выдающийся  русский  компо-

зитор,  пианист,  педагог  —  создает  оригиналь-

ное  симфоническое  произведение  «Прометей» 

(«Поэма  огня»).  Оно  предполагает  использова-

ние  цветного  света  во  время  исполнения  музы-

ки.  Это  было  ново  и  необычно.

В  основе  поэмы  лежит  древнегреческий  миф 

о  Прометее,  который  похитил  огонь  у  богов  и 

подарил  его  людям.

По-гречески слово «прометей» означает «прови-

дец», «смотрящий вперед». Образ Прометея — одна 

из  вечных  тем  искусства.  С  мифом  о  Прометее 

связывали  Симфонию  №5  Л. Бетховена,  а  финал 

Симфонии  №3  («Героической»)  вырос  непос-

редственно  из  музыки,  которая  первоначально 

была  задумана  как  музыка  балета  «Прометей». 

А. Скрябина вдохновляли две идеи: выражение 

энергии,  движения,  жизни,    творчества  и  стрем-

ление  «пропеть  гимн  дерзновенной  воле  чело-

века».  Композитор  так  определял  содержание 

поэмы:  «Прометей  есть  символ,  в  разных  формах 

встречающийся  во  всех  древних  учениях.  Это  — 

активная  энергия  Вселенной,  творческий  при-

нцип,  это  —  огонь,  свет,  жизнь,  борьба,  усилие, 

мысль».  Не  случайно  музыкальные  темы  поэмы 

получили  образные  характеристики:  «тема  твор-

ческих  устремлений»,  «тема  воли»,  «тема  разума», 

«тема  наслаждения»  и  др. 

Во  вступлении  (интродукции)  таинственное 

повествование  символизирует  темный,  сине-ли-

лово-серый  хаос.  На  фоне  «прометеевской  гар-

монии»  вступает  мелодия  —  символ  дерзновен-

ной  мечты  самого  Прометея.  «Живое  дыхание» 

космической  стихии  прорезывает  соло  трубы. 

Главная  тема  экспозиции  обозначена  ком-

позитором  в  световой  строке  как  ярко-синяя. 

Психологически  насыщенная  разработка  ассоци-

ировалась  у  Скрябина  с  красным  цветом.  В  реп-

ризе  —  кульминация  поэмы  с  ее  органными  и  ко-

локольными  звучностями.  Здесь  Скрябин  предпо-

лагал  «озарение»  всего  зала  ослепительными  луча-

ми  белого  света.  Неожиданно  резкое  завершение 

поэмы  производит  впечатление  внезапно  угасше-

го  пламени  грандиозного,  космического  пожара. 

Героический  симфонизм  «Прометея»  явился  вест-

ником  социальных  бурь  начала  XX  в. 


жүктеу 301.87 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©emirb.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет