Республиканский журнал «Достық-Дружба»



жүктеу 0.64 Mb.

бет1/8
Дата18.01.2017
өлшемі0.64 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Республиканский журнал 

«Достық-Дружба»

№2 (71), 2013 г. 

Издается с мая 2003 года

при содействии Министерства культуры и 

информации РК, Ассамблеи народа Казахстана, 

Всемирной ассоциации казахов

УЧРЕДИТЕЛЬ и ИЗДАТЕЛЬ

ТОО «Журнал «Достық-Дружба»

Директор, главный редактор

Зейнегуль СЕЙСЕНОВА

Дизайн и верстка

Гульшат АЛБАЕВА

Редакторы

Динара АСАН

Айгуль УАЙСОВА

Над номером работали

Арайлым АЙМАГАНБЕТОВА

Ляззат АСЫЛОВА

Роза БОЛДАГАРИНА

Райхан ЕРГАЛИЕВА

Әдина ЖҮСІП

Шавкат ИСМАИЛОВ

Людмила КОВАЛЕВА

Айнур МАШАКОВА

Владимир ПРИМИН

Татьяна СВАХИНА

Ильяс СУЛЕЙМАНОВ

Фото


Гульшат АЛБАЕВА

Нургиса ЕЛЕУБЕКОВ

Ильяс СУЛЕЙМАНОВ

Айгуль УАЙСОВА

Финансы

Юлия ТЫРСА 



Логистика

Асхат ЕЛЕУСИЗОВ

Адрес редакции

050000, г. Алматы, Курмангазы, 40, оф. 37

Тел: +7 (727) 263 70 20, +7 701 744 37 77

E-mail: dostyk_d@mail.ru

zejnekul.seisenowa@yandex.kz

www.dostykmag.kz

содержание

ХХ СЕССИЯ АНК: НОВЫЙ ФОРМАТ ЕДИНЕНИЯ 

  5 

24 апреля 2013 года прошла юбилейная ХХ cессия Ассамблеи народа Казахстана.  



Это историческая, крупная веха в формировании перспектив государственной этнополитики 

на новом этапе развития нашей страны.

56

30

14



одна страна – одна судьба

ХХ СЕССИЯ АНК: НОВЫЙ ФОРМАТ 

ЕДИНЕНИЯ 

5

ҚАСіРЕТ: ЗЕМЛЯ, ПОЛИТАЯ КРОВЬЮ  



10

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – ОСНОВА УСПЕХА 

14

литература



НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА НОВОГО 

КАЗАХСТАНА 

20

ынтымақтастық



КЕЛіСіМ МЕН КЕЗДЕСУЛЕР КЕШЕНі 

22

тұлға



АРМАН, АРМАН, АРМАН-АЙ! 

30

АСПАНМЕН ТАЛАСҚАН ҒИМАРАТТАР 



34

ШАМСИ – ДРУГ КАСТЕЕВА 

40

хранители традиций 



«...ПЕРОМ И КИСТЬЮ ШИРЬ КАЗАХСКУЮ 

ВОСПЕВШИЙ»...  

48

КУДА УХОДИТ СОЛНЦЕ… 



52

ТВОРИТЬ ИСКУССТВО МОжЕТ ЛИШЬ 

ИЗбРАННИК… 

56

многоликий мир 



РЕЛИГИЯ – ОСОбАЯ ФОРМА жИЗНИ 

чЕЛОВЕКА 

60

135 ЮРТ В СТРАНЕ МАДЬЯР 



66

ГОРОД ЛЕТАЮщИХ ЛАСТОчЕК 

70

ҚАСіРЕТ: ЗЕМЛЯ, ПОЛИТАЯ КРОВЬЮ 



10

Людские потоки с раннего утра направлялись к мемориалу «Қасірет», открытому несколько 

лет назад на окраине Шымкента, на месте расстрела ни в чем не повинных. Аким области 

Аблай Мырзахметов вместе с гостями города – членами малых ассамблей регионов, 

депутатами Мажилиса Парламента РК Ахметом Мурадовым и Надеждой Нестеровой, 

представителями этнокультурных объединений республики и области, потомками 

репрессированных, приехавшими из стран СНГ, Турции и нашей области, возложили цветы к 

мемориалу. 



Редакция не рецензирует и не возвращает рукописи.

Журнал зарегистрирован в Министерстве культуры, информации и общественного согласия РК. 

Свидетельство №3699-Ж от 18 марта 2003 года. Тираж 5000 экз.

Отпечатано в типографии «Business Media»


с лов о р е д ак тора

Ровно 10 лет назад вышел в свет первый номер республиканского общественно-политического журнала «Достык-Дружба». 

С тех пор в разных уголках страны наши преданные читатели с нетерпением ожидают выхода очередного номера, надеясь 

увидеть в нем знакомые лица, узнать что-то новое о традициях разных народов, совершить путешествие по дальним странам, 

познать историю своего этноса. Это увлекательнейшее занятие – каждый раз погружаться в культуру другого народа! 

Перелистывая старые номера, ловлю себя на мысли, что герои всех наших публикаций стали нам родными и близкими. 

Но каждый раз испытываю желание что-то добавить, что-то исправить, дополнить. Потому что жизнь не стоит на месте. 

«Время меняет всех нас. Оно меняет наши с вами взгляды, образ мыслей и поведение», – так говорил в своем интервью 

нашему журналу классик казахской литературы Абдижамил Нурпеисов еще в 2003 году. И я полностью согласна с ним в 

том, что самые светлые и волнующие моменты ты испытываешь за рабочим столом, «когда уже совсем близко завершение 

твоего изнурительного и сладкого труда, и ты с удовольствием и гордостью, с детским, что ли, восторгом оглядываешься 

на проделанную работу, и невольно задаешься вопросом: за что мне выпало такое поистине неслыханное наслаждение!». 

Можно придумать и написать много мудрых фраз, но только одна найдет путь к сердцу читателя. Мы выпустили около сотни 

номеров, тысячи статей, но именно это интервью Нурпеисова под многозначительным заголовком «Могу ли я, степняк по 

духу?!.» в одном из первых номеров журнала является для меня образцом высокой гражданственности, неистребимой веры 

в силу человеческого духа. 

Я часто цитирую Омара Хайяма, и в этот раз его фраза: «Жизнь – света пелена меж прошлым и грядущим…» очень 

кстати. В Шымкенте по инициативе Ассамблеи народа Казахстана провели День памяти жертв политических репрессий. 

Проникновенный материал об этом событии написала корреспондент областной газеты «Южный Казахстан» Людмила 

Ковалева. А на обложке – одна из участниц такого же мероприятия, проведенного годом раньше в АЛЖИРе, так называемом 

Акмолинском лагере жен изменников родины. Нет будущего без памяти о прошлом, каким бы горьким оно не было…

Один из авторов этого номера Шавкат Исмаилов вовсе не поэт. И не прозаик. Он – строитель. Но, сделав пробу пера в 

нашем журнале, он ощутил неодолимую потребность… писать. И у него, кстати, неплохо получается. Свое эссе «Город 

летающих ласточек» он закончил весьма символично: «Говорят, ласточки живут там, где существует гармония во всем: 

природе, отношениях. Они вьют гнезда там, где живут добрые люди. Посмотрите вокруг: ласточки никуда не улетали…»  

Ваша Зейнегуль СЕЙСЕНОВА



«Один народ» – это единые для всех национальные интересы. «Одна 

страна» – это наша единая для всех Родина. «Одна судьба» – это 

трудности и победы, которые мы прошли и одержали вместе! Это наша 

общая перспектива – благополучный и процветающий Казахстан!» 

 «В 2050 году Казахстан, я уверен, будет единым сплоченным народом, 

образцовым национальным государством. Общественное согласие 

должно стать главной чертой жизни единого полиэтничного народа, 

государства и институтов гражданского общества, политических партий, 

религиозных конфессий».

«Общественное согласие должно стать нормой Общества Всеобщего 

Труда. В новых условиях ответственность Ассамблеи народа Казахстана 

будет только возрастать. Общественное согласие будет основано на 

эффективной инновационной экономике, средний класс станет оплотом 

общественного согласия. Каждый гражданин Казахстана будет иметь 

ясные перспективы, уверенность в будущем, все возможности для 

профессионального роста». 

(Из выступления Нурсултана НАЗАРБАЕВА  

на ХХ-ой сессии Ассамблеи народа Казахстана)



6

одна страна – одна судьба 

· 

ХХ сессия АНК



ХХ СЕССИЯ АНК:

НОВЫЙ ФОРМАТ ЕДИНЕНИЯ

Ералы ТУГЖАНОВ,

заместитель Председателя – 

заведующий секретариатом 

Ассамблеи народа Казахстана

 (из интервью 

«Казахстанской правде»)

24 апреля 2013 года прошла юбилейная ХХ cессия 

Ассамблеи народа Казахстана. Это историческая, 

крупная веха в формировании перспектив 

государственной этнополитики на новом этапе развития 

нашей страны. 

П

резидент Казахстана – Председатель Ассамблеи народа Казахстана 



Нурсултан Назарбаев сформулировал новое перспективное 

видение национального образа жизни народа Казахстана. 

Принципиальным и главным итогом сессии является тот факт, что 

общественное согласие провозглашено главной чертой жизни единого 

полиэтничного народа, государства и институтов гражданского общества, 

политических партий, религиозных конфессий. Оно должно стать 

главным принципом жизни всего народа.

 Понятие общественного согласия предстает в широком социальном 

контексте, включая в себя весь спектр социальных отношений – трудовые 

отношения, гражданский мир, политику мира и согласия в сфере 

межэтнических и межконфессиональных отношений, межкультурный 

диалог и так далее. 

 Всеобъемлющая идея общественного согласия является 

дальнейшим творческим развитием идей Послания Главы государства 

«Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося 

государства» применительно к сфере межэтнических отношений, но 

и расширяющая это понятие до базовой черты культуры общества 

Казахстана XXI века. 

 Не случайно Глава государства показал объективированную 

социальную и экономическую основу общественного согласия – это 

эффективная инновационная экономика, средний класс как социальный 

оплот общественного согласия, ясные перспективы, уверенность 

в будущем, все возможности для профессионального роста. Эту 

основу Казахстан уже начал реализовывать через форсированную 

индустриально-инновационную программу. Общественное согласие 

обеспечивает стабильные внутренние и внешние инвестиции в 

экономику, стабильность финансового и трудового рынка. Главным 

условием устойчивости общества должен стать формирующийся в 

Казахстане средний класс. Это не только экономически состоятельный, 

7

№2

 / 2013



8

Одна страна – Одна судьба 

· 

Политика



но и высокообразованный, продвинутый класс с высокими стандартами 

культуры, толерантности с ценностями доверия, уважения и развития. 

 

Общественное согласие включает в себя национальное 



единство как базовую составляющую, неотъемлемую черту 

полиэтничного Казахстана. Более того, опыт формирования 

национального единства, воплощенный в казахстанской 

модели межэтнической толерантности и общественного 

согласия Нурсултана Назарбаева, исторически апробированный 

и доказавший свою эффективность и правоту, послужил 

предпосылкой для перенесения этого опыта на весь 

социальный спектр, все социальные процессы в обществе. 

Поэтому Глава государства сформулировал и новое видение 

института Ассамблеи народа Казахстана. В своем выступлении 

он сказал: «За эти годы ассамблея достигла совершеннолетия, 

стала важнейшим общегражданским институтом нашей 

нации». Здесь надо отметить два важных момента, заложенных 

в одной четкой и емкой фразе. 

Во-первых, ассамблея – «важнейший общегражданский институт», 

который консолидирует гражданские интересы, отражает широкий 

спектр общезначимых вопросов с учетом как этнических особенностей, 

так и гражданских приоритетов демократического государства и 

поликультурного общества. 

 Во-вторых, Президент четко поставил акцент на общегражданском 

характере института «нашей нации». Нация – как целостная 

гражданско-правовая, культурно-историческая, территориально-

экономическая общность состоявшегося государства со всей полнотой 

духовно-гармоничного, структурно-организованного, ценностно-

ориентированного макросоциума. 

 Ассамблея семнадцати миллионов граждан – это и есть результат 

выработки общих ценностных критериев, в основе которых лежит 

казахский ментально-исторический и культурно-традиционный 

фундамент объединительных начал и мобилизирующей энергетики в 

будущее. Таким образом, Глава государства констатировал, что ассамблея 

– это новый формат общегражданского единения полиэтнического 

общества. 

Место и роль ассамблеи на новом этапе развития страны расширена до 

уровня и статуса общегражданского, надполитического и общенародного 

института, который вырастает во всенародное представительство. 

Президент четко обозначил эту новую модель: «Ассамблея – это 

всенародное представительство!», что очень важно для сохранения 

целостности общества. 

Ассамблея защищает интересы всех этносов, четко реализуя 

принцип «единство в многообразии». Казахский народ – ядро и 

системообразующий стержень целостного организма. «Без активного 

участия самих казахов никакое долгосрочное общественное согласие 

в Казахстане невозможно». В данном контексте общенародность и 

общегражданственность – это понимание как данности, закрепленной в 

Конституции Республики Казахстан, – исконной казахской земли и народа 

Казахстана. 

 Это расширяет как функциональное, так и содержательное поле 

деятельности ассамблеи. В обозначенном формате она выступает 



9

№2

 / 2013



надежным стержнем 

политической системы 

и открытой диалоговой 

площадкой гражданского 

участия в управлении 

государством. 

Конституционный статус 

ассамблеи полноценно 

реализуется в гарантированном 

представительстве в 

многопартийном Мажилисе 

Парламента республики. 

Ассамблея достигла 

общенародного статуса 

благодаря аккумуляции 

интересов общества и государства, вырабатывая оптимальные пути 

сближения этих интересов. С одной стороны, повышая доверие 

к народу как субъекту власти, с другой стороны – обеспечивая 

устойчивость государства как высшего политического института.

Базовые составляющие этого института – общенациональное 

единство, толерантность и общественное согласие. В период 20-летнего 

развития в условиях становления независимого государства именно эти 

категории стали действенными и объединяющими для казахстанского 

общества. В этих категориях сошлись и нашли точки соприкосновения, 

а далее и конструктивного движения вперед общество, государство и 

каждый гражданин. 

Ассамблея народа Казахстана вышла на новый этап развития, 

укрепив позиции на межэтническом поле, она смело решает вопросы 

общенационального и общегражданского значения. Например

активное участие ассамблеи в разъяснении программы «Народное 



10

Одна страна – Одна судьба 

· 

Политика



IPO» охватило десятки и 

сотни тысяч людей по всей 

республике, а реализация 

«Дорожной карты мира и 

согласия» с участием более 

3,5 млн. человек стала 

мощным фактором единения 

на уровне горизонтальных 

связей регионов, триумфально 

завершившись в Астане в канун 

сессии ассамблеи. 

XX сессия ассамблеи стала 

не только новым этапом 

развития политической 

философии Казахстана. Она 

конкретизировала наиболее 

актуальные задачи ближайших 

перспектив развития 

государства и общества, 

поставила их в политическую 

повестку дня.

Во-первых, Глава государства 

увязал роль казахов как 

мощного исторического ядра 

национально-государственной 

общности с вопросом 

укрепления внутреннего 

единства, их ответственности 

за мир на нашей земле. Он 

призвал казахский народ 

показать пример единства, 

толерантности и патриотизма, 

пример самоотверженного 

служения государству и 

обществу. 

Во-вторых, Глава  

государства четко обозначил 

задачу: нам необходимо 

общенациональное 

историческое сознание, 

которое должно быть цельным, 

позитивным и объединять 

общество. Методология 

формирования такого сознания 

базируется на рассмотрении 

национальной истории казахов как единого неразрывного процесса 

и отражении в ней процессов культурного и экономического 

взаимодействия с другими народами, а также вклада различных 

этносов в историю страны.

В-третьих, цементирующим началом этнического многообразия 

в единую нацию является казахский язык – язык государства. Этим 

самым подчеркнута государствообразующая роль казахского языка, 

наряду с такими понятиями, как суверенитет, государственные символы, 

территория страны. Владение государственным языком предотвращает 

саму возможность ущемления кого-либо по этноязыковому признаку. 

Один из выступающих на сессии – предприниматель С. Вишняк с 

абсолютной уверенностью и со знанием дела заявил: «Желаете вести 

успешный бизнес – учите казахский язык! Казахский язык – это лучшая 

бизнес-стратегия!»

Все это вместе взятое позволяет формировать ментальную модель 

будущего страны как реального, привлекательного и вдохновляющего 

начала. В основе его – независимость, единство, согласие и 

процветание.

XX сессия АНК обозначила и особую роль национальной 

интеллигенции для формирования национального единства, 

вся ее духовная деятельность должна быть направлена 

на сплочение общества, а центр такой работы должен 

переместиться в столицу – Астану. 

Мы видим, что годы независимости сформировали новую 

генерацию национальной интеллигенции, ориентированной 

на задачи XXI века. Вместе с тем мы не должны утратить 

органичную связь и преемственность с гуманитарным 

богатством и наследием интеллигенции не только XX века, но 

и аккумулировать опыт всех предыдущих веков, уходящих в 

глубь тысячелетий.

Президентом поставлена задача – рассматривать единство и 

толерантность как конкретные активы, внеэкономические инвестиции 

в модернизацию страны. Думаю, что глубина поставленного Главой 

государства вопроса о внеэкономическом – гуманитарном потенциале 

модернизации требует отдельного осмысления и дальнейшего 

продуктивного развития. 

 То, что политика мира и согласия имеет прямой экономический 

эффект, доказано всей историей независимого Казахстана. И темпы 

дальнейшего роста будут зависеть не только от экономических и 

технических решений и мер, но и от уровня сознательной мобилизации 

общества, особенно молодежи. 



11

№2

 / 2013



(31 мая-День памяти жертв политических репрессий)

12

одна страна – одна судьба 

· 

Южный Казахстан



ҚАСіРЕТ:  

ЗЕМЛЯ, ПОЛИТАЯ КРОВЬЮ 



Л

юдские потоки с раннего утра направлялись к мемориалу 

«Қасірет», открытому несколько лет назад на окраине 

Шымкента, на месте расстрела ни в чем не повинных. Аким 

области Аблай Мырзахметов вместе с гостями города – членами малых 

ассамблей регионов, депутатами Мажилиса Парламента РК Ахметом 

Мурадовым и Надеждой Нестеровой, представителями этнокультурных 

объединений республики и области, потомками репрессированных, 

приехавшими из стран СНГ, Турции и нашей области, возложили цветы 

к мемориалу. 

«Земля стонет от боли невинных жертв, – сказал, выступая на 

митинге, Ералы Тугжанов, заместитель председателя Ассамблеи народа 

Казахстана, организатора международного проекта «Память во имя 

будущего». А Южно-Казахстанская область, принявшая эстафету памяти 

от Алматинской области, в рамках проекта провела акцию «Трагедия 

истории».

В музее жертв политических репрессий также собрались потомки 

репрессированных, чтобы вспомнить тех, кто был невинно осужден. 

Череда мероприятий прошла в нашей области, в числе которых был 

и круглый стол в одном из ведущих вузов страны – ЮКГУ им. М. 

Ауэзова на тему «Жестокая правда истории и общность судьбы», и 

музыкально-драматическая композиция «Трагедия истории» в театре 

им. Шанина. 

В День памяти жертв политических репрессий несколько тысяч 

людей собрал мемориальный комплекс «Қасірет», построенный 

в Лисьей балке на окраине Шымкента. Именно здесь в 20-50-е 

годы прошлого столетия проходили массовые расстрелы. Всего 

осталось лежать на дне балки 3856 человек. Их страдающие 

от боли души по сей день витают над Лисьей балкой, уверен 

каждый, кто приходит к мемориалу.

– Моего отца – Дауренбека Курманбека, члена ТуркЦИКа, арестовали 

второго февраля 1938 года и через двенадцать дней расстреляли как 

врага народа, – говорит Мамыт. – Каждый год я прихожу сюда, чтобы 

поклониться его праху. Может, он был расстрелян в Лисьей балке, а, 

может, в другом месте. Ведь никто до сих пор не может точно сказать, 

какие места выбрали для своих преступлений палачи.

В Южно-Казахстанской области под жернова тоталитарного режима 

попали 10850 человек: это и простой люд, и руководители области. 

В 1938 году были расстреляны Абилкаир Досов, первый секретарь 

обкома партии (одновременно первый секретарь Чимкентского 

горкома партии) и Владимир Еремеевич Случак, председатель 

облисполкома.

Появление в газете «Правда» (а затем и в «Казахстанской правде») 

публикаций о «гнилой позиции Южно-Казахстанского обкома КП 

(б) Казахстана», своевременно не отреагировавшего «на сигналы 

коммунистов в печати в отношении шайки троцкистов и национал-

фашистов, возглавляемых Случаком и Букейхановым», предполагало, 

что А. Досову не избежать ареста. Несмотря на то, что бюро ЦК КП (б) 

не поддержало редакцию «Казправды» (статья была без подписи), 28 

ноября 1937 года А. Досов был арестован, а затем расстрелян.

 Перед молохом оказались бессильны все. Авраам Васильевич 

Шевченко был простым почтарем, прослужившим в этой должности 

 Людмила КОВАЛЕВА,

корреспондент газеты  

«Южный Казахстан»,

г. Шымкент



13

№2

 / 2013



более 40 лет. Еще до революции императором Николаем II ему был 

высочайше пожалован орден Святого Станислава третьей степени, а 

также медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых». 

Этот факт, и еще обвинение в национализме и провокаторстве (он якобы 

находился на секретной службе в охранном отделении жандармского 

управления, предавал революционеров) легли в основу обвинения. А. 

Шевченко был расстрелян, спустя годы – реабилитирован.

 В 30-е годы южноказахстанскими чекистами разрабатывались 

«финские», «иранские», «польские», «немецкие», «японские», 

«греческие» линии, по которым тысячи людей бросали в застенки.

После убийства С. Кирова в 1934-ом началась массовая зачистка 

территорий «от неблагонадежных». В 1935 году в совхоз «Пахтаарал» 

были сосланы финны, проживающие в Ленинградской области. Жаркий 

климат оказался для северного народа пагубным. В одном из сел 

Мактааральского района есть финское кладбище, где похоронены 

сотни умерших от брюшного тифа, дизентерии, истощения. Сосланные 

пытались бежать, их ловили, возвращали в совхоз. Несколько десятков 



  1   2   3   4   5   6   7   8


©emirb.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал