Программа по предмету «история изобразительного искусства» для детских художественных школ



жүктеу 2.8 Kb.

бет1/9
Дата02.02.2017
өлшемі2.8 Kb.
түріПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ г. АЛМАТЫ 
ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И 
ТЕХНИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА им. А. КАСТЕЕВА – КЛУБ ЮНЕСКО  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Типовая программа по предмету  
«ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» 
для  детских художественных школ,  
художественных отделений школ искусств и для 
12-летних профильных общеобразовательных  
школ искусств Республики Казахстан 
Ι – ΙV курсы 
 
 
 
 
Составители: Есенова Х.А. – IV курс 
      Руденко Н.П. – III курс 
         Карпенко С.Н. – II курс 
          Подлубная Е.В. – I курс 
 Под редакцией:   Руденко Н.П. 
 
 
г. Алматы  2011 г. 

 

 
1. РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА на рассмотрение Алматинской шко-
лой  изобразительного искусства и технического дизайна им. А. 
Кастеева – Клубом ЮНЕСКО.  
 
2. РАССМОТРЕНА на рабочем заседании участников I-го Респуб-
ликанского научно-практического коллоквиума в г. Алматы (ре-
золюция от 30 апреля 2006 г.) 
 
3. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙ-
СТВИЕ на рабочем заседании участников III-го Республикан-
ского научно-практического коллоквиума в г. Астане 5 ноября 
2008 г. 
  
4. ВВЕДЕНА ВПЕРВЫЕ.  
 
5. Типовая учебная программа разработана в соответствии с типовым 
учебным планом для детских художественных школ и художе-
ственных отделений школ искусств Республики Казахстан. 
 
6. Темы для изучения, включенные в программу, не подлежат измене-
нию. Практические задания к этим темам могут реализовываться 
школами в соответствии с местными условиями, спецификой 
учреждения и контингентом обучающихся. 
 
7. Дополнена  составителями программы и рабочей группой в мае-
июне 2011 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ  
Общие положения___________________________  
Ключевые компетенции____________________7 
        Ожидаемые конечные результаты по предмету_8 
 
I курс. Искусство древнего мира 
   Пояснительная записка _______________________ 9  
Ожидаемые результаты обучения______________12 
   Содержание программы 
Примерный тематический план ______________13 
Содержание предмета ______________________ 15                                           
 
 
 
 
 
 
II курс. Искусство западной Европы  
Пояснительная записка_______________________22 
Ожидаемые результаты обучения______________ 24        
   Содержание программы 
Примерный тематический план_______________ 25     
Содержание предмета _______________________29 
   
 
 
III курс. Русское искусство 
Пояснительная записка_______________________ 43 
Ожидаемые результаты обучения ______________46     
Содержание программы 
Примерный тематический план_______________ 47 
Содержание предмета_______________________ 50 
 
IV курс. Казахское искусство 
Пояснительная записка_______________________ 62 
Ожидаемые результат обучения________________ 65     
Содержание программы 
Примерный тематический план_______________ 66 
Содержание предмета _______________________70 
 
Организационно-методический раздел___________80 
Рекомендуемая литература _____________________86 
Приложения __________________________________93 
 

 

 
 
 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
(Составитель – Руденко Н.П.) 
История  изобразительного  искусства  –  важная  дисциплина, 
обогащающая  процесс  обучения  изобразительному  искусству  в 
художественной школе, играющая огромную развивающую и вос-
питательную  роль.  Преподавание  этой  дисциплины  помогает 
формированию  широко  развитой  творческой  личности,  общей 
эстетической  культуры  обучающихся,  расширяет  их  мировоззре-
ние, закрепляет знание теоретических основ изобразительного ис-
кусства,  способствует  развитию  художественного  восприятия  у 
детей. 
Обучение  основам  изобразительной  грамоты  должно  подкреп-
ляться  знакомством  с  самыми  яркими  этапами  обширного  эстетиче-
ского  опыта  человечества,  с  именами  и  произведениями  великих  ху-
дожников.  Через  эстетическую  сущность  искусства  проявляется  его 
воспитательная функция. 
Общение  с  большим  искусством  начинается  для  детей  со  зна-
комства  с  искусством  Древнего  мира  на  I  курсе  III-ей    ступени,  что 
соответствует возрастной категории 12-13 лет. С глубокой древности 
первобытный  человек  испытывал  потребность  не  только  в  пище  и 
тепле,  но  и  в  красоте.  Движимые  этой  потребностью,  творцы  круп-
нейших  древних  цивилизаций,  таких,  как  Вавилон,  Египет,  Древняя 
Греция и Рим, оставили потомкам потрясающие доказательства своего 
таланта.  
На  II  курсе  история  искусств  рассматривает  важнейшие  этапы 
развития  искусства  стран  Западной  Европы,  начиная  с  романского 
стиля  –  первого  крупного  художественного  направления  средневеко-
вья после заката великой Античной эпохи. Далее – это Готика,  затем 
эпоха Возрождения  – величайший всплеск человеческого гения и гу-
манизма,  в  котором  проявились  черты  преемственности  античного 
искусства.    искусство  стран,  ставших  законодателями  в  искусстве 
XVII,  XVIII,  XIX  веков:  барокко  в  Италии  и  Фландрии,  реалистиче-
ское искусство Голландии и Испании,  классицизм, романтизм и реа-
лизм XIX века во Франции. Заканчивается этот раздел искусством им-
прессионистов и кратким знакомством с творчеством таких художни-
ков постимпрессионизмамодерна, абстракционизма, как Винсент Ван 
Гог, Поль Гоген, Альфонс Муха, Пабло Пикассо, Казамир Малевич и 
др. Педагог по своему усмотрению может познакомить обучающихся 

 

с представителями разнообразнейших течений в искусстве начала 20-
го века.  
 На  III-ем  курсе  раздел  истории  искусств  посвящѐн  развитию 
русского  искусства  в  XVIII  и  XIX  веках,  начиная  с  периода  Петров-
ских реформ, давших возможность усвоить уроки западноевропейских 
мастеров  барокко,  классицизма  и  создать  неповторимую  школу  рус-
ского искусства, непревзойдѐнные образцы русского барокко, класси-
цизма, романтизма и особого явления реалистического искусства в его 
высшем выражении – передвижничества. 
Выпускной IV курс по разделу истории искусств знакомит обу-
чающихся  с  искусством  родной  земли:  древними  памятниками  куль-
туры  на  территории  Казахстана,  казахским  народным  прикладным 
искусством и профессиональным казахским искусством, возникшим в  
XX  веке.  Так  же  обучающиеся  кратко  рассматривают  новейшее  со-
временное искусство Казахстана, его особенности. Выпускники долж-
ны  знать  искусство  Казахстана,  понимать  его  образное  своеобразие, 
видеть  развитие  лучших  национальных  традиций  в  современном  ис-
кусстве. 
Преподавая дисциплину «История изобразительного искусства», 
педагог  должен  заботиться,  чтобы  обучающиеся  получали  представ-
ление о развитии искусства той или иной страны и эпохи в непосред-
ственной связи с конкретной исторической обстановкой. 
Рассматривая с обучающимися каждое явление искусства, педа-
гог  должен    научить  их  проводить  сравнительный  анализ  художе-
ственных  направлений  и  творчества  отдельных  художников,  а  также 
композиционный и колористический анализ произведений, сравнение 
произведений живописи, скульптуры, архитектуры с произведениями 
музыки, литературы. 
Необходимо научить ребѐнка видеть, чувствовать, понимать ху-
дожественное произведение, т.е. развивать у него навыки восприятия 
художественного образа. 
Необходимо вести занятия по истории искусства в тесной связи 
с  другими  дисциплинами  художественной  школы  и  опираясь  на  об-
щеобразовательную  подготовку  обучающихся,    в  соответствии  с  их 
возрастными особенностями. 
Важнейшую  роль  в  достижении  учебно-воспитательных  задач 
играет правильная методическая организация учебного процесса, для 
которого необходимо: 

 
проводить занятия, разнообразные по форме и методике: лек-
ция, беседа, рассказ, диспут, видеоурок, семинар, мастер-класс и т.д.; 

 


 
проводить  внеклассные  занятия:  посещение  музеев,  галерей, 
выставок, мастерских художников; 

 
обеспечить  каждое  занятие  необходимым  иллюстративным 
материалом: репродукциями, фотографиями, видеоматериалами; 

 
использовать  на  занятиях  технические  средства  обучения: 
компьютер, проектор, видеомагнитофон; 

 
учить детей работать с книгой и иллюстративным материалом 
при  подготовке  ими  самостоятельной  работы:  сообщения,  реферата, 
доклада, наглядного пособия, стенгазеты, тематического стенда. 
Контроль  и  оценка  знаний  обучающихся  –  важнейший  элемент 
учебного процесса. При его осуществлении педагог  должен не только 
формально оценить уровень знаний на текущий момент, но и принять 
меры к дальнейшему совершенствованию и закреплению знаний: 

 
учить детей постоянно вести тетрадь конспектов, регулярно еѐ 
проверять; 

 
оценивать знания учащихся, применяя как письменную, так и 
устную форму опроса, развивая все типы памяти у учащихся; 

 
можно  предложить  учащимся  сделать  взаимооценку  знаний 
при  работе  в  команде  на  семинаре,  или  при  подготовке  кратких  до-
машних сообщений; 

 
регулярно  проводить  повторение  пройденного  и  краткий  ана-
лиз-констатацию  степени  доступности  и  усваиваемости  учебного  ма-
териала; 

 
для обобщения усвоенного материала необходимо каждый се-
местр завершать контрольным (зачѐтным) занятием, на котором при-
менять  разнообразные  формы  контроля:  письменная  работа  по  кар-
точкам-вопросникам,  тестирование,  сочинение  по  картине,  стилевая 
классификация  и  композиционный  анализ  заданного  произведения, 
устный  опрос  по  репродукциям,  игровая  форма  семинара  (команда 
команде готовит вопросы – «мозговой штурм») и т.д. 
Педагог самостоятельно осуществляет выбор из арсенала форм и 
средств обучения и контроля знаний. 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ  
1. Компетентность разрешения проблем  
Идентификация проблемы  
- обучающийся анализирует ситуацию, определяет противоречие 
между желаемым и реальным результатом и, таким образом, 
распознает возникшую проблему
- указывает на вероятные причины возникновения проблемы; 
- указывает на необходимость устранения возникшей проблемы, 
т.е. переводит проблему в область задач. 
Планирование деятельности  и применение технологий  
- обучающийся определяет характер задач адекватно поставлен-
ной цели; 
 выбирает способ решения задач (технологию деятельности) в 
контексте полученных знаний
- определяет последовательность действий.  
- самостоятельно планирует свои ресурсы, необходимые для 
осуществления деятельности. 
Оценка деятельности, ее результатов и  собственного продвиже-
ния                       
- осуществляет самостоятельный текущий контроль своей дея-
тельности; 
оценивает результат своей деятельности на основе анализа соот-
ветствия результата заданным критериям оценивания. 
Проявляет осознанную мотивацию саморазвития: 
- анализирует уровень собственных успехов и неудач;  
- указывает возможные причины неудач;  
- называет трудности, с которыми пришлось столкнуться и пред-
лагает пути их преодоления.   
 
2. Информационная компетентность 
Планирование информационного  поиска                                
- самостоятельно планирует сбор необходимой информации;  

 

- определяет вероятные источники для поиска информации; 
- пользуется источниками информации: специальной литературой, 
периодическими изданиями (библиотечный фонд),  поисковыми 
системами Интернета; 
- самостоятельно осуществляет поиск и извлечение информации 
по заданному вопросу; 
Извлечение и обработка информации       
- обучающийся дифференцирует и систематизирует извлекае-
мую информацию по заданному вопросу, самостоятельно опре-
деляя основания для отбора; 
- излагает полученную информацию в письменном и устном ви-
де. 
3. Коммуникативная компетентность 
Диалог                                 
- обучающийся воспринимает необходимое содержание получен-
ной  в монологе педагога информации
- задает вопросы для уточнения поставленной цели; 
- высказывает мнение в диалоге с целью определения задач для 
достижения поставленной цели. 
Групповая коммуникация                   
 - обучающийся способен следить за ходом дискуссии, распреде-
ляя внимание,  в процессе группового обсуждения поставленных 
задач; 
- предлагает для обсуждения в группе варианты решения задач;  
- принимает другую версию решения задач, признанную группой 
оптимальной для достижения цели.  
 
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТУ: 
Изучая историю искусств разных стран и эпох в развитии, обу-
чающиеся должны: 

 
овладеть элементарными навыками классификации и анали-
за характерных черт как художественных стилей и направлений, так и 
творчества отдельных художников; 

 
при этом стараться развивать личностное отношение к ис-
кусству, самостоятельность суждений о художественных произведе-
ниях; 

 
знать произведения выдающихся архитектор, живописцев, 
скульпторов; 

 
уметь пользоваться специальной литературой;  

 
уметь конспектировать лекцию; 

 


 
уметь выполнять самостоятельную работу (реферат, со-   
общение, наглядное пособие и т.д.).                      

 
применять  полученную  информацию  о  данном  предмете 
иметь собственную объективную точку зрения 

 
уметь интерпретировать произведения искусства разных ви-
дов, жанров и исторических периодов

 
соотносить произведения искусства с исторической эпохой; 

 
пользоваться  навыками  критического  мышления,  логично, 
системно  мыслить; 

 
использовать  полученный  багаж  знаний  для  формулирова-
ния  и  доказательства  собственных  суждений  и  уметь  до-
стойно защитить их. 
 
I курс 
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА 
Пояснительная записка 
На  I  курсе  художественной  школы  обучающиеся впервые  стал-
киваются с лекционным видом занятий по «Истории изобразительного 
искусства»,  учатся    конспектировать  излагаемый  учителем  материал, 
получают  навыки  работы  с  литературой  при  подготовке  докладов  и 
сообщений  на  заданные  темы.  Помимо  этого,  в  работе  с  наглядным 
материалом ребята учатся отмечать характерные и типические черты 
произведений искусства разных стран и эпох. 
Курс  начинается  с  изучения  первобытного  искусства,  иначе 
называемого  примитивным.  Оно  отразило  первые  представления 
древнего  человека  об  окружающем  мире,  позволило  сохранить  и  пе-
редавать знания и навыки. К числу самых древних памятников искус-
ства относятся изображения эпохи палеолита – схематические знаки и 
вполне натуралистичная пещерная живопись и скульптура. 
В эпоху мезолита с изменением климата, развитием и усложне-
нием сознания и общества в изображениях преобладают многофигур-
ные сложные композиции. Фигуры человека динамичны, а само изоб-
ражение  носит  повествовательный  характер.  Неолит  характеризуется 
упрощением,  схематизацией  наскальных  изображений  и  появлением 
мегалитических сооружений (дольмен, менгир, кромлех). 
Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и куль-
туре  человечества.  Первобытные  изобразительные    формы  познания 
мира  неповторимы  в  своей  непосредственности,  яркости  восприятия, 
жизненности.   

 
10 
Египет – одно из древнейших государств, внесших свой вклад в 
мировую культуру. Его изучение предполагает разделение на периоды 
– Додинастический период (4 тысячелетие до н. э.), Древнее царство 
(XXVIII-XXIII вв. до н. э.), Среднее Царство (XXI- XVIII вв. до. н. э.), 
и Новое царство(XVI-XI вв. до н. э.). Каждый из периодов обозначен 
новым этапом развития искусства, связанным с историей. Завоевание 
Древнего  Египта  войсками  Александра  Македонского  знаменует  ко-
нец эпохи и начало нового, эллинистического мира. 
Временную  параллель  с  искусством  Древнего  Египта  образует 
наследие  государств  Передней  Азии  –  Шумера,  Аккада,  Вавилона, 
Ассирии.  Судьбы  этих  государств  тесно  переплетены  друг  с  другом, 
образуя  мощную  цивилизацию  Междуречья.  Изучение  символики, 
сюжетов,  характерных  приемов  изображения  позволяет  проследить 
преемственность культур. 
Второе полугодие начинается со знакомства с Эгейской культу-
рой, которая являлась связующим звеном между Востоком и Древней 
Элладой.    Искусство  этого  периода  получило  свое  название  от  двух 
культурных центров – острова Крит и города Микены на юге Греции. 
Крито-микенские архитекторы, живописцы, гончары заложили основу 
для создания классических памятников древнегреческого искусства. 
Мастера эпохи Возрождения черпали вдохновение в произведе-
ниях  античных  мастеров.  Искусство  древней  Греции  отличалось 
стремлением  к  совершенству  форм,  глубокому  внутреннему  смыслу. 
На  пути  своего  развития  оно  миновало  несколько  периодов,  сменив 
несколько стилей: архаику, классику (которая в свою очередь делится 
на раннюю (490-450 г. до н. э.), высокую (450-400 г. до н. э.) и позд-
нюю (400-323 г. до н. э.). Эпоха Эллинизма относится к концу 4 века 
до. н. э. 
Период  Архаики  знаменуется  развитием  науки,  философии,  ис-
кусства.  Происходит  сложение  системы  архитектурных  ордеров,  ко-
торая  становится  основой  архитектуры  античности.  Так  же  развива-
лась  скульптура,  предназначенная  непосредственно  для  архитектур-
ных комплексов.  Образы людей и богов запечатлены в  статуях куро-
сов  (мужская  фигура)  и  кор  (женская).  Расцвета  достигло  гончарное 
ремесло и вазопись, в которой популярен чернофигурный стиль. 
Краснофигурная  вазопись,  дающая    большую  изобразительную 
свободу, распространяется в эпоху ранней классики. Это время связа-
но с борьбой Греции против Персидской державы. Еще одно название 
периода  –  строгий  стиль,  которому  подчиняется  искусство.  Для  него 
характерны  драматизм  и  лаконичность.  Величайшим  ваятелем  эпохи 
является Мирон. Его скульптуры полны гармонии, жизни, движения. 

 
11 
Материалом для них служила бронза, соответствующая строгому сти-
лю.   
Наивысшего расцвета искусство Греции достигло в V веке (Вы-
сокая  классика).  Заново  отстроен  разрушенный  персами  Афинский 
акрополь – самый замечательный архитектурный ансамбль эпохи. Он 
воплощал представление о могущественной Афинской державе и вы-
ражал идею единства. Главный храм Акрополя - Парфенон, созданный 
скульпторами Иктином и Калликратом, воплощает в себе дорический 
тип греческого храма. Скульптурные изображения, дополняющие ар-
хитектуру Парфенона, выполненные Фидием, стремятся к обобщенно-
сти: фигуры приобретают идеальные пропорции, черты лица – совер-
шенность.  
 
 
 
 
 
 
Искусство  поздней  классики  стало  следовать  двум  направлени-
ям, связанным с именами скульпторов Скопаса и Праксителя. Дости-
жением  первого  стала  динамика,    драматизм,  экспрессия.  Характер-
ным почерком второго – грация, чувственность скульптур. 
Античность продолжила свое развитие в рамках древнеримской 
культуры. Рим впитал в себя греческие достижения культуры и искус-
ства,  но  внес  черты  более  трезвого  миропонимания.  История  Рима 
разделена на два этапа – эпоха республики и империи. Замечательны-
ми  достижениями  республиканского  искусства  стали  портрет,  архи-
тектурные сооружения – акведуки, виадуки, сохранившиеся до наших 
дней. Нельзя не отметить так же помпейскую настенную роспись. Им-
ператорское искусство в свою очередь делится на искусство ранней и 
поздней империи. В первый период (конец 6 конец 1 в. до н. э.) был 
сооружен  грандиозный  амфитеатр  Флавиев,  получивший  название 
Колизей. Еще одним архитектурным новшеством стали триумфальные 
арки. Формирование  жанра натюрморта так же связано с эпохой ран-
ней империи. В поздний период был создан один из самых духовных 
памятников мировой архитектуры – Пантеон. Особой грандиозностью 
выделяются  римские  Термы  (бани).  Искусство  Древнего  Рима  завер-
шает  античный  цикл  культуры,  но  художественные  образы  продол-
жают жить, вдохновляя мастеров Возрождения и определив особенно-
сти быта и искусства Византии. 
 Распад  империи,  упадок  экономики,  политический  кризис  при-
вели к ослаблению язычества. Новая религия – христианство, подвер-
гаясь  гонениям,  диктует  новые  каноны.  В  Византийском  искусстве  
происходит отказ от скульптуры, ведущее место остается за живопи-
сью,  но  и  она  скована  условностями,  правилами  изображения.  Фомы  
становились стилизованными, освобождаясь от всего лишнего. Подъ-
ем Византийского искусства приходится на 6 век. В это время в Кон-

 
12 
стантинополе  создан  грандиозный  храм  святой  Софии,  в  котором 
нашел свое воплощение новый тип сооружения – купольная базилика.  
Верность религиозным идеалам нашла продолжение в искусстве 
Древней  Руси.  Классический  крестово-купольный  собор,  изобретен-
ный византийскими зодчими, воплотился в Успенском соборе и Храме 
Покрова на Нерли во Владимире. Церковь Вознесения в Коломенском 
имеет тип шатрового храма. Свои отличительные черты имеют новго-
родские постройки XIV века. Живописное наследие, его иконографию 
и  эволюцию  развития  можно  последить  через  изучение  иконописи. 
Знакомством с  творчеством  Феофана  Грека,  Андрея  Рублева, Диони-
сия, Симона Ушакова завершается раздел искусства древнего мира. 
Содержание  лекций  строится  на  освещении  процесса  развития 
искусства в конкретной исторической обстановке, синтеза отдельных 
видов искусства. Прослеживается взаимосвязь культур древних госу-
дарств,  эволюция  развития  того  или  иного  вида  искусства  в  рамках 
культуры одного государства.  
В  результате  прослушивания  курса  лекций  обучающийся  дол-
жен усвоить основы знаний о путях развития изобразительного искус-
ства древних государств; а так же отличать произведения по периодам 
истории развития. 
Предмет «История искусств» позволяет более широко ознакомить ре-
бят  с  замечательным  наследием древних    цивилизаций,  научить  ори-
ентироваться в мире произведений изобразительного искусства, опре-
делить  место  культуры  и  искусства  Казахстана  в  мировом  простран-
стве, обогатить кругозор.      


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


©emirb.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал