Сборник медитаций Часть I impositum Grīziņkalns 2013



жүктеу 5.01 Kb.

бет1/19
Дата18.02.2017
өлшемі5.01 Kb.
түріСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Дневник  
 
Quod sentimus loquamur,  
quod loquimur sentiamus! 
Talis hominis fuit oratio,  
qualis vita 
 
VEcordia 
Извлечение R-VIEWS 
 
 
 
Открыто:  
2007.01.12 14:07 
Закрыто:  
2008.07.15 02:29 
Версия: 
2013.06.03 15:23 
 
 
 
ISBN 9984-9395-5-3 
Дневник «VECORDIA» 
© Valdis Egle, 2013 
ISBN 9984-688-11-9 
Валдис Эгле. «Путь Идей» 
© Валдис Эгле, 1984 
 
 
 
 
Валдис Эгле 
 
 
ПУТЬ ИДЕЙ 
 
Сборник медитаций 
Часть I 
 
 
 
 
Impositum 
 
Grīziņkalns 2013 
 
 
Голова богини из Урука. Мрамор. III т.до н.э. 
 

VEcordia, извлечение R-VIEWS 
 
Валдис Эгле. «Путь Идей». Ч. I 
 
 

 
 
 
 
 
Путь Идей 
Иль вольно медитации писать
1
?  
 
Сборник «Воззрения» содержит медитации периода Второй 
и Третьей Медиотек (1976–1984), излагающие основы 
философского мировоззрения Валдиса Эгле.
2
 
 
 
Ты же теперь напряги свой слух и свой ум прозорливый 
Освободи от забот, достоверному внемля ученью, 
Чтобы дары, приносимые мной с беспристрастным усердьем, 
Прежде чем их оценить, с презрением прочь не отринул. 
Ибо о сущности высшей небес и богов собираюсь 
Я рассуждать для тебя и вещей объясняю начала... 
 
Тит Лукреций Kap 
 
Выпущeнo: 1996.02.16 
3
 
Написано: 1976–1984, Рига 
 
 
Предисловия разных времен 
1. Предисловие издателя [Ведды] 
1997.03.02 15:50 воскресенье 
 
.1. Настоящая книга с компьютерным идентификатором VIEWS представляет собой копию 
двух  машинописных  сборников  Третьей  Медиотеки  1979–1982  годов  с  добавлениями  времен 
публикации  их  в  журнале  CDOM  (Сидиоуэме).  Теперь  эти  материалы  публикуются  в  Ведде  и 
Ветиде. 
.2. VEDDA – это аббревиатура с латышского названия «Компьютерный Архив Документов 
Валдиса Эгле». Сборники Ведды могут быть опубликованы: 1) в виде файлов для распечатки на 
матричных  принтерах  (принтотека);  2)  в  виде  файлов  для  чтения  на  экране  компьютера  через 
специальную программу видеатора (дисплотека); 3) в Интернете как Web-страницы. 
.3.  VETIDA  –  аналогичная  аббревиатура  с  названия  «Типографски  Изданный  Архив 
Документов  Валдиса  Эгле».  Сборники  Ветиды  могут  быть  опубликованы:  4)  в  виде  книг, 
                                                      
1
  В  подзаголовок  книги  взята  строчка  из  стихотворения  Валдиса  Эгле  1987  года;  полное 
восьмистишье звучит так: 
Ученая Афина в суд вмешалась: 
«Что лучше для тебя, позволь узнать – 
Для денег диссертации печатать
Иль вольно медитации писать?» 
«Не буду я казенною писакой: 
Он с жидкими мозгами, твердым лбом; 
Быть не могу в письме живой собакой, 
Уж лучше буду слыть я мертвым львом!» 
2
  Аннотация  сборника  «Воззрения»  (VIEWS)  в  Ведде.  Далее  в  соответствующих  местах 
уменьшенным шрифтом даны также аннотации отдельных медитаций из сборника Ведды. 
3
 Дата последнего выпуска сборника в Ведде (Шестой Медиотеке). 

VEcordia, извлечение R-VIEWS 
 
Валдис Эгле. «Путь Идей». Ч. I 
 
 

распечатанных  на  лазерном  принтере;  5)  в  виде  CDROM  или  оптических  дисков  с  PostScript 
файлами  для  распечатки  на  лазерных  или  чернильных  принтерах;  6)  в  виде  типографски 
изданных книг.
 4
 
.4. Как и во всех сборниках Ведды и Ветиды, 
здесь  все  единицы  текста  (пункты)  машинно 
перенумерованы,  и  на  них  возможна  ссылка  с 
точностью до абзаца. Например, знаки {.1627} есть 
ссылка  на  последний  пункт  настоящей  книги 
(VIEWS),  а  {
FIFTH.23
}  –  ссылка  на  соответст-
вующий пункт книги FIFTH; с этого пункта в той 
книге рассказывается, что такое упомянутый выше 
журнал CDOM (Сидиоуэм). Организация сборника 
по  пунктам  и  другим  внутренним  единицам 
(параграфам, главам) одинакова при всех способах 
публикации. Организация по страницам несущест-
венна, т.к. зависит от носителя информации. 
.5.  Каждый  участок  текста  сопровождается 
отметкой  о  времени  его  написания  (начала 
сочинения).  У  каждой  такой  отметки  (исключая 
первую  в  книге  или  совпадающую  с  предыдущей 
отметкой) стоит вычисленная компьютером строч-
ка  с  сообщением  о  том,  какой  интервал  времени 
разделяет  данную  и  предыдущую  отметку  о 
времени. 
Libelli Publicator 
 
 
 
  
2. Предисловие в Ведде к данному сборнику 
1993.10.30 22:00 суббота 
(раньше на 3 года, 4 месяца, 2 дня, 17 часов, 50 минут) 
  
.6. В Ведде или Шестой Медиотеке (построенной на файлах компьютеров типа IВМ-РС) в 
сборник под названием «Воззрения» помещены документы, содержавшиеся в двух сборниках 
Третьей Медиотеки (построенной в свое время на машинописных листах). Эти два сборника 
назывались «Воззрения» и «Путь Идей». Следуя обычному принципу Ведды, документы 
прошлых лет помещаются в этот компьютерный архив без каких-либо изменений. Они лишь 
могут быть в случае надобности снабжены более поздними комментариями, которые легко 
узнаются по дате написания. 
.7. По замыслу Третьей Медиотеки ее чтение должно было начинаться со сборника «Путь 
Идей». Следовательно, Вы должны перейти сейчас сразу к пункту {.497} 
6

                                                      
4
  Такие  существовали  проекты  распространения  книг  Шестой  Медиотеки.  Хотя  часть  их  была 
реализована, но в целом я постоянно чувствовал удушающее действие обстоятельств, и книги в то время не 
могли  стать  массовыми.  Только  проект  Нивеады  наконец  открыл  почти  неограниченные  возможности 
распространения книг и сделал меня практически независимым от каких-либо ресурсов. В введении книги 
VIEWS  это  описывается  потому,  что  в  Шестой  Медиотеке  VIEWS  была  самой  первой  книгой  в  их 
тогдашнем линейном упорядочении. (Примечание в Нивеаде, 2004). 
5
  Отображена  мраморная  голова  древних  шумеров  из  города  Урука.  Считается,  что  это  богиня,  но 
по-моему это портрет реального лица, и показывает антропологический тип шумеров. 
6
 В теперешнем Нивеадском издании эта идея более не выглядит столь простой и легко выполнимой, 
какой  она  была  в  начале  1980-х  годов  при  машинописных  томах.  Идея  состояла  в  том,  что  в  начале 
Медиотеки материал расположен в логическом порядке (сначала идут сведения об устройстве Медиотеки, 
потом  постулаты,  потом  исторический  обзор  и  т.д.),  но  читать  лучше  начинать  именно  с  исторического 
обзора и только потом вернуться к постулатам и далее к устройству Медиотеки. (Примечание в Нивеаде, 
2004). 
 
Обложка книги VIEWS
5
 в Шестой 
Медиотеке (1996) 

VEcordia, извлечение R-VIEWS 
 
Валдис Эгле. «Путь Идей». Ч. I 
 
 

* * * 
.8. Ниже помещено предисловие машинописного тома в Третьей Медиотеке. 
 
 
Место книги VIEWS в Ведде или Шестой Медиотеке (1996) 
 
 
3. Предисловие сборника «Воззрения» [машинописного] 
1986.02 
(раньше на 7 лет, 8 месяцев) 
.9. Место этого сборника в Медиотеке таково: 
 
 
 
.10.  Стрелками  показан  рекомендуемый  порядок  чтения.  Сборник  «Воззрения»  является 
вторым как по счету (с начала медиотеки), так и по рекомендуемому порядку чтения. 
.11. Главное место в этом сборнике занимает медитация СРАВНЕНИЕ. В первой редакции 
(в медитациях второго поколения) она называлась «Основа основ или Введение в любую статью» 
(т.е. медитацию). В ней излагаются постулаты моего философского мировоззрения в сравнении с 
марксистскими  постулатами.  Во  всей  медиотеке  очень  часто  встречаются  ссылки  на  это 
сочинение. 

VEcordia, извлечение R-VIEWS 
 
Валдис Эгле. «Путь Идей». Ч. I 
 
 

.12.  В  медитации  ВОЗЗРЕНИЯ 
дается  схема  классификации  всех  во-
обще воззрений, основанная на анализе 
постулатов.  Местами  это  сочинение 
читать скучновато. 
.13.  Медитация  ДИАЛЕКТИКА 
призвана  разграничить,  что  для  меня 
приемлемо и что неприемлемо в маркс-
истской диалектике. 
.14.  Эти  три  медитации,  таким 
образом, можно считать философскими. 
Четвертая медитация – ВЕРОЯТНОСТЬ 
–  рассматривает  понятие  вероятности  с 
точки  зрения  моей  философии,  т.е. 
механистического материализма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Медитация СРАВНЕНИЕ 
или Основа основ 
 
Между деятельностью ученого-исследователя и 
манипуляциями фокусника существует явное 
сходство: подчас болтовня и одного и другого 
предназначена для сокрытия простоты тех принципов, 
на которых основаны их трюки. 
 
Альфред Дж. Коут 
 
Выпущено: 1993.11.02 
Написано: 1976.06–1976.09, Рига 
 
 
Медия
7
 COMP (в Третьей Медиотеке медитация 
СРАВНЕНИЕ) представляет собой философски вводное сочинение 
Валдиса Эгле, в котором приводятся принципы сравнения разных 
систем воззрений и дается сравнение основ философии Валдиса 
Эгле с основами марксистской философии.  
 
 
 
                                                      
7
  Техническая  (компьютерная)  единица  текста  в  Ведде,  распознаваемая  и  специально  обрабаты-
ваемая программами системы TECUS. 
 
Титульный лист «Философских медитаций» во 
Второй Медиотеке (1976) 

VEcordia, извлечение R-VIEWS 
 
Валдис Эгле. «Путь Идей». Ч. I 
 
 

 
 
«Основа основ» (Вторая Медиотека, 1976) 
Начало медитации «СРАВНЕНИЕ» в 
Третьей Медиотеке (1979) 
 
 
1. Предисловие СРАВНЕНИЯ 
1976.09 
(раньше на 9 лет, 5 месяцев) 
 
.15. Мое философское мировоззрение сформировалось в 1967–1970 годах в старших курсах 
университета,  когда  я  по  «долгу  службы»  обязан  был  изучать  диалектический  материализм  и 
схожие с ним предметы, хотя интерес к философии у меня был до этого и не пропал после того. В 
те  годы  я  написал  страниц  двести  сжатых  набросков,  которые  были  еще  менее  системати-
зированы,  чем  настоящие.  Судьба  в  облике  людей,  одетых  одинаково  в  защитный  цвет,  в 
отдельности, может быть, и не всегда тупых, но в целом порождающих слепую силу, прервала 
мои  занятия  «любовью  к  мудрости».  Потребовалось  шесть  лет  для  того,  чтобы  я  смог  в  этих 
медитациях  возобновить  свои  тогдашние  занятия.  За  эти  шесть  лет  я  стал  еще  большим 
скептиком  и  пессимистом,  но  зато  меньшим  рационалистом.  Теперь  я  стал  излагать  свои  –  в 
основе тогдашние – мысли в менее жесткой форме. Теперь я отдаю предпочтение доступности по 
сравнению  с  точностью.  Теперь  я  скорее  показываю,  чем  доказываю.  Став  меньшим 
рационалистом,  я  отбросил  попытки  полной  формализации  и  на  первое  место  поднял  простоту 
изложения. 
.16. Мир прост – в этом я всегда был убежден. Туман сложных и непонятных слов всегда 
скрывает или ничего, или простые вещи. Большинство людей не любят философию, потому, что 
ничего не понимают в разглагольствованиях философов. И мне часто трудно понять. Но тогда я 
не отступаю со словами «Это слишком сложно для меня». Я говорю: «Ваши непонятные слова не 
скрывают сложных вещей, они показывают лишь неясность ваших мыслей. Мир прост, и каждый 
может его понять, каждый! И если вы не можете о нем как следует рассказать, то расскажу я!». 
.17. Я слишком большой пессимист, чтобы надеяться, что читатель примет мои взгляды и 
убеждения.  Но  я  все-таки  надеюсь,  что  он  поймет  их.  В  этом  и  есть  моя  цель,  цель  той  серии 
размышлений (медитаций), которая сейчас лежит перед Вами, мой читатель. 
.18.  Изложение  моего  мировоззрения  можно  было  начать  по-разному.  Можно  было  бы, 
например, говорить о своих взглядах в утвердительной форме, не обращая никакого внимания на 
то,  что  по  этому  поводу  говорят  другие  философские  учения,  например,  марксизм  –  те 
философские  взгляды,  которые  в  настоящее  время  в  Советском  Союзе  преподаются  в  учебных 
заведениях, излагаются в учебниках, энциклопедиях, словарях и других не полемических работах 

VEcordia, извлечение R-VIEWS 
 
Валдис Эгле. «Путь Идей». Ч. I 
 
 

как  единственно  правильные  и  которые  я  поэтому  не  без  иронии  называю  ортодоксальной 
философией. 
.19.  С  моей  точки  зрения  марксизм  –  не  более,  чем  одно  из  сотен  и  тысяч  философских 
учений,  и  не  стоило  бы  уделять  ему  в  моих  рассуждениях  больше  внимания,  чем,  скажем, 
философии Спинозы, если бы не два обстоятельства: 
.20.  
1)  выросший  в  стране,  где  марксизм  является  ортодоксальной  идеологией 
государства,  и  с  детства  подвергнутый  воспитанию  единственно  в  духе  марксизма,  я  был 
марксистом до того, как набрался достаточно сил, чтобы стать на собственные ноги; 
.21.  
2)  первыми,  а  может  и  единственными  моими  читателями,  видимо,  будут  люди, 
также  воспитанные  в  условиях  абсолютного  господства  ортодоксальной  философии,  многие  из 
которых продолжают оставаться марксистами по сей день или хотя бы испытывают сильнейшее 
его воздействие. 
.22.  Поэтому  я  решил  начать  изложение  своих  взглядов  со  сравнения  основ  моего 
мировоззрения с основами ортодоксальной философии. 
.23. Цель этой медитации: 
.24.  
– принять методологию сравнения теорий; 
.25.  
– на основе этой методологии провести собственно сравнение обеих философских 
систем; 
.26.  
– указать главные причины возникновения разногласий. 
.27.  Эта  медитация,  как  и  все  остальные,  рассчитана  на  читателя,  имеющего  высшее 
образование  по  любой  специальности,  предполагает  только  наличие  у  него  определенного 
кругозора, но не каких бы то ни было специальных знаний. 
 
2. Как нужно спорить 
1976.07 
(раньше на 2 месяца) 
 
.28.  Поскольку  нам  предстоит  принять  участие  в  споре  между  моими  взглядами  и  орто-
доксальной философией, то я предлагаю сначала договориться о том, как нужно спорить. 
.29.  Любая  теория,  что-то  доказывающая  путем  логических  заключений,  в  конце  концов 
опускается  до  положений,  которые  в  рамках  данной  теории  невозможно  доказать.  На  таких 
положениях  основывается  вся  теория,  всѐ  остальное  доказывается  из  этих  недоказанных 
положений.  Для  этих  основных  положений  я  предпочитаю  слово  «постулат»  слову  «аксиома», 
так как «постулат» менее претенциозен и на мой взгляд более точно выражает положение вещей 
(постулат  –  предположение,  требующееся  для  правильности  теории;  аксиома  –  истина,  не 
требующая доказательств). 
.30.  На  свои  постулаты  опирается  любая  теория,  в  том  числе  и  та,  которая  не  дает  свои 
постулаты  в  явном  виде  или  вообще  не  отдает  себе  отчета  о  своих  постулатах.  Отметим 
мимоходом,  что  из  двух  теорий,  описывающих  одно  явление  и  одинаково  не  противоречащих 
фактам,  лучшей  обычно  считают  ту,  которая  вводит  меньше  постулатов  и  постулаты  которой 
проще. 
.31.  Если  идет  спор  между  двумя  теориями,  то  единственный  на  мой  взгляд  путь,  как 
прийти если не к согласию, то к правильному пониманию друг друга, это, во-первых, сравнение и 
постоянное  уточнение  определений  понятий  и,  во-вторых,  опускаться  всѐ  ниже  по  цепи 
доказательств к тем постулатам, на которые обе спорные теории основываются, и сравнение этих 
постулатов.  Если  не  считать  простые  логические  ошибки  в  заключениях,  то  эти  две  вещи 
составляют  всѐ  основное  различие  между  спорными  теориями.  Первое  из  них  –  различное 
определение  понятий  –  свидетельствует  о  том,  что  спорящие  всего  лишь  разными  словами 
говорят об одном и том же. Конечно, система определений имеет большое значение, но она не 
может  быть  правильной  или  неправильной,  она  может  быть  только  удобной  или  неудобной.  В 
этом  плане  спорящие  после  выявления  различий  в  своих  системах  определений  могут  остаться 
каждый при своем мнении, поскольку тут во многом дело вкуса – один считает, что в его системе 
определений легче описать явление, другой – что в его системе. 
.32.  Более  существенны  различия  в  исходных  постулатах.  В  этом  случае  спорящие 
приходят  к  выводам,  различным  не  только  по  форме,  но  и  по  содержанию.  Здесь  тем  более 
спорящие могут остаться при своих мнениях, так как постулаты не доказываются. Они принима-

VEcordia, извлечение R-VIEWS 
 
Валдис Эгле. «Путь Идей». Ч. I 
 
 

ются  или  отвергаются  только  вместе  со  всей  теорией  исходя  из  того,  насколько  удачно  или 
неудачно теория описывает явление. 
.33.  Если  не  идти  по  этому  пути  выявления  различий  между  системами  определений  и 
между постулатами, то спор превращается в пустую болтовню. На практике по этому пути идут 
далеко не всегда даже в письменных спорах между учеными мужами и почти никогда не идут в 
спорах между обычными людьми, или же, в лучшем случае, идут стихийно и неосознанно. Часто 
идут  вперед  по  цепи  доказательств  и  почему-то  нападают  на  следствия  теории  противника 
(напомню,  что  речь,  как  уже  было  сказано  выше,  здесь  идет  о  теориях,  следствия  которых 
одинаково не противоречат фактам). 
.34.  Если  мой  читатель  не  согласен  с  этими  принципами  того,  как  нужно  спорить,  то  в 
дальнейшем нам будет почти невозможно найти общий язык. Но я надеюсь, что эти принципы 
ведения спора будут приняты читателем хотя бы потому, что они содержатся уже в учебнике, по 
которому раньше учили логику в школах. 
.35.  Попытаемся  их  еще  раз  четко  сформулировать,  следуя  убеждению,  что  четкость 
изложения – свидетельство ясности ума в прошлом и залог ясной мысли в будущем. 
.36. Методологические принципы спора, анализа и сравнения теорий: 
.37.  
1)  две  теории  без  внутренних  нелогичностей  и  не  имеющие  следствий, 
противоречащих имеющимся фактам, могут отличаться: 
– системой определений, 
– исходными постулатами; 
.38.  
2) любая система определений правильна, но в одной системе определений может 
быть более просто, удобно и точно описать рассматриваемое явление, нежели в другой системе 
определений; 
.39.  
3) постулаты недоказуемы и поэтому равносильны в обеих теориях; 
.40.  
4) лучше та теория, система определений которой позволяет более просто, удобно 
и точно описать явление и в которой постулатов меньше и они очевидней
.41.  
5) при оценке теорий следует сравнивать их системы определений с точки зрения 
удобства  и  точности  описания  явления  и  их  постулаты  с  точки  зрения  их  численности  и 
очевидности. 
.42. В соответствии с этим все различия между теориями я подразделяю на: 
.43.  
 
–  принципиальные  различия,  вызванные  расхождениями  в  постулатах  и 
приводящие к разным следствиям, допускающим проверку; 
.44.  
 
–  непринципиальные  различия,  вызванные  расхождениями  в  системах 
определений; в этом случае нет способа, как отличить следствия обеих теорий. 
.45. Само собой разумеется, что, как только в теории обнаружены логические противоречия 
или найдены факты, ей противоречащие, теория должна быть отвергнута, несмотря ни на какие 
ее  удобства  и  прелести.  Шутка  «если  факты  противоречат  теории,  то  тем  хуже  для  фактов» 
остается только шуткой. 
.46.  Без  согласия  по  методологии  спора  спорить  так  же  бессмысленно,  как  без  (обычно 
молчаливого)  согласия  о  том,  что  правильна  та  логика,  которую  называют  аристотелевской  в 
противоположность знаменитой «женской логике». 
.47.  С  теми,  кто  не  согласен  с  этими  методологическими  принципами,  я  могу  спорить 
только о самих методологических принципах, не вступая ни в какие споры о теориях. 
 
3. Постулат существования 
1976.07 
 
.48.  Всѐ  мое  мировоззрение  покоится  на  двух  основных  постулатах,  на  которые  я 
постоянно буду ссылаться, поэтому я предпочитаю с них и начать. 
.49. Постулат существования: существует только материя и не существует ничего, что не 
было бы материей, ее отношениями или движением – изменением этих отношений. 
.50.  Этот  постулат  требует,  чтобы  были  определены  понятия  материи  и  ее  отношений. 
Определять  эти  понятия  у  себя  в  голове  –  это  одно,  выразить  в  определении  на  словах  или  на 
бумаге  –  совсем  другое  (детально  рассматривая  этот  вопрос  о  различии  этих  двух  видов 
определения  я  забежал  бы  далеко  вперед  и  нарушил  бы  последовательность  изложения). 
Определить  их  на  бумаге  по  законам  формальной  логики  я  сейчас  и  не  буду  пытаться  (о 

VEcordia, извлечение R-VIEWS 
 
Валдис Эгле. «Путь Идей». Ч. I 
 
 

трудности этого говорили многие). Сейчас важно, чтобы и я, и Вы, читатель, определили их себе 
в  голове,  причем  по  возможности  одинаково.  Совершенно  одинаково  понять  материю  и  ее 
отношения  нам сейчас,  конечно,  не  удастся,  но  мы  постоянно будем  уточнять  и  сближать  свое 
понимание. 
.51. Современный уровень развития 
науки  позволяет  нам  представлять 
материю  как  совокупность  каких-то 
субэлементарных частиц (ну, хотя бы тех 
же  кварков),  которые,  различным  обра-
зом  комбинируясь,  строят  «элементар-
ные»  частицы  (электроны,  протоны, 
мезоны, фотоны и т.д.) подобно тому, как 
потом  элементарные  частицы  комбини-
руясь строят атомы, атомы комбинируясь 
строят  молекулы,  а  те  комбинируясь  – 
предметы.  Между  этими  субэлемен-
тарными частицами материи существуют 
какие-то  взаимные  отношения,  подобно 
тому, 
как 
между 
элементарными 
частицами 
существуют 
пространст-
венные,  электрические,  гравитационные 
и  другие  отношения,  и  эти  отношения 
между ними могут изменяться так же, как 
меняются  отношения  между  элемен-
тарными  частицами,  например,  когда 
электрон,  испуская  квант  света,  переска-
кивает с одного энергетического уровня на другой. 
.52. Когда в камине сгорают дрова, они превращаются в кучку пепла и струю раскаленных 
газов.  Но  мы  все  знаем,  что  атомы,  до  сгорания  образовывавшие  поленья,  никуда  не  исчезли. 


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


©emirb.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал