Тема номера



жүктеу 0.74 Mb.

бет1/8
Дата24.01.2017
өлшемі0.74 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Выйти замуж

Воспитание 

детей

мода, кино, 

соВеты

 

 



   

тема номера:

скусство

И

№ 1 (21), 2016



1

О мусульманках

«В 


современных условиях стремительно меняющегося и услож-

няющегося мира, в котором зримо утрачиваются человече-

ские добродетели и достоинство, женщина-мусульманка обретает 

особую социальную значимость. Ее духовные силы, нравствен-

ность, приверженность принципам мира и справедливости могут 

внести свой вклад в гуманизацию общественных отношений».

Ф

атима

 а

лбакова

Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук,  

член Общественной палаты, член Высшего совета  

Российского конгресса народов Кавказа

«П

редназначение мусульманки в новых реалиях жизни,  



когда изменения опережают все прогнозы, вырастает  

ее роль жены, дочери, сестры, матери, бабушки.  

Она носительница тех традиций, которые пережили века,  

а сегодня теряют свою силу, теряют свой смысл».

 

Г



авхар

 Д

жураева

Президент фонда «Таджикистан»,  

руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон»

«У

прочение атмосферы терпимости и доброжелательности 

является ключевой задачей женщин России, где мы живем  

в добрососедстве и взаимопонимании друг с другом».

 

о

льГа

 к

рыштановская

Директор Института прикладной политики,  

заведующая сектором изучения элиты Института социологии РАН.

о

т

 

реДакции

 

журнала

 

В этом журнале, как в зеркале,  

мы отразили процессы взаимодей‑

ствия и интеграции мусульман  

в общество на фундаменте  

духовно‑нравственных ценностей.

2


ЛИЧНОСТИ

  

  л и ч н ы й   о п ы т

ЛИЧНОСТИ

  

  л и ч н ы й   о п ы т

3

2


редакционный совет:

 АЛЕКС ГРОМОВ, АНАР РАМАЗАНОВ, 

ДИНА АНОХИНА, ЕКАТЕРИНА ГАЙНЕТДИНОВА,  

ЕКАТЕРИНА МЕДВЕДЬ, МАДИНА КАЛИМУЛЛИНА,  

АНАСТАСИЯ (ФАТИМА) ЕЖОВА

Шеф-редактор:

 АЛЕКС ГРОМОВ



координатор:

 АНАСТАСИЯ (ФАТИМА) ЕЖОВА



арт-директор: 

ИНДИРА


Бильд-редактор:

 ЕКАТЕРИНА ГАЙНЕТДИНОВА



Литературный редактор: 

СВЕТЛАНА СКЛЯДНЕВА



корректор: 

АТИКАТ КУРбАНОВА



отдел рекламы:

 уполномоченное агентство –  

медиабайер – ООО «Мирастау»

Фото в номере:

 ОЛЬГА ТКАЧЕВА, АЛЕКС ГРОМОВ,   

ХАМРАЗ ДИДЕХАНИ, ТАНЗИЛА ЧАбИЕВА,  

ТАТЬЯНА СТАРОДУб, Shutterstock, lori.ru

В журнале использованы иллюстрации А. В. МОРГУНОВОЙ

Журнал распространяется: Екатеринбург, Казань,  

Карачаевск, Малгобек, Махачкала, Москва, Назрань, 

Нальчик, Пермь, С.-Петербург, Ставрополь, Черкесск

Отдел распространения: +7 (495) 943-40-39 

chief.editor@musulmanka.ru / sales@musulmanka.ru

www.musulmanka.ru

Телефон редакции: +7 (495) 943-40-39

Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам  

печати, телерадиовещания и средств массовых  

коммуникаций. Регистрационное свидетельство  

ПИ № ФС 77–53244 от 22.03.2013.

Отпечатано в соответствии с предоставленными мате-

риалами в ООО “ипк парето-принт”, 170546, Тверская 

область, Промышленная зона боровлево-1, комплекс  

№ 3А, www.pareto-print.ru Заказ №        Редакция не несет 

ответственности за содержание рекламных объявлений. 

Любое воспроизведение материалов журнала возможно 

только с письменного разрешения редакции. 

тираж

 10 500 экз.

При содействии Совета муфтиев России. При поддержке 

Фонда исследований исламской культуры, Фонда  

поддержки исламской культуры, науки и образования. 

Приглашаем к сотрудничеству авторов и распространи-

телей. Издание содержит упоминание имен Аллаха и Его 

пророков. Просьба относиться бережно и уважительно.



Фото на обложке:

 ВИКА СЛЕЗИНА, наряд крымскота-

тарский «Матурым Султаным», марка «Zuhra». Съемка 

фото-проекта «В единстве культур» произведена  

при поддержке Государственного музея-заповедника  

«Царицыно» – www.tsaritsyno-museum.ru.  



на обложке:

 Екатерининский зал большого дворца  

ГМЗ «Царицыно». Концепция и организация фотосессии  

в ГМЗ «Царицыно» осуществлена ООО «Мирастау».

ИскУсстВо жИть

08

АРХИтЕктУРА: 



«Что такое исламское искусство»

14

ИстоРИЯ:



 

«Паломничество в Мекку»

20 

ПРоФЕссИЯ: «Каллиграфия»



22

МоДА: Диляра Садриева

24

сЮРРЕАЛИЗМ: 



Рустам Салемгараев

МоЗАИкА


30

 

ЦАРИЦЫНо: «Мусульманки во дворце»



№ 1 (21), 2016

30

8



38

 

жИЗНь ЭтНосА:  



«110 лет на новой родине»

44

ИНтЕРВьЮ:  



Хабиб Ахмад-заде

50

 



кИНоЭПос:  

 

«Траншея 143»



52

ПРАЗДНИк кИНЕМАтоГРАФА: 

«Красная дорожка»

НАйтИ сЕбЯ

58

оПЫт:  «Понять ребенка»



60

МотИВЫ тЫсЯЧЕЛЕтИЯ: 

Хамраз Дидехани

64

ПсИХоЛоГ: 



«Выйти замуж…»

68

ВРАЧ: «Без паники»



МИР НА ЛАДоНЯХ

72

ВЕРА: «Личность Пророка»



74

сМЫсЛЫ: 


«Любовь к родителям»

77

обУЧЕНИЕ: «Азбука Ислама»



78

 ЧИтАЕМ с ДЕтьМИ: 

«Год Слона»

80

ЮМоР: «Бытие житие»



№ 21

Искусство

44

5

4



Искусство жить

Что такое исламское 

искусство

История паломничеств 

в Мекку

Художник в жанре 



сюрреализма

МусульМанка – это всесторонне развитая женщина,  

интеллектуальная, с активной позицией в обществе, заботливая мать  

и любящая супруга, проявляющая доброту и милосердие к людям.

МусульМанки россии интегрированы в светское общество 

и при этом сохраняют свою индивидуальность, яркость и неповторимость 

в великом разнообразии – врач, ученый, архитектор, мать, жена, дочь,  

студентка... этот список может продолжаться.

информационный ресурс «Мусульманка.ру» рассказывает о ее жизни, 

стремлениях и о том, что ей близко.

Жизнь глазами

 

портала «МусульМанка.ру»

мозаика из цветных камешков на полу экседры 

(ниши) тронной комнаты бань в ансамбле «замка  

пустыни» Хирбат аль-мафджар, или дворца  

Хишама. около 739 года.

Papadopulo A. Islam and Muslim Art. London, 1980. il. 17

присоединяйтесь!

musulmanka.ru


ИСКУССТВО ЖИТЬ

ИСКУССТВО ЖИТЬ



искусство?

     


ТЕКСТ И ФОТО: ТаТьяна СТарОдуб

,  


 

 

 



 

 

 



                    доктор искусствоведения

Что такое ислаМское 

В изобразительном искусстве образ 

создается зрительно воспринимаемой 

формой, конкретной, вдохновленной 

формами окружающего мира, либо  – 

абстрактной, порожденной отвле-

ченными представлениями, идеями. 

и

слам отказался от использования 

конкретных изобразительных 

форм для создания культовых об-

разов, из-за чего распространи-

лось заблуждение, что эта религия запрещает 

любые изображения живых существ и противо-

борствует развитию скульптуры и живописи. 

В действительности на протяжении почти по-

лутора тысячелетий в разных регионах ислам-

ского мира строились здания, оформленные 

рельефами и росписями, создавались рукописи

иллюстрированные миниатюрами, изготовля-

лись предметы роскоши и быта, украшенные 

наряду с орнаментами и надписями фигурами и 

сюжетными сценами. Однако в представлениях 

мусульманских народов назначение и содержа-

ние художественных произведений традицион-

но было иным, чем в других культурах. 

Что же отличает исламское искусство и какие 

особенности позволяют объединить в этом по-

нятии плоды творческой деятельности людей, 

издревле говорящих на разных языках, 

создавших собственные традиции и насе-

ляющих регионы, порой отдаленные друг 

от друга на тысячи километров? Ответить 

на эти вопросы отчасти помогают арабские 

термины, которые благодаря Корану и ре-

лигиозным преданиям – хадисам – вошли в 

языки мусульманских народов. 

Арабский толковый словарь разъяс-

няет, что фанн – «искусство», «творче-

ство» – исходит от фанна, передающего 

намерение украсить какую-либо вещь. 

Декор 

западных 



ворот Мечети 

Омейядов  

в Дамаске. 

711–716. 

Мозаика, 

роспись, 

облицовка 

мрамором 

9


ИСКУССТВО ЖИТЬ

ИСКУССТВО ЖИТЬ



Аль-фаннан

 – художник, тот, кто создает произ-

ведение искусства, «обращаясь к какому-либо 

образу природы, чтобы передать некую идею 

или чувство; соответственно своим знаниям 

возвеличивает этот образ как идеал, чтобы вы-

разить совершенную красоту (аль-джамаль аль-

акмаль

) ради наслаждения разума и сердца». 

Что такое в понимании художника-мусуль-

манина «идеал» и «совершенная красота»? 

Несмотря на огромное число произведений 

с изображениями на разные темы, исламское 

искусство по самой своей сути является искус-

ством неизобразительным. Художники-му-

сульмане изначально не нуждались в изображе-

нии конкретных объектов для того

чтобы передавать представления 

ислама о мироздании, о человеке, об 

окружающей действительности. Соз-

данные ими художественные формы 

не обязательно соответствуют ви-

димым и наблюдаемым предметам 

и явлениям. Природа – превосход-

ное творение Бога  – всегда служила 

мусульманскому художнику источ-

ником вдохновения, пробуждала 

импульс к воспроизведению идеаль-

ного образа, но он не видел смысла в 

копировании ее форм. 

Корни неизобразительности ара-

бо-мусульманского искусства, возможно, кро-

ются в традиционно отвлеченном мышлении 

древнего населения Западной Аравии – роди-

ны Ислама, где примеры местного доислам-

ского изобразительного искусства пока не об-

наружены. 

Неизобразительный характер религиозного 

искусства мусульман прежде всего объясняет-

ся тем, что исламская система художественных 

форм и образов основывается на таухиде – уче-

нии об абсолютном единстве и единственности 

Бога, Которого невозможно изобразить, не соз-

дав Его подобия, двойника. На основе таухида

несмотря на множество различий в традициях 

мусульманских народов, сформировалась глав-

ная характеристика исламской эстетики – ти-

пологическое единство. Философ Сейид-Хосейн 

Наср образно определил эту особенность как 

«результат манифестации Единства на равнине 

множественности». 

Невозможность изображения Бога и тра-

диционное отсутствие массового интереса к 

статуям, рельефам или росписям исключили 

пропаганду религиозных идей с помощью кон-

кретных зрительных образов, но не устранили 

возможность передачи идеи Бога использовани-

ем методов пластического искусства для созда-

ния абстрактных форм, наделенных скрытым 

духовным смыслом. 

В представлении средневекового художника-

мусульманина божественное Творение – одно-

временно явленное (захир) человеку в узнавае-

мых формах внешнего мира и сокрытое (батин

в сокровищнице (хазна) потаенного (ѓайб), не-

познаваемого внутреннего мира, который при-

надлежит только Богу (Коран, 10:21/20). От-

сюда изображение конкретных предметов или 

живых существ – характеристика явленного, 

преходящего мира, который «только забава и 

игра» (Коран, 29:64). Порожденное этим миром 

произведение искусства – не более чем состав-

ленный в уме образ (сура), переданный в осяза-

емой форме (тимсаль). Абстрактное изображе-

ние на языке исламского искусства – признак 

мира сокрытого, вечного, о котором человеку не 

дано иметь точного знания. 

Единство двух сторон Прекрасного – внешней 

и внутренней – в художественном произведении 

должно быть выражено единством формы и со-

держания. Достичь его невозможно без абсо-

лютной согласованности и соразмерности всех 

элементов произведения – гармонии, которая 

рассматривается как исходящий от деятельности 

Бога главный закон красоты и основной принцип 

мироустройства: «Ты не видишь в творении Ми-

лосердного никакой несоразмерности. Обрати 

 

Орнаментальная решетка окна.  



Каср аль-Хайр аль-Гарби. Сирия. Литой стук.  

Около 727. Музей Пальмиры

 

Орнамент  



на стене двора  

Мечети  Омейядов 

в Дамаске. Мрамор, 

цветной камень. 

VIII век

«Пальметты». 

Фрагмент резной 

двери из Самарры. 

Ирак. IX в. Лувр. 

Париж


11

10


ИСКУССТВО ЖИТЬ

свой взор: увидишь ли ты расстройство? Потом 

обрати свой взор дважды: вернется к тебе взор с 

унижением и утомленный» (Коран, 67:3–4). 

Совершенная красота есть не что иное, как 

один из атрибутов и приоритетов Бога, выра-

женных известным хадисом: «Аллах прекрасен 

и любит красоту». 

Истинная, совершенная красота, выражаю-

щая абсолютную правильность, полезность и 

мудрость Божественного творения, – красота 

внутренняя, облеченная метафорой Скрытого 

сокровища. Это не только увлекающая в мир 

сказок метафора, но художественный образ, во-

площающий идею хадиса аль-кудси (священно-

го), в котором Господь говорит о себе: «Я был 

Скрытым Сокровищем, но Я хо-

тел быть познанным, поэтому Я 

создал мир». 

Скрытое сокровище – это 

принцип построения идеальной 

художественной формы, который 

мусульманские архитекторы, 

каллиграфы и художники всегда 

стремились воплотить в своих ра-

ботах. Любая композиция (кал-

лиграфическая надпись, цветочный узор или 

абстрактный орнамент, украшающие здание, 

предмет роскоши или быта; сюжетный рисунок 

или красочная миниатюра в рукописи) для сред-

невекового мастера была не целью, а средством 

передачи истинного смысла своей работы. Для 

этого использовался язык намеков и метафор, 

искусно вложенных в художественные формы, 

построенные линиями и красками. Намеки и 

метафоры открывали мусульманину путь к вос-

приятию признаков, прямо или косвенно харак-

теризующих Божественную сущность Творения 

и прославляющих Творца. Истинный смысл 

(религиозная идея, определяющая вид художе-

ственного произведения) составляет мир тай-

ИСКУССТВО ЖИТЬ



ного образа

, который не нуждается в зрителе, не 

имеет и (по мысли художника) не должен иметь 

с этим миром контактов. Творчество художни-

ка-мусульманина обращено не к человеку, а к 

Богу. Кому, как не Богу, посвящены орнаменты 

и надписи, помещённые на куполах и мина-

ретах на высоте, недостижимой с земли чело-

веческому взору? Эта особенность вызывала у 

людей чуждой Исламу культуры поверхностное 

впечатление отвлеченной декоративности про-

изведений исламского искусства и отсутствия 

в них идейного содержания, эмоциональной на-

грузки. 


Между тем мир тайных образов (религиоз-

ный смысл) произведений исламского искус-

ства, защищенный завесой мира явленных об-

разов

 (красивой внешней 

формой), с позиций му-

сульманского художника 

доступен лишь тому, кто, 

вступив на путь веры, обрел свет истины. Про-

никновение в этот мир требует интеллектуаль-

ных усилий и неустанного поиска пути к нему 

через цепь отвлеченных понятий и образов, вы-

зываемых чтением Корана, произнесением мо-

литв, начертанием и созерцанием священных 

надписей, содержащих суры или айяты, хадисы

имена Аллаха и Мухаммада. 

Слово, искусно выведенное арабской графи-

кой или преображенное в орнаментальный знак, 

стало не только носителем религиозной идеи, но 

формой идеологического и эстетического воз-

действия художественной культуры Ислама. 

Каллиграфия (искусство письма, буквенного 

изображения слова) и орнамент (искусство со-

крытия истинного смысла слова декоративной 

завесой) стали основами пластического творче-

ства мусульман и являются главными формами 

и инструментами выражения понимания красо-

ты в исламском изобразительном искусстве.

 

Изразцовое 



панно с садовой 

сценой. Исфа-

хан. Середина 

XVII века. Лувр, 

Париж

 

Ворсовый  



«звериный ковер». 

Иран. XVII век. 

Музей исламского 

искусства. берлин

Каллиграф Ибн 

бавваб. Почерк 

насх. Страница 

Корана с текстом 

суры Фатиха и на-

чалом суры бакара. 

багдад. 1000/1 год. 

библиотека Честер 

битти. Дублин

13

12



ИСКУССТВО ЖИТЬ

ИСКУССТВО ЖИТЬ



«с

вященный» город Мекка нахо-

дится в аравийской провинции 

Геджа, занимающей северную 

половину юго-западной части 

Аравийского полуострова. Он расположен на 

пустынной возвышенности, окруженной высо-

кими горами песчаной формации; издали они 

представляют великолепный вид. Дома, в числе 

которых много трехэтажных, выстроены из тем-

но-серого камня; улицы широкие, но немощеные 

и грязные. В предместьях встречаются жалкие 

лачужки, а поблизости города бедуины разбива-

ют свои убогие шатры. Город защищен неболь-

шою крепостцей. Число жителей Мекки доходит 

до 45 000; но обыкновенно в течение предпослед-

него месяца в году, называющегося Дзюльгидше 

(месяц паломничества) и продолжающегося с 

13 октября по 12 ноября, в Мекку прибывает от 

100 000 до 150 000 пилигримов всех стран и со-

стояний, стремящихся посетить место рождения 

Пророка и поклониться своей святыне – Каабе. 

Эта святыня открывается только раз в году  – 

именно в это время – и помещается в мечети 

Эль-Гарам, занимающей центр города и носящей 

также название Бейтулла – дом Божий.

Эль-Гарам представляет большой прямо-

угольный двор длиною в 525, шириною в 426 

футов. С трех сторон он окружен тремя рядами 

гранитных и мраморных колонн. Колонны вы-

шиною около 25 футов соединены наверху ар-

кадами и увенчаны рядом небольших куполов. 

Внутри двора помещается одновременно от 

шести до восьми тысяч молящихся. Вся мечеть 

окружена толстою стеною, в которой проделано 

восемнадцать ворот, никогда не затворяющихся. 

За оградою, с внешней стороны, построены дома; 

в них останавливаются богатые пилигримы. 

Весь двор усыпан песком; через него несколько 

выложенных камнем дорог ведут к помещающе-

муся в центре двора мощеному месту овальной 

формы, на котором стоит священная Кааба. 

Четырехугольное здание Каабы сложено из 

массивных, плотно примыкающих друг к другу 

каменных глыб без всяких орнаментов. Длина 

здания – 38 футов, ширина – 30, вышина – 40 фу-

тов. Снаружи оно покрыто тяжелою шелковою 

материей черного цвета, на которой в расстоянии 

пяти футов от вершины здания тянется вышитое 

золотом изречение, составляющее главнейший 

догмат исповедования веры магометан: лаи-лаи-

иль-аллах, магомет-расол-аллах (нет Бога, кроме 

Бога, и Магомет – Пророк его). Независимо от 

этой надписи, внешний покров весь заткан зо-

лотом. В этом покрове сделаны три отверстия; 

одно из них, закрытое богато вышитою золотом 

занавесью, скрывает обитую серебром дверь, ве-

дущую внутрь Каабы. Внутренние стены здания 

увешаны дорогими материями; в одном из углов 

здания, на расстоянии двух футов от основания 

Каабы, проделано круглое отверстие около пяти 

футов в окружности, через которое видно массив-

ное серебряное возвышение, а внутри его – на та-

кой глубине, что нельзя ясно различить, – вделан 

священный черный камень  – Гаджар-эль-Асвад. 

Камень этот величиною с человеческую голову, 

темно-коричневатого цвета, похожий на стекло: 

поверхность его представляет неровности, какие 

могли бы образоваться вследствие плавления 

или раскалывания. По словам Кина, он похож на 

обсидиан; что же касается цвета, то Кин, попро-

бовав поцарапать камень своим перстнем, заме-

тил, что цвет под поверхностью белый. Легенды, 

относящиеся к этому камню, чрезвычайно мно-

гочисленны и разнообразны.

В юго-восточном углу Каабы лежит другой, 

небольшой, продолговатый гранитный камень, 

который тщательно посещается богомольцами 




  1   2   3   4   5   6   7   8


©emirb.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал