Арт-центр плюс – издатель газеты



жүктеу 0.67 Mb.
Pdf просмотр
бет1/7
Дата29.01.2017
өлшемі0.67 Mb.
#1653
  1   2   3   4   5   6   7

АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты

PDF версию читайте на www.muzklondike.ru

12+


В е с т  н и к т в о р ч е с т в а    и   к у л ь  т у  р ы

l

м у з ы



 

к а

l

в о к а л

l

х о р е о

 

г р а

 

ф и я

 



т е а т р  

№     

12    

(169)

декабрь

2016

Выходит с 2002 года

В Санкт-Петербурге прошел Y Междуна-

родный культурный форум. Вне всякого со-

мнения, 

это 

крупнейшее 

и 

наиболее

представительное событие в области куль-

туры в уходящем году. Неслучайно опреде-

ление  «культурный  Давос»  звучало  в  дни

форума неоднократно, чем подчеркивались

масштаб и значимость всего происходящего

в Северной столице в первые дни декабря. 

«Вы говорите на языке искусства, который не

требует перевода. И ваш талант, душевная щед-

рость, мастерство несут мощный заряд созидания

и добра, наполняя наш мир вдохновением, благо-

родством, великой духовностью. И не случайно

служители муз — художники, поэты, актёры, му-

зыканты — имеют в обществе огромный автори-

тет», — эти слова президента России Владимира

Путина прозвучали на Церемонии торжествен-

ного открытия V Санкт-Петербургского между-

народного культурного форума.

Число участников достигло 20 000 чело-

век. Были представлены все регионы России

и  91  страна  мира.  Только  иностранных  ми-

нистров культуры на Форуме присутствовало

12 человек, а официальных иностранных де-

легаций – 35. Иностранных гостей было не

менее 750, и результатом оказался целый ряд

подписанных  международных  соглашений.

Соглашения же межрегиональные и межве-

домственные,  судя  по  всему,  с  трудом  под-

даются исчислению.

Не будет преувеличением сказать, что ме-

стом проведения Форума стал поистине весь

город,  пространство  которого  фактически

явилось единой площадкой для проведения

дискуссий, встреч, выставок, круглых столов,

спектаклей,  концертов,  презентаций  и  так

далее… 338 мероприятий зафиксировала ста-

тистика «культурного Давоса» - посетить все

наиболее важные из «профильных» не было

никакой возможности.  

Хорошо,  что  вся  информация  оперативно

выкладывалась на сайте Форума, и сейчас

можно спокойно с ней знакомиться, анали-

зировать, и – принимать как руководство к

действию.

По наиболее значимым событиям Форума

уже СМИ уже опубликовали немало различ-

ных  материалов  –  и  обзорных,  и  тематиче-

ских. «Музыкальному Клондайку» хотелось

бы поделиться с читателями прежде всего не-

которыми  непосредственными  впечатле-

ниями своих представителей на Форуме. А ко

многим темам, затронутым в эти декабрьские

дни в Санкт-Петербурге, наше издание будет

обращаться постоянно, так же, как и поддер-

живать  многочисленные  новые  контакты,

приобретенные на форумских площадках.

Радостно было, что музыка на Y Санкт-Пе-

тербургском культурном форуме вышла да-

леко за пределы своей секции. Этим мы все

обязаны  125-летнему  юбилею  Сергея  Про-

кофьева. Кстати, сам год Прокофьева и завер-

шился  официально  в  Санкт-Петербурге

грандиозным  концертом  оркестра  Мариин-

ского театра под управлением Валерия Гер-

гиева 

(солист 


Денис 

Мацуев).


Международный  симпозиум  «Прокофьев.

XXI век» проходил в ранге мероприятия меж-

секционного.  Но  слово  мероприятие  не  со-

всем  уместно,  это  был  целый  фейерверк

мероприятий – музыковедческие сессии, ма-

стерские, концерты, диджей-сеты. Организа-

торы  справедливо  посчитали,  что  Сергей

Прокофьев оказал огромное влияние на всю

современную музыку. Поэтому наряду с клас-

сикой в секциях симпозиума были представ-

лены  джаз,  рок  и  электронная  музыка.

Основным гостем симпозиума стал внук ком-

позитора, британский диджей и композитор

Габриэл Прокофьев.



Продолжение на 4 стр.

стр. 2 

Тема  состоит  не  только  из

звуков, но из пауз, тишины,

которая  важна  ничуть  не

меньше. Так считает Андреа

Морриконе.



МОНОГРАФИЯ 

В АФИШЕ

стр. 5

«Арт-брэнд» представляет

фортепианные 

моноциклы – Шопен, 

Бетховен, Шуберт

в мире гипертекстов и 

гиперссылок.

ЗВУК И ОБРАЗ

стр.3 

О диалоге современности

с  искусством  прошлого

века, и феноменах 

киномузыки размышляют

наши эксперты.



МЕРИДИАНЫ

РАХМАНИНОВА 

стр. 15

Усадьба «Онег» 

возле Новгорода, 

в которой прошли 

детские годы 

Сергея Васильевича 

Рахманинова, 

восстает из руин. 



Екатерина Волкова

Александр Ермаков

Ольга Шишко

МУЗЫКА

«БЕЗ ВЫВЕРТОВ»

Андреа Морриконе

«ЖИЛ 

ЧЕЛОВЕК»…

Проект мастерской 

Владимира Васильева 

в исполнении артистов 

с Алтая стал одним 

из ярких событий  

Культурного форума 

в Санкт-Петербурге.



стр. 4

Владимир Васильев

ПРЕМЬЕРА 

ЧЕРЕЗ 80 ЛЕТ

стр. 4

В Санкт-Петербурге 

оркестр из Иркутска 

исполнил Первую 

Симфонию Георгия 

Свиридова, партитура 

которой считалась 

утраченной.



Илмар Лапиньш

КУЛЬТУРНЫЙ ДАВОС

Габриэл 

ПРОКОФЬЕВ

Валерий 

ГЕРГИЕВ

Елена 

ЛАЩЕНКО

и Александр 

КОЛОТУРСКИЙ

№ 12 декабрь 2016          2

art cen

 

ter.ru



muz

 

klon

 

di

 

ke.ru

7 декабря музей-заповедник  «Горки Ленин-

ские» открыл уникальный проект – выставку,

посвященную великой русской певице Людмиле Ге-

оргиевне Зыкиной – «Любовь моя – моя Россия!».

Это совместный проект Государственного академи-

ческого  русского  народного  ансамбля  «Россия»

имени  Л.Г.  Зыкиной  и  Государственного  историче-

ского музея-заповедника «Горки Ленинские».

На выставке представлены великолепные концерт-

ные платья, подарки и сувениры великой русской пе-

вице, памятные вещи, в том числе изготовленные по

эскизам Людмилы Зыкиной, уникальные архивные

материалы и документы из собрания Государствен-

ного  академического  русского  народного  ансамбля

«Россия».

Выставка продлится до апреля 2017 года.

mgorki.ru

С  28  декабря  2016  г.  по  31  января  2017  г.  в

Москве состоится Международный фестиваль

старинной музыки «Галантные празднества». Фести-

валь посвящен 20-летию класса клавесина МССМШ

им. Гнесиных. Художественный руководитель – про-

фессор МГК им. П.И. Чайковского и преподаватель

МССМШ  им.  Гнесиных,  клавесинистка  и  клави-

ристка Ольга Мартынова, педагогическая и творче-

ская деятельность которой широко известна в России

и за ее пределами.

С 28 декабря 2016 г. по 31 января 2017 г. в Москве

состоится Международный фестиваль старинной му-

зыки «Галантные празднества». Фестиваль посвящен

20-летию класса клавесина МССМШ им. Гнесиных.

Художественный руководитель – профессор МГК им.

П.И. Чайковского и преподаватель МССМШ им. Гне-

синых, клавесинистка и клавиристка Ольга Марты-

нова,  педагогическая  и  творческая  деятельность

которой широко известна в России и за ее пределами.



gnesinka.com

Потомки  Иоганна  Штрауса-отца  посетят

Москву в конце декабря, чтобы присутствовать

на концерте «Новый год с Павлом Коганом и его ор-

кестром» 30 декабря 2016 в Большом зале консерва-

тории. 


Доктор 

Эдуард 


Штраус 

является


пра-правнуком  Иоганна  Штрауса-отца,  правнуком

Эдуарда Штрауса I, известного музыканта, брата «Ко-

роля вальса» Иоганна Штрауса-сына. Доктор Эдуард

Штраус посвящает все своё время сохранению насле-

дия  знаменитой  фамилии  музыкантов,  будучи  «по-

чётным  покровителем»  Обществ  Иоганна  Штрауса

Великобритании,  Швеции,  Франции,  Германии  и

Чехии. С 1995 года Доктор Эдуард Штраус является

президентом  «Венского  института  исследований

творчества  Штрауса»,  главной  целью  которого  яв-

ляется публикация полного каталога произведений

Иоганна Штрауса-сына «Strauss-Elementar-Verzeich-

nis (SEV)» и произведений других членов музыкаль-

ной  фамилии  -  Иоганна  Штрауса-отца,  Йозефа

Штрауса, Эдуарда Штрауса I и Иоганна Штрауса III

«Strauss-Allianz-Verzeichnis (SAV)». Доктор Штраус

посетит Москву в сопровождении супруги Сюзанны

и сына Томаса.



msso-kogan.ru

Министр культуры Российской Федерации

Владимир Мединский и его японский коллега

Хирокадзу Мацуно обсудили вопросы проведения в

2018 году Года японо-российских культурных обме-

нов. Соответствующая договоренность была достиг-

нута  на  встрече,  состоявшейся  в  Токио  в  рамках

визита в Японию Президента Российской Федерации

Владимира  Путина.  Предложение  провести  в  2018

году особо насыщенный Год культурных обменов вы-

двинул  Владимир  Мединский.  Его  в  этом  активно

поддержал Министр образования, культуры, спорта,

науки и технологий Японии Мацуно.

Фестивали российской культуры проходят в Япо-

нии ежегодно с 2006 года. Только в 2015 году, когда

было  подписано  двустороннее  соглашение  о  про-

грамме  будущих  мероприятий  на  период  с  2017  по

2021 гг., фестиваль посетили более 652 тыс. человек.

Всего  же  за  последние  10  лет  это  число  превысило

13,3 млн. По оценке японского Министра иностран-

ных дел Фумио Кисиды, за минувшие годы «фести-

валь стал традиционным мероприятием, знакомящим

японцев  с  балетом,  музыкой,  театром,  цирком,  дру-

гими явлениями выдающейся российской культуры».



mkrf.ru

С  МИРУ  ПО  Н

О

ТКЕ


30 ноября в Государственном Кремлёв-

ском Дворце состоялся концерт «Морри-

коне: 

музыка 

вечна». 

В 

афише

соединились  имена  двух  композиторов,

отца  и  сына  Морриконе.  Музыка  Эннио

Морриконе звучала в аранжировке Анд-

реа Морриконе, который в этот вечер вы-

ступил также как дирижер. 

Гений – это девяносто девять процентов

труда и один процент вдохновения. Автор

этого высказывания американский изобре-

татель Томас Эдисон был по-своему прав,

вот только интерпретируют этот афоризм

зачастую превратно. Один процент вдохно-

вения на деле решает все. Благодаря нему

на  свет  появляются  великие  открытия  и

бессмертные  памятники  искусства.  Гене-

тики  давно  бьются  над  разгадкой  «музы-

кального  гена».  С  полной  уверенностью

можно утверждать лишь одно: музыкаль-

ные способности передаются по наследству.

В  остальном  же  творчество  –  тайна,  за-

гадка, магия. Универсальных рецептов не

существует. К тому же, музыкальную идею

трудно  облечь  в  слово.  Потому  компози-

торы неохотно говорят о собственной му-

зыке. В этом нет ничего удивительного, это

правило. Но нет правил без исключений! С

творчеством  Эннио  Морриконе  (да  и  с

самим легендарным маэстро!) российский

слушатель  прекрасно  знаком.  Настало

время познакомиться с Андреа Морриконе! 

– Г-н Морриконе, в Москве Вы впер-

вые, но в России уже бывали?

– Да, я действительно приезжал в Санкт-

Петербург. Выступал там с замечательным

оркестром. 



– А что Вы исполняли тогда?

– Прозвучали четыре моих произведе-

ния. Это были мировые премьеры! Моя му-

зыка  практически  всегда  строится  на

концепции темы, которая, так или иначе, ба-

зируется на классической традиции. Если

обратиться к этимологии слова «тема», мы

должны вспомнить уроки греческого языка,

где  был  глагол  «titкmi»,  что  означало

«мочь». Тема – те музыкальные фразы, что

автор излагает в самом начале композиции,

обычно в мелодии. Бывают и ритмические

темы. Вспомним Пятую симфонию Бетхо-

вена. Тема – это еще и то, о чем ты думаешь,

что оцениваешь! То, что эмоционально тро-

гает,  задевает  публику.  Это  не  значит,  что

достаточно  найти  хорошую  тему,  и  успех

обеспечен. Это было очень поверхностным

и бедным объяснением. Тема очень важна,

но  нужно  владеть  еще  и  композиторской

техникой,  искусством  вариаций.  Нужно

уметь обогатить тему, расширить ее. 



– Мне много приходилось общаться с

композиторами, но я впервые встречаю

музыкального философа. 

– Спасибо! Наконец-то мы встретились!



– Поиск темы волновал композито-

ров  во  все  времена.  Существует  мне-

ние,  что  музыкальный  тематизм

исчерпан, что тем больше не осталось,

что сегодня мы можем только компо-

новать, цитировать... Но Вы, видимо,

это мнение не разделяете? 

– Браво! Мне очень нравятся Ваши рас-

суждения!  Неправда  то,  что  тем  уже  нет.

Тема включает в себя то, что люди должны

искать и находить! Нужно провести демар-

кационную линию между инструменталь-

ной  и  вокальной  темой.  Вокальную  тему

оставим в стороне. Что касается инструмен-

тальной  темы,  она  имеет  большой  потен-

циал 


вариативности, 

ее 


можно

разрабатывать. Тематическое богатство не-

исчерпаемо.  Тема  может  включать  самые

изменчивые, самые разнообразные компо-

ненты,  перемешанные  между  собой.  Их

комбинация дает новую бессмертную тему,

которая  останется  в  памяти.  Каковы  эти

элементы? Интервал сохраняется, но при

этом  меняется  гармония,  ритм,  темп,

штрихи,  контрапункт.  Тема  состоит  не

только из звуков, но из пауз, тишины, кото-

рая  важна  ничуть  не  меньше.  Быть  –  не

быть, свет – тьма. 

Артист, который не различат эти контрасты,

не достоин называться артистом. 

– Маэстро, Вы преподаете, читаете

лекции?

– Я слишком много сочиняю! Я делаю

для себя заметки, но пока не планирую их

публиковать. Посмотрим... Мне очень нра-

вятся молодые, хотелось бы им помочь. 

– Если вспомнить о Ваших учителях в

Академии  Санта-Чечилия…  Кто  по-

влиял на Вас?

–  Знаете,  кто  был  моим  самым  глав-

ным учителем? Я сам, Андреа. Конечно, у

меня  были  учителя.  Самый  первый  и

важный – это мой отец. Я много от него

взял. Но если бы моей базой было только

то,  что  дал,  внушил  мне  мой  отец,  я  не

стал бы Андреа. К тому же, мой отец ве-

ликий  композитор,  гений,  но  он  не  яв-

ляется крупным педагогом, профессором.

Мои  любимые  учителя  –  партитуры

Монтеверди,  Вивальди,  Брамса,  Бетхо-

вена,  Шумана,  Шуберта,  Чайковского,

Рахманинова, Шостаковича. Вспоминаю,

как в тридцать лет я остро почувствовал:

человечество находится в кризисном со-

стоянии  по  отношению  к  музыке.  Я  не

знал, какой путь мне выбрать. Пойти за

Штокгаузеном, Булезом? Не было маяка,

который указал бы мне путь. Публика от-

далялась от меня, отдалялась от музыки. 

–  Но  как  же  музыка  Эннио  Морри-

коне, которую публика просто обожала?

–  Хорошее  замечание!  Я  думаю,  мой

отец был и остается маяком, подлинным

ориентиром для всей музыкальной куль-

туры. Когда в 1998-м году отмечался его

70-летний юбилей, в римской Академии

Санта-Чечилия  состоялся  его  большой

авторский  концерт.  Мой  отец  со  всем

своим  опытом,  своими  познаниями  и

большим  авторитетом  представил  свою

музыку на суд академического музыкаль-

ного сообщества, и люди признали, согла-

сились: 

да, 


это 

изумительно! 

Его

киномузыка вошла в контекст общей му-



зыкальной  культуры.  Это  был  важный

момент. 


Мелодии моего отца, в самом деле, за-

мечательны! Но каждый артист выража-

ется  так,  как  считает  нужным.  В  наше

время в культуре вообще и в музыкаль-

ной  культуре  в  частности  присутствует

плюрализм. Для меня важно, что я выра-

жаюсь, как Андреа. Я написал много са-

ундтреков.  У  меня  четыре  престижных

международных награды. Я пошел своей

дорогой,  выбрал  путь  самовыражения,

делал то, что хотел. Я не хотел бы, чтобы

моя работа была связана только с кино-

музыкой. Для меня абсолютное значение

имеет не просто тональная музыка, но му-

зыка, хорошо написанная, та музыка, где

есть тема. Я не вижу разницы между жа-

нрами.  Музыка  или  хороша,  или  плоха.

Она  либо  вызывает  эмоции,  либо  их  не

вызывает и, в таком случае, она ничего не

стоит. 


Вы услышали в моем концерте «Тему

ре минор» (напевает), к которой я напи-

сал большую интродукцию. Это очень ки-

нематографичная 

тема. 

Но 


в

интродукции я использовал современную

композиторскую технику. Используя 12

звуков, нужно уметь это делать без «вы-

вертов» Штокгаузена, Булеза, Вакки, по-

тому  что  это  никому  сейчас  не  нужно.

Нужно иметь смелость заявить об этом!

Кстати, это никак не относится к музыке

Софии Губайдуллиной! 

– Вы часто исполняете киномузыку

на академической сцене?

– Я вообще очень люблю кино. 



– Вы знаете, этот год у нас в стране

объявлен Годом российского кино!

–  Правда?  Да  здравствует  кино!  Мне

нравится сочинять музыку, думая о каком-

то образе. Неважно, что перед глазами иной

пейзаж. Я думаю не о том, что передо мной

в  данный  момент,  а  о  том,  что  могло  бы

быть. Это воображаемый образ. Я должен

прикасаться к музыке, к паузам, выражать

сильные чувства, описывать что-то, что вы-

падает из общепринятого. 



–  Вы  говорите  о  создании  музыки,

как  скульптор.  Но  если  вернуться  к

самой музыке... Для нас музыкальный

символ Италии, классический эталон

–  итальянская  опера.  Современный

эталон – итальянская киномузыка?

–  Опера  это  особый  жанр,  который

вознес  Италию  на  невероятную  высоту,

на музыкальный пьедестал. Музыка для

кино очень парадоксальное явление. Вот

фильм, вот музыка (рисует схему). Му-

зыка  зависит  от  фильма.  Единственная

причина создания музыки для фильма –

сам  фильм.  Часто  прекрасная  киному-

зыка не является самодостаточной. «Кар-

тинки с выставки» Мусоргского – Равеля

–  вот  это  настоящая  музыка,  которая

могла бы относиться к какому-то фильму,

хотя и не была написана для кино. Мне

кажется, если музыка не заставляет сле-

довать четкой программе, она может вы-

зывать более глубокие чувства и мысли. 

Беседу вела 

Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

Фото из архива семьи Морриконе

АНДРЕА МОРРИКОНЕ: 

МУЗЫКА – НЕИСЧЕРПАЕМАЯ ТЕМА!

ГО С Т Ь   « М У З Ы  К А Л Ь  Н О  ГО   К Л О Н  Д А Й  К А »



3

№ 12 декабрь 2016



art cen

 

ter.ru



muz

 

klon

 

di

 

ke.ru



ХРАМ ВСЕГДА БЫЛ ЦЕНТРОМ,

КУДА ЛЮДИ НЕСЛИ СВОЕ ВДОХНОВЕНИЕ…

МУЗЫКА ПЛЮС...

А К Т У А Л Ь Н А Я   Т Е М А  



В Москве в Храме Христа Спасителя 30 ноября —

1  декабря  2016  г.,  по  благословению  Святейшего

Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состо-

ялся  съезд  регентов  и  певчих  Русской  Православной

Церкви. В его работе приняли участие 196 делегатов

из  более  чем  90  епархий  и  17  стран,  регенты  собор-

ных  и  приходских  храмов,  монастырей,  преподава-

тели  церковных  и  светских  учебных  заведений.  В

работе съезда участвовало также немало свободных

слушателей.  Необходимость  в  обсуждении  проблем

сохранения и развития традиций православного цер-

ковного пения давно назрела – ведь проблемы церков-

ного  пения  и  клиросного  служения  в  последний  раз

обсуждались на  заседаниях Поместного Собора Рус-

ской Православной Церкви в 1917-1918 гг.  По резуль-

татам 

съезда 

была 

принята 

содержательная

резолюция,  с  ней  можно  ознакомиться  на  сайте

Московской  Патриархии.  Потрясающее  впечатле-

ние произвело пение сводного хора регентов, которое

звучало  на  Литургии  в  Храме  Христа  Спасителя.

Наше  издание  считает,  что  это  событие  имеет  ог-

ромное  значение.  Духовное  пение  –  одна  из  основ

отечественной музыкальной культуры, а его объеди-

няющую,  просветительскую  и  общественную  роль

трудно  переоценить.  Накануне  съезда  мы  побеседо-

вали с теми, кто имел непосредственное отношение

к самой идее его проведения.

жүктеу 0.67 Mb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




©emirb.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет