Александров (Мартиросьянц) Александр Артемьевич



жүктеу 277.96 Kb.
Pdf просмотр
бет1/3
Дата08.09.2017
өлшемі277.96 Kb.
  1   2   3

Александров (Мартиросьянц)

Александр Артемьевич

(годы жизни: 1891-1955гг.)

Российский  танцовщик,  солист  Большого  театра,  ос-

новоположник  казахской  национальной  школы  академи-

ческого танца, создатель и художественный руководитель 

первой  профессиональной  балетной  труппы  и  хореогра-

фической школы в Алма-Ате (1934-1937 г.г.), Первый ху-

дожественный руководитель Казахского государственного 

театра оперы и балета, педагог, репетитор, балетмейстер. 

Историческая  справка:  Александр  Артемьевич  Алек-

сандров  был  высоко  образованным  человеком,  знал  во-

семь языков, в том числе и казахский. В 1932 году А. Алек-

сандров был на приеме у наркома просвещения КазССР Темирбека Жургенова, где сумел 

убедить Т. Жургенова о необходимости создания в республике казахской хореографии. Так 

был отдан приказ по республике об изучении всеми артистами, независимо от их специали-

зации, основ сценического движения [1].

А.Александров окончил в 1917 году частную балетную студию В.Д.Москалевой у пре-

подавателей Ольги Преображенской и Николая Легат. Танцевал в различных театрах, в том 

числе 1925-1933 годах в труппе Большого театра в паре с известной Анной Павловой.

В 1933 году Александров переехал в Казахстан. С этого времени вся его деятельность 

была направлена на создание балетной школы и формирование первой в республике про-

фессиональной балетной труппы театра. 

В числе его учеников - созвездие солистов балетной труппы театра, которые в 30-х годах 

XX века составили цвет национальной хореографии. Это – Ш. Жиенкулова, Н. Тапалова, К. 

Карабалинова, Г. Измайлова, Х. Байзаков, Х. Сарсенбаев. А. Исмаилов, С. Абсалямова, Б. 

Сейфутдинова.

Будучи художественным руководителем театра, он с 1934 года, становится художествен-

ным руководителем и преподавателем классического танца в только что открытой балетной 

школе. В число 32 учеников первого набора хореографической школы вошли Даурен Аби-

ров, Магзум Манасов, Абилхай Сатенов, Гульбахрам Ахимбекова и Асия Сулейменова - в 

будущем известные артисты балета.

Александр Артемьевич Александров внес огромный вклад в создание Казахского хорео-

графического училища [2,3,4].  

градского хореографического училища у В. И. Пономарёва, A. M. Монахова, A. B. Ширяева, 

будучи артистом Большого театра, проходил курсы подготовки педагогов классического танца.

По рассказам А,Селезнева своим ученикам, Александр Владимирович много гастроли-

ровал по городам Поволжья и Украины, был артистом театра музыкальной комедии (до 1928 

г.), передвижного театра оперы (1929 г.), оперного театра им. Чернышевского в городе Са-

ратове (1930-1931 г.г.), с 1931 по 1934 г.г. был артистом Академического театра оперы и ба-

лета им. Кирова в Ленинграде, а в сезон 1936-1937 года танцевал на сцене Большого театра 

СССР в Москве. Александр Владимирович часто вспоминал работу в передвижных театрах, 

особенно в балетной труппе известного антрепренера Раскатова, известную в то время во 

многих городах - Самаре, Казани, Астрахани, Оренбурге, Уфе. 

Передвижные театры, созданные в начале ХХ века, несли большую просветительскую 

функцию, их главная цель – популяризация Большого искусства среди населения (оперы, 

балета). В подобного рода театрах каждый артист должен был быть универсалом, способ-

ным быстро сориентироваться потребностям зрителей. Конечно, работа в таком формате 

дала А.Селезневу огромный опыт, который в дальнейшем пригодился ему в его организа-

торской, просветительской, и конечно же педагогической деятельности в Алма-Ате. 

В 1937 году А. Селезнев, уже зрелым мастером, переезжает из Москвы в Алма-Ату. Офици-

альных версий, объясняющих переезд артиста две, - первая, которую часто озвучивают его уче-

ники – это то, что Учитель был из числа ссыльных; вторая, - официальная, А.Селезнев, посетив 

в 1936 году выступление воспитанников Алма-Атинской хореографической школы на Первой 

Декаде казахского искусства и литературы в Москве, был совершенно очарован юными арти-

стами и через год принимает приглашение Казахского правительства переехать в Алма-Ату, с 

целью оказания творческой помощи в деле освоения классического балетного наследия.

В Алма-Ате, Александр Селезнев заключает договор на один год с театром оперы и бале-

та, где с первого сезона 1937-1938 года занимает положение премьера. 

За короткий срок он создает целую галерею разнохарактерных образов: Альберт (А. Адан 

«Жизель», постановка Л. Жукова), Зигфрид (П. Чайковский «Лебединое озеро», постановка 

Л. Жукова), Гирей (Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», постановка Ю. Ковалева), Мар-

целина и Колен (П. Гертель «Тщетная предосторожность», постановка А. Селезнева), Петр 

I (Р. Глиэр «Медный всадник», постановка. Ю. Ковалев), Клод Фролло (Ц. Пуни «Эсмераль-

да», постановка Д. Абирова), Мергенбай (В. Великанов «Камбар и Назым», постановка Д. 

Абиров) и ряд других навсегда остались в памяти благодарных зрителей, коллег и учеников.

В 1938 году Александр Селезнев получает предложение стать художественным руководи-

телем хореографической школы, на место Александра Александрова, объявленного врагом 

народа. Чувствуя особую ответственность за то, что было начато попавшим под репрессии 

коллегой, Селезнев взял на себя заботу о его питомцах, 32-х воспитанниках только что создан-

ной балетной школы. Это были собранные со всех концов республики сироты, но по словам 

А. Селезнева очень «талантливые ребятишки». С этого момента Александр Владимирович 

принимает решение оставить сцену и посвятить себя воспитанию будущих артистов балета. 

По словам А. В. Селезнева он вообще не собирался заниматься педагогической деятель-

ностью и предполагал пробыть в Алма-Ате не более дух лет. Но судьба распорядилась ина-

че: Александр Владимирович навсегда остался в Казахстане, в городе Алма-Ате, который 

стал для него второй Родиной. Все свои знания, опыт и труд, всю свою любовь к танцу он 

вложил в развитие и становление национального балетного искусства Казахстана.

Благодаря стараниям А. Селезнева, Постановлением Совета Народных Комиссаров Ка-

захской ССР от 3 мая 1938 года №419 «О реорганизации учебных заведений по подготовке 

кадров искусства» в городе Алма-Ате был создан Хореографический техникум, позже пре-

образованный в Казахское государственное хореографическое училище.

Вдохновенный последователь высокой школы русского балета А. Селезнев выстраивает 

систему казахского хореографического образования на основе программ и планов Ленин-

градского хореографического училища, присланных в Алма-Ату Агриппиной Вагановой. 

Традиции русской классической школы танца переносились на новую почву не механи-

чески. Почва эта была подготовлена общим расцветом национальной культуры, потребно-

стью народа в театральном искусстве, его возросшими духовными интересами. Освоение 



Селезнев Александр Владимирович

(годы жизни: 1906-1961 г.г.)

Артист  балета,  премьер  Казахского  государственного 

театра оперы и балета, педагог, репетитор, хореограф-по-

становщик,  бессменный  художественный  руководитель 

Алма-Атинского хореографического училища (1938-1961 

г.г.). Народный артист КазССР (1955г.). Награжден орде-

ном Трудового Красного Знамени [4,5]. 

Особая страница истории становления и развития на-

ционального  профессионального  балетного  искусства  и 

образования Казахстана, а вместе с ним и единственного 

до некоторых пор хореографического учебного заведения, 

осуществляющего  подготовку  профессиональных  арти-

стов балета связана с именем Народного артиста Казахской ССР Александром Владимиро-

вичем Селезневым. 

А. В. Селезнев окончил частную балетную студию Кларка, затем вечернее отделение Ленин-


законов классической хореографии шло одновременно с 

широчайшим  развитием  и  обновлением  национальных 

традиций, поисками новых форм, тем и образов. 

В  программу  обучения  были  введены  дисциплины 

- музыка, музыкальная литература, история театра и ба-

лета, грим, мастерство актера, французский язык. Алек-

сандра Владимировича заботила общая культура будущих 

артистов,  а  не  только  ремесленническое  следование  од-

ной лишь танцевальной стороне обучения [6, с. 147]. Весь 

комплекс дисциплин сразу способствовал поднятию уров-

ня профессионального образования в сфере балетного ис-

кусства, что сразу дало заметные результаты.

Успешным итогом новой модели обучения стал Пер-

вый  отчетно-показательный  концерт,  состоявшийся  13 

июня  1938  года.  В  концертную  программу,  подготов-

ленную А. Селезневым и Л. Молодяшиным и другими 

педагогами вошли «Шопениана» на музыку Ф. Шопена 

в постановке Фокина и «Половецкие пляски» из оперы 

«Князь Игорь» А. Бородина в постановке Фокина и кон-

цертное отделение фортепианной музыки. 

Коллеги по сцене были удивлены выбором программы 

и  смелостью художественного руководителя, все насто-

роженно  смотрели  на  юных  неокрепших  артистов,  «за-

махнувшихся»  на  шедевры  классического  наследия.  Но 

Александр  Владимирович  был  непоколебим  и  стоял  на 

своем, позже он отмечал, что такой выбор репертуара был 

сделан не случайно, он хотел с первых шагов приобщать 

детей к самому лучшему, что есть в русской хореографии, 

в нем говорило желание дать своим питомцам обширный 

хореографический багаж, отправляя их в большую артистическую жизнь [6, с. 147].   С это-

го времени, отчетные концерты станут традицией и будут проводится каждое полугодие. 

Каждый концерт мастер продумывал до мелких деталей. Составляя программу концертов, 

он старался не повторять программных номеров, охватить как можно больший диапазон 

балетной классики. К концерту готовились около трех месяцев, все номера ставил А. Селез-

нев, костюмы, декорации, грим также подбирал и шил сам Александр Владимирович. На 

выпускных концертах учащиеся обязательно танцевали одноактный балет в первом отделе-

нии, а во втором шли концертные номера. Очень часто А. Селезнев сам исполнял с выпуск-

ницами какое-нибудь адажио.

По воспоминаниям Булата Аюханова: «полугодовые концерты проходили в большом зале 

училища и состояли из двух отделений. В первом отделении учащиеся, как правило, де-

монстрировали умение играть на пианино, а во втором шел балетный концерт, где присут-

ствовали воспитатели интерната и родители приходящих детей. Александр Владимирович 

садился рядом с играющим учеником и переворачивал страницы нот. Сейчас это кажется 

невероятным, но это было так. Он развивал в учениках творческие навыки, подхваливал, а 

иногда целовал в лоб «концертанта»  [6, с. 147]. 

В трудные военные годы училище вошло в состав Музхоркомбината и расположилось 

на первом этаже нового здания по улице Сталина (ныне Казахская национальная консерва-

тория им. Курмангазы). Александр Селезнев жил в здании учебного корпуса. В медпункте 

за шторкой размещалась его кровать. Утром он вел занятия для всех воспитанников с 1-го 

по 9-й классы, ставил учебные спектакли, а вечером блистал на сцене оперного театра. По 

просьбе Селезнева все воспитанники имели бесплатный вход в театр. 

Как вспоминает его ученица Р.М.Ельчибекова:

- В день спектакля ученики знали, какую партию будет исполнять их «дядя Саша» (так 

называли его дети). Если он сегодня будет Ханом Гиреем, то урок вел спокойно, властно, 

жесты были повелительны, широки; если будет танцевать испанский танец в «Лебедином 

озере» - урок шел в быстром темпе, с задором, с особым блеском. В испанском танце он был 

как ураган, после спектакля весь город говорил об «Испанце Селезневе». 

В 1942 году состоялся первый выпуск хореографического училища, который почти весь 

ушел на фронт. Владимир Александрович очень переживал за каждого из ушедшего, и не 

вернувшегося с фронта мальчика. 

По воспоминаниям учеников, в послевоенные годы Селезнев в канун праздника Дня По-

беды проводил встречи с выпускниками. Одна из таких встреч была посвящена первому 

выпуску. К сожалению, из учеников первого выпуска в живых остался только один юноша. 

В битве под Москвой он обморозил свои ноги.

Первый выпуск училища является исторически важным и в какой-то степени знаковым, 

так  как  в  его  подготовке  принимала  участие легендарная  балерина  Галина  Уланова,  эва-

куированная из Москвы в Алма-Ату осенью 1942 года. Параллельно с артистической де-

ятельностью на сцене Казахского Государственного театра оперы и балета, она работала 

в хореографическом училище, оказывала всемерную поддержку. На выпускном экзамене, 

она, в качестве Председателя Государственной экзаменационной комиссии дала путевку в 

творческую жизнь первому выпуску. 

Как вспоминал А.В.Селезнев Галина Сергеевна много времени уделяла воспитанникам 

балетной школы. Она проводила репетиции, принимала экзамены, когда надо было, помо-

гала ценным советом. Её не останавливали тяжёлые условия работы. В холод, в слякоть 

она приходила и занималась с ребятами. По словам Александра Селезнева репетиции про-

ходили следующим образом: «В сарае под раскрытым зонтиком сидела Галина Сергеевна. 

Электричество отсутствовало, поэтому я стоял подле нее с фонарем «Летучая мышь». Одна 

из учениц держала другой зонтик над пианисткой, а посередине зала стояли ведра и тряпки 

для собирания воды. Ученики исполняли свои номера, лавируя между всеми этими препят-

ствиями, но они старались изо всех сил, чтобы заслужить одобрение замечательной бале-

рины»  [7].  По мнению А.В.Селезнева пребывание в Алма-Ате Галины Улановой сыграло 

огромную роль в дальнейшем развитии казахского балетного искусства. 

После войны Александр Владимирович продолжал воспитывать своих учащихся на лучших 

образцах балетного классического наследия. В стенах Училища были осуществлены постанов-

ки сцен из балетов П.Чайковского «Лебединое озеро», Ц.Пуньи «Эсмеральда», Л.Минкуса «Ба-

ядерка» и «Дон-Кихот», Р.Глиэра «Красный мак», Grand pas из балета Э.Дельдевеза «Пахита».



Александр Селезнев.

П.И.Чайковский

«Лебединое озеро». 1938 год.

П.И. Чайковский «Лебединое озеро» 3 акт. Одиллия – З. Плужникова, Зигфрид - А. Селезнев. 1938 год.

К 15-летию со дня основания Казахского Государственного хореографического учили-

ща, в 1944 году А. В. Селезнев осуществил постановку П. Гертеля «Тщетная предосторож-

ность». Спустя годы, в 2006 году к 100-летию со Дня рождения А. В. Селезнева, в Училище 

поставят именно этот балет в дань высокого уважения Мастеру. 

Грандиозным  событием  в  жизни  училища  стало  участие  воспитанников  в  конференции 

Хореографических училищ СССР. 20 апреля 1950 года в городе Москве состоялся широкий 

смотр достижений балетной педагогики, ставший большим событием в жизни советской хо-

реографии послевоенного времени. Вместе с ведущими училищами СССР – Московским и 

Ленинградским, на смотре было отмечено и Алма-Атинское хореографическое училище. 

В составе артистической труппы были ученики старших классов Сара Кушербаева, Са-

ния Тулусанова, Заур Райбаев, Гани Акжанов - будущая гордость казахского балета. Вос-

питанники на сцене Концертного зала имени П. И.Чайковского показывали поставленный 

А. Селезневым «Па-де-катр» из балета «Раймонда» А. Глазунова и композицию на музы-

ку Фредерика Шопена. Казахская школа заняла третье место после Ленинграда и Москвы. 

Комиссия  конференции,  в  составе  ведущих  деятелей  балетного  искусства,  единодушно 

признала  техническую  грамотность,  строгую 

и  выдержанную  манеру  исполнения  юных 

танцовщиков.  Было  отмечено,  что  обучение 

классическому танцу в Казахстане поставлено 

правильно.  Это  было  признанием  професси-

онализма  и  мастерства  педагогов  и  учащихся 

Алма-Атинского  хореографического  училища 

под руководством А. В. Селезнева.

Московский триумф дал «карт-бланш» учеб-

ному заведению, с этого времени Правительство 

Республики поддерживало и создавало условия 

для воспитания юных артистов балета. 

На  очередном  смотре  Хореографических 

училищ СССР в 1958 году Алма-Атинское хо-

реографическое училище представляли учащи-

еся С. Акбарова, К. Даиров, Р. Мухамеджанова, 

Р. Давлетьярова, Э. Мальбеков, Т. Амиржанов, 

Т. Досименов, С. Зайнуллин, Р. Еслямгалиева, Б. 

Гиляжева,  Р.  Алипбаева,  К.  Габбасов.  Сегодня 

они заслуженные ветераны казахского балета. 

Почти 25 лет юные таланты находились под 

крылом Александра Селезнева. И для каждого 

он был папой, учителем, воспитателем, настав-

ником,  непререкаемым  авторитетом,  а  самое 

главное - близким другом. 

- Дядя Саша, – по словам Народного артиста 

Казахстана  Заурбека  Райбаева,  –  был  для  нас 

близким и родным. Такая доброта свойственна великим людям. Он мог сочувствовать, про-

щать, учить, объяснять одно и то же помногу раз. Один за другим шли выпуски молодых 

танцовщиков, и когда в 1952 году был объявлен первый Всесоюзный смотр хореографиче-

ских училищ, он отправился на него с группой своих учеников, это будущие заслуженные 

артисты республики Сания Тулусанова, Гани Акжанов, ведущая балерина театра, народная 

артистка Казахстана Сара Кушербаева и я. В концертном зале имени Чайковского мы пока-

зывали поставленный им Па-де-катр из балета «Раймонда» и композицию на музыку Фреде-

рика Шопена. Наше училище заняло третье место! После Москвы и Ленинграда – колыбели 

и Мекки мирового балета! Потом он направил наших ребят в Ленинградское хореографи-

ческое училище к Агриппине Яковлевне Вагановой. И посмотрите, сколько сегодня у нас 

дипломантов и лауреатов, которые работают в лучших театрах России, Франции, Германии, 

США, Канады и других стран! Сколько просто прекрасных артистов и педагогов! [8]

Из воспоминаний Народного артиста Республики Казахстан Булата Аюханова:

 - До 1941 года училище размещалось на улице Сибирской, в убогом помещении, где с утра 

до позднего вечера шли занятия по классическому танцу. Александр Владимирович вел на-

чальные классы, и по мере взросления учеников, учил их до выпускного спектакля. В холод-

ные и голодные годы стоически он нес груз просветителя и художника танца. Солист театра 

оперы и балета, он исполнял ведущие партии в «Лебедином озере», «Эсмеральде», «Медном 

всаднике», «Камбар и Назым» и других балетах, являя роскошество танца. Мы видели его 

вечером на сцене, а на завтра нам не верилось, что этот высокий, красивый как Аполлон чело-

век, которого обожала публика, возится с нами, зелеными юнцами и неумехами. 

Для каждого он находил слова любви и утешения, уверенности. С великой скорбью про-

вожал Александр Владимирович на фронт еще неоперившихся юношей, разрывая собствен-

ное сердце и желая им вернуться живыми и здоровыми.

 Одно время дядя Саша жил в каморке медпункта при нашем училище, и мы всегда чув-

ствовали его присутствие. Он заглядывал в столовую интерната и лично следил за тем, что-

бы нас хорошо и вкусно кормили. Нередко мы забивались к нему в каморку и, сидя на его 

железной  кровати  с  досками,  слушали  рассказы  про  Мариинку  и  Большой  театр,  где  он 

работал в 30-е годы. Нам было хорошо, мы любили его и не чувствовали безотцовщины. 

Как  педагог  он  был  чрезвычайно  требователен  и  строг,  даже  прикосновение  его  руки 

вызывало слезы страха. Зато после урока преображался. Мог приласкать самого нерадивого 

ученика, усадить его на колени, как бы коря себя за чрезмерную строгость. Часто, особенно 

в годы войны, наблюдалась такая картина: в столовой, где на учете каждая хлебная крошка, 

Селезнев выпрашивает для ученика какой-нибудь лакомый кусочек.

Мы дядю Сашу слушали и понимали. Хотя бы потому, что он был для каждого из нас 

отцом. Ведь большинство детей потеряли родителей в годы репрессий и войны. Он собирал 

по всей республике своих будущих питомцев, в основном ребят-сирот, никогда не знавших, 

что такое балет. Терпел на первых порах их непослушание, побеги из школы и интерна-

та, вытаскивал из хулиганских компаний оступившихся, включая тех, кому могла угрожать 

тюрьма. «Предводители» бандитствующих молодчиков уважали дядю Сашу за его правоту, 

и им даже в голову не приходило хоть как-то его обидеть [6, с. 145]:

П. Гертель. «Тщетная предосторожность». Лиза – Ракуль Тажиева, Колен – Александр 


Из воспоминаний Народной артистки КазССР Инессы Манской: 

- Его добрый фанатизм передавался всем нам, его студентам. Его любовь к детям была 

до обожания. Он ездил ежегодно по окраинам и собирал сирот и бездомных из детдомов 

Казахстана. Он считал это своим долгом по отношению к репрессированным семьям. Он 

гениально учил… Мы знали абсолютно все о творчестве выдающихся личностей по нашей 

специальности. Он учил требовательно относиться к себе и на сцене, и в быту. Я его обо-

жала и это было взаимно. Он ждал всех и не начинал урока, если кто-то опаздывал. Если он 

выгонял из класса, то первым шел мириться. Никто не копил конфликтов. Нас объединяло 

серьезное дело — учеба Танцу.

Он не просто обучал профессиональному мастерству. Он преподал главный урок - само-

забвенной преданности искусству, которая, как по эстафете, через его учеников, передается 

последующим поколениям. Благодаря Селезневу традиции знаменитой русской балетной 

школы пустили корни и здесь, в Казахстане [9]. 

О первых шагах в балете в своих воспоминаниях пишет Народная артистка КазССР Сара 

Кушербаева: 

- Шел 1946 год. Однажды пришла новость: объявлен набор в хореографическое училище. 

Отбирал детей дядя Саша. Несмот¬ря на послевоенную нищету, мы жили своей по-детски 

радостной жизнью. Дядя Саша учил нас танцам, какие только были возможны. Импрови-

зировал, придумывал, мы постоянно были заняты в спектаклях театра: танцевали поварят 

в «Дон Кихоте», детей в «Докторе Айболите», арапчат в «Пиковой даме». Все наши нрав-

ственно-эстетические идеалы воспитывались балетом, музыкой, театром. Мы любили те-

атр. Любовь к оперному и драматическому искусству осталась у меня на всю жизнь. Ис-

кусство владело нашими душами и умами. Мы жили в нем, воспринимая все остальное как 

второстепенное и неважное» [10]. 

Из воспоминаний Натальи Каньшиной-Гудочкиной:

- Столетие со дня рождения дяди Саши, очень дорогая для всех нас дата. У него не было 

своих детей, и мы все были его детьми. Это был высокий красивый человек, и в его огром-

ном сердце для каждого из нас был отведен свой уголочек. Проиллюстрирую это на соб-

ственном примере. У меня было трудное детство. В пик репрессий 1937 года я потеряла 

отца, а когда пришла в училище, на дворе стоял послевоенный 1946-й. Жили мы с мамой 

очень бедно, и все, что она смогла сделать в тот ответственный для меня момент, так это 

сшить сарафанчик из марли. На ситец денег не хватило, да и был ли где тогда этот ситец? 

Увидев меня в таком одеянии, Александр Владимирович сказал: «Попроси маму прийти 

завтра с тобой». И когда мама пришла, он произнес: «Напишите заявление с просьбой за-

числить вашу дочь на гос обеспечение». Александр Владимирович сознательно шел на на-

рушение порядка. Ведь на гособеспечение брали лишь сирот и беспризорных, а я была из 

«домашников», то есть из тех, кто живет на иждивении родителей. Но дядя Саша ничего не 

побоялся и добился своего. Такое, как вы понимаете, никогда в жизни не забудешь. И поэто-

му, когда я прихожу к нему на могилу, кладу цветы, я всегда очень низко кланяюсь и говорю: 

«Дядя Саша, дорогой, спасибо вам за мою жизнь!»

Теперь о нем как о педагоге. За восемь лет пребывания в училище у меня сменилось че-

тыре преподавателя классического танца, но дяди Саши, к сожалению, среди них не было. 

Он не был моим непосредственным наставником, не учил меня азбуке балета. И, тем не 

менее, мне повезло, наверное, больше, чем другим. Представьте, когда я училась на втором 

курсе и постановкой «Шопенианы» готовили к выпуску старшекурсников, дядя Саша дал 

мне, второкурснице, главную партию в этом балете. Я исполняла Седьмой вальс Шопена с 

Абдуахимом Асылмуратовым. А нашим выпускным спектаклем была «Спящая красавица», 

где мне доверили партию Принцессы Авроры в первом действии. Но самое главное это то, 

что во втором отделении концерта я танцевала адажио из «Лебединого озера» - с кем бы вы 

думали? С дядей Сашей! Я выступала с ним всего раз в жизни, потому что к тому времени 

его как танцовщика уже не занимали, но на сцену, будучи великолепным актером, в отдель-

ных ролях он выходил еще долго. 

Скажем,  это  был  Петр  Первый  в  «Медном  всаднике»,  Гирей  в  «Бахчисарайском  фон-

тане», Марцелина в «Тщетной предосторожности». И пока на протяжении двух лет шла 

подготовка к выпускному выступлению, он лепил из меня балерину. Учил не только что-то 

правильно делать, а всю душу вкладывал в меня. Как, впрочем, в каждого из нас. Прежде 

всего учил любить балет. Говорил: «Вы не себя любите в балете, а балет в себе. Тогда вы 

станете артистами. Если вы находитесь в последней линии, танцуйте так, чтобы вас увиде-

ли и перевели в первую. Будучи в первой, стремитесь к тому, чтобы доверили сольную пар-

тию. А, исполняя сольную, делайте все на таком уровне, чтобы вам дали партию ведущую». 

И вот все эти его наставления, полученные мной за два года, я пронесла через всю свою 

жизнь. Думаю, что я вправе считать себя тоже воспитанницей Селезнева. Он мой учитель и 

наставник, которому я бесконечно благодарна [11].

Вспоминает Отличник образования Республики Казахстан Куаныш Жакипова:

- Он был нам как отец, жил с нами в интернате, ел с нами кашу, преподавал и участвовал 

во всех репетициях, заботился во что мы были одеты. Всех нас старались задействовать в 

спектаклях Театра оперы и балета им. Абая. Мы счастливы были носить хотя бы бороду 

Черномора по сцене в спектакле «Руслан и Людмила», а в опере Даргомыжского «Русалка», 

мы были русалками, в «Докторе Айболите» – цыплятами и ласточками. И обязательно каж-

дый вечер мы ходили на спектакли. Нас всегда пропускали как своих детей. Возвращались 

со спектаклей с дядей Сашей и по дороге делились впечатлениями [11].

Из воспоминаний Заслуженного деятеля РК Булата Джантаева 

 - Я жил в знаменитом алма-атинском Доме артистов, в квартале от училища. Однажды 

дядя Саша, которого мы все знали, поймал меня в сквере, стал о чем-то спрашивать, потом 

заставил встать, сесть, покрутиться на одной ноге, распахнуть руки, раскланяться, а когда 

я все это сделал, сказал: «Ну что ж, если постараться, можешь стать танцовщиком. Будешь 

учиться у меня». «Ну да, – подумал я, – так я тебя и послушался!». Вскоре дядя Саша снова 

нашел меня и буквально за уши притащил в балетный класс. И лишь повзрослев, я понял, 



25-летие Казахского Государственного хореографического училища

После спектакля П. Гертель «Тщетная предосторожность». 

Слева направо: Алипбаева Рая, Мухаметкалиева Злиха, Газизов Боря, Светлышева Фаина,

Досименов Тлек, Александр Селезнев, Камалиева Культай, Даиров Капар,

Акбарова Салима, Амиржанов Тулеген, Давлетьярова Роза, Ахмарова Тамара. 14 июня 1959 года. 

что с его стороны это был великий акт доброты. Узнав, 

что моя мама подверглась репрессиям, он проявил кон-

кретную заботу обо мне. Вскоре с группой других ребят 

я отправился в Московское академическое хореографи-

ческое училище. Все мы его успешно окончили. Сказа-

лось чутье нашего первого педагога и прошедший под 

его руководством начальный этап обучения. В той груп-

пе, кроме меня, были Рамазан Бапов, Наташа Аринба-

сарова, Дюсенбек Накипов, Раушан Байсеитова, Зарема 

Кастеева, Райхан Унгарова, Кайрат Мажекеев и другие 

ребята [8]. 

А. В. Селезнев осуществил 17 выпусков, сформиро-

вав  свою  школу  педагогики  классического  танца.  Он 

воспитал целую плеяду артистов

балета,  ставших  ведущими  мастерами  хореографи-

ческого искусства Казахстана. Это - народные и заслу-

женные  артисты  Каз.ССР:  Д.  Абиров,  З.  Райбаев,  Б. 

Аюханов,  С.  Кушербаева,  И.  Манская,  Р.  Тажиева,  А. 

Асылмуратов, С. Тулусанова, З. Акбарова, Л. Таганов, 

Э. Мальбеков, Г. Акжанов, Г. Урманова, Р. Исламгалие-

ва, Ф. Ултанбаева, Л. Аширова, Н. Карабоинова, Л. Са-

рынова – кандидат искусствоведения, первый исследо-

ватель казахского балетного искусства. 

Солистами  ГАТОБ  им.  Абая  стали  Л.  Симагина,  Т. 

Васильева, А. Солнцева, Н. Краснова, Н. Заичкина, Л. 

Воскресенская,  С.  Акбарова,  Г.  Горская,  Н.  Гудочки-

на, В. Хен, Х. Базарбаев, С. Зайнуллин, В. Коржева, И. 

Астафьев, Ю. Малых, И. Шамиев, Р. Хасанов, С. Саганды-

ков, М. Бапов, Т. Досименов, А. Амангельдина, С. Войцеховская, Т.Ахмарова, Р. Давлетья-

рова, И. Гуляева, М. Мунтин, Т. Мальбекова и ряд других. 

Ученики А. В. Селезнева стали ведущими педагогами хореографического училища. Сре-

ди них: Р. Ельчибекова, А. Тулекова, А. Габитова, И. Олзоева, Ж. Тастанова, К. Жакипова, С. 

Наурызбаева, Р. Курпешева и многие другие.

А. В. Селезнев всегда делал акцент на воспитание национальных кадров. Он думал о 

национальной школе казахского балета. Вот слова из письма:

А. В. Селезнева 1957 года к ученице С. Войцеховской: «Казахстан — казахи, в этих двух 

словах весь смысл моей работы, моего труда и моих обязанностей. Иначе не может и не 

должно быть».

Мечте  А.  В.  Селезнева  суждено  было  сбыться.  Современная  казахстанская  школа  ба-

лета существует и развивается наряду с ведущими мировыми школами хореографии. Она 

формировалась  усилиями  деятелей  как  ленинградской,  так  и  московской  ветвей  русской 

хореографической школы. В слиянии с национальными казахскими традициями и родился 

феномен казахстанского балета, сегодня известного во всем мире.

Сформированная стараниями Александра Владимировича и его последователей школа 

воспитала свыше двух тысяч артистов балета, многие из которых составляют гордость ми-

ровой хореографии. 

Всей своей жизнью А. В. Селезнев преподал своим ученикам главный урок – быть безза-

ветно преданным искусству балета. 

В дань его светлой памяти Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 2 фев-

раля 1988 года Алма-Атинскому хореографическому училищу было присвоено имя Алек-

сандра Владимировича Селезнева [3,12].

А.Селезнев на уроке классического танца.

Александр Селезнев

Наталья Гудочкина

Ракуль Тажиева

Наталья Гудочкина


Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Филология кафедрасы
2016 -> 46-ғылыми-әдiстемелiк конференция материалдары
2016 -> №70 (858) Сенбі, 3 қыркүйек
2016 -> Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж
2016 -> ҚазаҚстан Республикасының Мәдениет Және споРт МинистРлігі МинистеРство культуРы и споРта Республики казахстан
2016 -> Еуразия гуманитарлық институтының хабаршысы тоқсандық журнал 2001 ж шыға бастаған 2016
2016 -> 2016 жыл №89 (8009 ) 12 Қараша сенбі (Жалғасы 3-бетте)
2016 -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі «мектепке дейінгі балалық шақ» республикалық орталығЫ

жүктеу 277.96 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©emirb.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет