З. К. Шаукенова (ответственный редактор)



жүктеу 3.63 Mb.

бет1/41
Дата04.02.2017
өлшемі3.63 Mb.
түріОқулық
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

1

Предисловие

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ,

ПОЛИТОЛОГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

КОМИТЕТА НАУКИ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ҚАЗАҚСТАННЫҢ МӘДЕНИ ЖӘНЕ ӘЛЕУМЕТТІК-

САЯСИ ДАМУЫНДАҒЫ ДІННІҢ РӨЛІ

РОЛЬ РЕЛИГИИ В КУЛЬТУРНОМ И СОЦИАЛЬНО-

ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КАЗАХСТАНА

ОҚУЛЫҚ ГУМАНИТАРЛЫҚ-СҰХБАТТЫҚ 

ЖОБА РЕТІНДЕ

УЧЕБНИК КАК ГУМАНИТАРНО-

ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Алматы 

2015

2

Предисловие

УДК 28

ББК 86.38

Қ 18

Рекомендовано Ученым советом Института философии, политологии 

и религиоведения Комитета науки МОН РК

Редакционная коллегия:

З.К. Шаукенова (ответственный редактор)

C.Е. Нурмуратов, Б.М. Сатершинов, 

Н.Л. Сейтахметова, А.Г. Косиченко

Қ  18    Қазақстанның  мәдени  және  әлеуметтік-саяси  дамуындағы 

діннің  рөлі  :  Оқулық  гуманитарлық  сұхбаттық  жоба  ретінде  =  

Роль религии в культурном и социально-политическом развитии 

Казахстана  :  Учебник  как  гуманитарно-диалогический  проект 

материалы круглых столов, посвященные проблемам роли и истории 

религий  и  исламской  культуры  в  рамках  международной  научно-

теоретической конференции «Духовная жизнь Казахстана: история и 

современность» / Под общ.ред. З.К. Шаукеновой и С.Е. Нурмуратова. 

– Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН 

МОН РК, 2015 – 460 с. – каз., рус.

ISBN 978-601-304-058-5

В  сборник  включены  материалы  двух  круглых  столов:  «Роль 

религии  в  культурном  и  социально-политическом  развитии 

Казахстана»  и  «Учебник  как  гуманитарно-диалогический  проект». 

Основное  внимание  участники  конференции  сосредоточили  на 

положении и возможностях ислама и православия как основных для 

Казахстана религиях, на различных аспектах традиционной культуры 

страны, на современных культурных феноменах, играющих заметную 

роль  в  общественной  и  государственной  жизни  современного 

Казахстана, и проблемах преподавания гуманитарных наук в вузе.

Сборник  материалов  адресован  философам,  политологам, 

религиоведам, культурологам, студентам, магистрантам и докторантам 

соответствующих  специальностей,  государственным  служащим  в 

сфере  культуры  и  образования,  всем  интересующимся  проблемами 

духовности и культуры.

УДК 28 

ББК 86.38

ISBN 978-601-304-058-5                      © Институт философии, политологии

 

 



 

                и религиоведения КН МОН РК, 2015



3

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Материалы двух круглых столов «Роль религии в куль-

турном и социально-политическом развитии Казахстана» и 

«Учебник  как  гуманитарно-диалогический  проект»,  соста-

вившие  содержание  этого  тома,  раскрывают  современную 

картину духовной жизни Казахстана в самых существенных 

ее аспектах. 

Традиционная культура народа Казахстана; религия как 

основа  духовности  человека,  общества  и  государства;  связь 

социально-политической  ситуации  в  Республике  Казахстан 

с уровнем развития духовной культуры в стране и еще ряд 

важнейших проблем, так или иначе соотносящихся со сфе-

рой духовности, были в центре внимания первого из обозна-

ченных круглых столов. 

Известно,  что  религия  лежит  в  основе  традиционных 

культур и образует их ядро. Религиозные ценности служат ду-

ховным идеалом, к которому стремится общество, ориентиру-

ющееся на традиции своего бытия. Современная культура во 

многом утратила понимание своего происхождения от рели-

гии, культура становится все более бездуховной, меркантиль-

ной,  ориентирующейся  на  материальные  ценности  и  успех. 

Эта ориентация лишает культуру не только содержания, но 

и смысла, ибо культура является средоточием духовных про-

екций  жизнедеятельности  человека  и  общества.  Свой  нега-

тивный  вклад  в  разрушение  традиционных  культур  внесла 

глобализация, которая лишает культуры их специфики и тех 

особенностей, какие и делают ту или иную культуру нацио-

нальной и тем самым интересной для других наций и сооб-

ществ. Эти вопросы активно обсуждались на данном круглом 

столе на концептуальном и конкретно-предметном уровне.

В  нескольких  докладах  были  подняты  проблемы  фор-

мирования  целостной  гражданской  идентичности  –  задачи 

поставленной  Президентом  Республики  Казахстан  в  Плане 

нации. В условиях нарастания нестабильности современного 

мира, нарастания уровня вызовов и угроз, деформации суве-

ренных государств, сохранение национального суверенитета 

невозможно  без  целостной  гражданской  идентичности,  ко-

торая и составляет основу национального суверенитета. 



4

Предисловие

Также для современного Казахстана предельно актуаль-

ны вопросы консолидации казахстанского общества, особен-

но консолидации в духовной сфере. Для адекватного ответа 

на вызовы и угрозы современности необходим высокий уро-

вень  консолидации  народа.  Только  консолидированная  на-

ция способна трансформировать вызовы в форму развития 

страны, преформировать энергетику угроз в энергию сози-

дания.

Проблемам  функционирования  ислама  в  современном 



мире и в Казахстане: его роли, характера его исповедания в 

Казахстане, нарастающей в Европе исламофобии, искажени-

ям  исламской  догматики,  радикализации  религии,  попыт-

кам  реформировать  ислам,  стремлению  консолидировать 

его на основах ханафитской школы была посвящена большая 

группа докладов на данном круглом столе.

На  втором  круглом  столе  –  «Учебник  как  гуманитар-

но-диалогический проект»  обсуждались  вопросы  стратегии 

религиозного образования в Казахстане; требования к струк-

туре и содержанию современных учебников по истории рели-

гии и по основным проблемам религиоведения; актуальным 

вопросам  преподавания  курса  «Религиоведение»  в  школах 

и вузах страны. Ряд интересных докладов были сделаны по 

проблемам понимания исторических источников прошлого 

– важнейшей составной части культуры настоящего. Доклад-

чики анализировали особенности ислама в средние века, его 

образовательный  потенциал,  духовный  опыт  и  формы  его 

трансляции в современность.

Оба  круглых  стола  продемонстрировали  высокий  на-

учный уровень их участников, заинтересованность в постро-

ении в Казахстане общества развитой духовности, сочетаю-

щей светские ценности и религиозные идеалы, сохраняющей 

гражданскую, этническую, культурную и религиозную иден-

тичность, лежащую в основе успехов нашей страны в эконо-

мической, социально-политической и культурной сферах.

Косиченко А.Г., главный научный сотрудник 

Института философии, политологии и религиоведения 

КН МОН РК, доктор философских наук, профессор


5

Предисловие

ҚАЗАҚСТАННЫҢ МӘДЕНИ ЖӘНЕ 

ӘЛЕУМЕТТІК-САЯСИ ДАМУЫНДАҒЫ 

ДІННІҢ РӨЛІ

РОЛЬ РЕЛИГИИ В КУЛЬТУРНОМ 

И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ 

РАЗВИТИИ КАЗАХСТАНА

6

Предисловие

СОДЕРЖАНИЕ

Смирнов А. В.

Актуальное прочтение классического 

исламского наследия.................................................................... 9

Косиченко А.Г.

История православия в Казахстане.......................................... 17



Айталы А. А.

Қоғамның рухани өміріне діни фактордың ықпалы. 

Дін қоғаммен күрделі өзара байланыста................................ 34

Бурова Е. Е.

Особенности религиозной идентичности 

в современном Казахстане.......................................................... 47

Джалилов З. Г.

Исламские традиции и перспективы модернизации......... 57



Суворов А. А.

Иностранные религиозные объединения 

в правовом поле республики Казахстан 

и религиозная безопасность...................................................... 68



Тайжанов А. Т. 

Мұсылмандық шығыс тарихындағы 

ұлттық рухтың дамуы.................................................................. 76

Бекназаров Р.А.

Досжан-ишан: историко-этнографическое 

исследование.................................................................................. 93

Алишина Х. Ч.

Религиозная жизнь сибирских татар тюменской области: 

из истории принятия ислама.................................................... 105

Коянбаева Г.Р.

Проблема религиозной толерантности 

в контексте современного социокультурного 

развития Казахстана..................................................................... 118



7

Предисловие

Сатершинов Б.М.

Қазақстанның тарихи және рухани-мәдени 

дамуындағы діннің рөлі.............................................................. 129

Kinaci C.

Kazak din algisi ve kazak sovyet romaninda 

din karşiti propaganda................................................................... 141

Айтжанова А. К.

Концепция толерантности 

в средневековом исламе.............................................................. 153

Шадинова Г.Ә., Көлеген Г.Б.

Қазіргі Қазақcтандағы жастардың рухани танымындағы 

діни құндылықтар мәселесінің орны....................................... 164

Бектенова М.К.

Роль ислама в формировании казахстанской модели 

толерантности и межконфессионального согласия............. 173

Дариябек Д. 

Діни толеранттылықтың Қазақстандағы диалогтық 

кеңістікті қалыптастырудағы рөлі............................................ 183

Жанабаева Д.М., Кокушева А.А.

Қазақстандық қоғамның жаңғыруы 

аясындағы діннің рөлі.................................................................. 192

Жәненұлы Ә.

Тасаууф ілімінің исламдағы орны............................................ 205



Қалдыбай Қ.Қ., 

Абдрасилов Т.Қ.

Дін философиясы тарихындағы адам мәселесі: 

сезімдік пен рационалдылық тұрғылар.................................. 214

Кайнар М.Е.

Соотношение государства и религии 

как составляющая политической культуры........................... 225

Молотова Э.М.

Ислам в эпоху Караханидов: источниковедческие 

и историографические исследования...................................... 232


8

Предисловие

Мусина Д.Р.

Роль толерантности в светском обществе............................... 241



Оқан С.

Жүсіп Баласағұн жырларының құран 

аяттарымен үндестігі.................................................................... 252

Шағырбаев А.Д.

Діни дүниетанымды ұғымдық-концептуалдық талдау 

(ислам ілімі негізінде).................................................................. 262


9

Роль религии в культурном и социально-политическом 

развитии Казахстана

АКТУАЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО 

ИСЛАМСКОГО НАСЛЕДИЯ

Смирнов Андрей Вадимович,

доктор философских наук, член-корреспондент РАН,

зав. сектором философии исламского мира 

Института философии РАН

(г. Москва, Россия)

asmirnov@iph.ras.ru

Что  такое  «наследие»  (турас)  классического  ислама? 

Этот вопрос еще пару десятилетий назад можно было счесть 

сугубо  академическим.  Сегодня  он  приобретает  очевидную 

политическую  остроту.  Противодействие  экстремистским 

течениям  в  исламе  превратилось  в  актуальную  задачу  для 

значительной, если не сказать большей, части человечества. 

Такое  противодействие  должно  быть  комплексным  и  за-

действовать  весь  спектр  средств.  Военными  средствами  оно 

должно заканчиваться, но не начинаться; если возникает не-

обходимость,  как  сегодня,  в  военных  средствах,  это  значит, 

что все прочие не возымели успеха. А начинаться такое про-

тиводействие  должно  с  профилактической  работы,  имею-

щей целью создать иммунитет к той извращенной пропаган-

де, которая вбивает в головы аудитории образ одномерного, 

плоского ислама. И дело даже не просто в том, что этот образ 

противоречит основным положениям и исламского вероуче-

ния, и исламского права, и исламской этики. Дело прежде 

всего в том, что он противоречит самому духу ислама и ис-

ламской цивилизации. 

Урок,  который  мы  должны  извлечь  сегодня  из  класси-

ческого  исламского  наследия,  заключается  прежде  всего  в 

том, что ислам принципиально плюралистичен и не может 

быть сведен к некоему единственному, якобы «подлинному» 

варианту  прочтения.  Плюралистичность,  многовариант-

ность  ислама  –  его  принципиальная,  неотъемлемая  черта. 

Экстремистская пропаганда противоречит духу ислама пре-


10

Қазақстанның мәдени және әлеуметтік-саяси 

дамуындағы діннің рөлі

жде всего в этом – в попытке присвоить себе исключительное 

право  на  некое  «истинное  толкование»  ислама.  Наряду  со 

всем спектром социально-экономических и силовых средств 

противодействия  экстремизму  под  исламскими  лозунга-

ми категорически необходимо развернуть самую серьезную 

и действенную работу, цель которой – дать людям картину 

плюралистичного, инклюзивного ислама, в принципе исключа-

ющего претензии на «единственно верное» прочтение. Если 

человек  с  детства  усваивает  такое  представление  о  класси-

ческой исламской культуре, если он получает это послание 

классического исламского наследия, он неизбежно будет го-

раздо  менее  восприимчив  ко  всякого  рода  проповедникам, 

пытающимся  сегодня  рядиться  в  тогу  «подлинных  вырази-

телей» духа ислама. Именно это может лишить экстремист-

скую пропаганду под исламскими лозунгами массовой базы.

Что же именно в исламском наследии свидетельствует о его 

принципиально плюралистичном и инклюзивном характере?

Давайте начнем наш ответ с того, с чего начинается ис-

лам – с Корана. 

Коран – божья речь, атрибут Бога. Это, конечно, так, и 

с этой точки зрения Коран – это неизменное божественное 

слово. Этого никто не отрицает. А с другой стороны – исто-

ричность Корана, которую также никто не может отрицать 

и которая зафиксирована исламской историей и исламским 

сознанием. Коран ниспосылался на протяжении 22 лет, с 610 

по  632  год.  Среди  исламских  ученых  нет  единогласия  в  во-

просе о том, какими были последние слова Корана. Согласно 

одной из версий, это был аят «Сегодня Я завершил для вас 

вероустав ваш» (5:3, пер. Г.Саблукова), который был ниспос-

лан за 83 ночи до смерти Мухаммада. Такая вот историческая 

«растянутость» откровения не противоречит его неизменной 

божественной фиксированности; а ведь в ходе этого ниспо-

сылания  выяснялось,  что  некоторые  из  уже  ниспосланных 

аятов отменялись другими, ниспосланными позже, – извест-

ная тема коранических наук, которая именуется ан-насих ва-л-

мансух «отменяющее и отмененное». 


11

Роль религии в культурном и социально-политическом 

развитии Казахстана

Но  и  после  кончины  Мухаммада,  когда  ниспосылание 

Корана уже было завершено, историчность никуда не делась. 

Ведь  все  мы  знаем  историю  создания  сводов  Корана:  таких 

сводов  было  много,  они  были  разными  по  принципам  со-

ставления  и  по  составу.  Лишь  при  третьем  халифе  Османе 

был создан свод, который должен был стать каноническим, 

заменив все прежние своды, – те подлежали уничтожению, 

хотя, как мы знаем, эта попытка до конца не удалась. 

Но и на этом история не остановилась. Историчность по-

нимания Корана проявляется и сегодня в вопросе о разночте-

ниях в его тексте. Эти разночтения остались до сих пор – все 

знают, что есть так называемые «семь чтений» (ал-кира’ат ас-

саб‘) Корана. Вопросам о разночтениях в тексте Корана по-

священа обширная исламская литература, и можно сказать, 

что в классическом исламе сложился целый жанр литерату-

ры кира’ат – литературы «о разночтениях Корана». 

Таким  образом,  самим  своим  историческим  обликом, 

тем,  как  оно  складывалось,  формировалось  и  развивалось, 

исламское наследие подсказывает нам идею «расширитель-

ности», не-зауженности до узких, жестких рамок. Идею того, 

что по-арабски называется самаха или тасамух и что обычно 

переводится как «терпимость». Но это не просто терпимость; 

это прежде всего «позволительность» – отсутствие стесненно-

сти, отсутствие жесткости и несгибаемости.

Известен  хадис:  ихтилаф  ’уммати  рахма  «Расхождения 

в  моей  общине  –  милость».  Вслушаемся:  расхождения.  Не 

единогласие, не требование придерживаться некоего одного 

взгляда. В своем комментарии к «ас-Сахиху» Муслима этот 

хадис  подробно  обсуждает  известный  исламский  ученый-

шафиит ан-Навави (1233-1277), защищая обоснованность ха-

диса и возражая, как он выразился, «двум мужам», которые 

считали  его  иррациональным,  а  именно  –  известному  ко-

рифею  арабской  словесности  мутазилиту  ал-Джахизу  (776-

869) и великому музыканту и композитору, которого высоко 

ценили  аббасидские  халифы  от  Харуна  ар-Рашида  до  ал-

Мутаваккила (cм. о нем [1]) Исхаку б. Ибрахиму ал-Мавсили 



12

Қазақстанның мәдени және әлеуметтік-саяси 

дамуындағы діннің рөлі

(767-850). Отметим, что этот спор великого с великими по по-

воду хадиса о том, что расхождения в исламской общине – 

благо и милость, сам по себе служит иллюстрацией действен-

ности принципа, который отражен в этом хадисе – принципа 

плюральности ислама и невозможности зафиксировать его в 

какой-либо одной-единственной, якобы «подлинной» редак-

ции.  Ссылаясь  на  хадисоведа-шафиита  ал-Хаттаби  (931-996 

или 998; см. о нем [2]), ан-Навави утверждает: 

Расхождения в вопросах религии распадаются на три ча-

сти. Во-первых, это утверждение Творца и его единственно-

сти; отрицание этого – неверие (куфр). Во-вторых, Его атрибу-

ты и Его желание (маши’а); отрицание этого – нововведение 

(бид‘а). И в-третьих, нормы ветвей (ахкам ал-фуру‘), которые 

предполагают  многоаспектность.  Именно  это  Всевышний 

Бог сделал милостью и достоинством ученых мужей, именно 

это подразумевается хадисом «Расхождения в моей общине – 

милость». Так говорил ал-Хаттаби (да смилостивится к нему 

Бог) [3, т. 11, с. 92.].

Как  видим,  за  вычетом  тезиса,  отраженного  в  шахаде 

(исламской  формуле  исповедания  веры)  о  единственности 

Бога, – тезиса, который не могут не признавать все мусуль-

мане, и за вычетом вопроса о божественных атрибутах и бо-

жественной воле, по которым в первые века ислама возник 

известный спор между мутазилитами, защищавшими авто-

номию  человеческих  поступков  и  полную  ответственность 

человека  за  все  его  деяния,  и  традиционалистами,  считав-

шими, что нельзя умалять божественное могущество, пусть 

это и ведет к иррационализации вопроса об ответственно-

сти человека, – за вычетом этих, все остальные вопросы от-

несены ан-Навави, вслед за ал-Хаттаби, к «многоаспектным» 

(ал-мухтамила вуджухан), т.е. к таким, которые предполага-

ют  различие  толкований.  Это  различие  толкований,  если 

исходить из того, что говорит ан-Навави (и что вполне со-

гласуется с духом ислама), – милость, ниспосланная самим 

Богом  и  дарующая  достоинство  (карама)  ученым,  которые 

занимаются этой работой.


13

Роль религии в культурном и социально-политическом 

развитии Казахстана

Вспомним в этой связи известный хадис о том, что веро-

исповедные общины (милла) иудеев и христиан распадались 

на семьдесят и более групп (фирка) и что общине Мухаммада 

также суждено разделиться, причем на еще большее число 

групп. Разделенность увеличивается по мере хода истории. 

Этот хадис встречается в ряде вариантов, и число таких групп 

варьируется от 70 до 73, однако неизменно повторяется сле-

дующее (варианты хадиса см. в: [4, т. 4, с. 194], [5, т. 2, с. 1321-

1322], [6, т. 5. с. 25], [7, т. 2, с. 332; т. 3. с. 120, 145]; хадис приво-

дится и в других сборниках сунны, его упоминают известные 

исламские  ученые,  такие  как  атТабарани  [8,  т.  17,  с.  13];  об 

этом хадисе см. также [9, с. 122, 149-150]). Во-первых, число 

групп  в  каждой  следующей  общине  возрастает  на  одну  в 

сравнении с предыдущей, и поскольку ислам возникает по-

следним, его приверженцы делятся на самое больше число 

вероисповедных  групп.  Во-вторых,  лишь  одна  из  всех  этих 

групп  имеет  шанс  избежать  адского  наказания,  тогда  как 

всем  прочим  суждено  вкусить  пламя.  И  хотя  Мухаммада 

спрашивали, какая именно из групп, на которые разделятся 

его последователи, спасется, он не давал на это определенно-

го ответа. Слово джама‘а, которое он использовал в ответах на 

подобные вопросы, означает «сообщество» и не никак инди-

видуализирует то «сообщество», которому, в отличие от всех 

прочих,  суждено  спастись.  Я  думаю,  что  это  свидетельство 

сунны дает как нельзя более ясный сигнал: человеческими си-

лами невозможно установить, какая именно из вероисповед-

ных  групп  ислама  придерживается  «правильного  пути»,  и 

если сегодня кто-то будет утверждать, что точно знает, какова 

эта «спасенная группа» (фирка наджийа), такой человек явно 

будет притязать на то, что знает и может открыть людям го-

раздо больше, нежели то был готов сделать пророк ислама. 

Что такое притязание несовместимо с этикой и духом исла-

ма, вряд ли нужно доказывать.

История ислама как будто служит иллюстрацией этого 

хадиса и выражаемой в нем идеи вероисповедной плюраль-

ности. Разделение на отдельные «группы» (фирка, мн. фирак

началось фактически сразу после смерти Мухаммада. Хоро-



14


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


©emirb.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал