Научные труды



жүктеу 8.15 Kb.

бет1/23
Дата14.09.2017
өлшемі8.15 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

МАЗМҰНЫ – СОДЕРЖАНИЕ 
«ӘДІЛЕТТІҢ» 
ҒЫЛЫМИ ЕҢБЕКТЕРІ
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ
«ӘДІЛЕТ» 
Журнал издается с 1996 года
Выходит 4 раза в год
№ 4 (38), 2011
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
С.В. Алимов. Государство и религиозные объединения: вопросы взаимодействия .............................3
С.В. Алимов. К вопросу о понятии и особенностях правового статуса малочисленной религиозной 
группы по законодательству Республики Казахстан ....................................................................................6
К.А. Уметов. Кыргызская Республика как субъект государственного суверенитета .............................9
К.А. Уметов. Государственный суверенитет: некоторые теоретические аспекты ................................12
Г.Б.  Айдарбекова.  Теории  кочевой  государственности  с  позиций  цивилизационного  
подхода ...............................................................................................................................................................15
А.С.  Ибраева,  С.С.  Дюсебалиева.  Правовая  культура  как  отражение  современного  состояния 
казахстанского общества: теоретический и исторический аспекты ........................................................18
А.О. Жолдошева. Насилие в отношении женщин в традиционных семьях ........................................24
А.У. Бейсенова. Общая воля как основа Общественного договора .......................................................27
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
А.А.  Черняков.  Основные  исторические  этапы  конституционного  права  в  контексте  эволюции 
правовой системы Казахстана ........................................................................................................................30
А.С. Ибраева. О Конституции как основе стабильного развития казахстанского общества ............42
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Р. Подопригора. Проблемы организации деятельности исполнительных органов власти ...............45
К.К. Атабеков. Актуальные проблемы профилактики административных правонарушений ...........50
Ш.Е.  Амитов.  Деятельность  подразделений  ОВД  в  сфере  лицензионно-разрешительной  системы 
Республики Казахстан .....................................................................................................................................54
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
А.А. Данельян. Международное право и иностранные инвестиции в России ....................................61
Н.С. Ибраев. Правовые основы деятельности государств по борьбе с 
международным терроризмом .......................................................................................................................66
ГРАЖДАНСКОЕ, ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
Е.А. Стариченко. Право собственности на информацию .......................................................................71
Е.А. Дюсембин. Азаматтардың құқықтары мен бостандықтарын аппеляциялық саты сотында қорғау 
..............................................................................................................................................................................75
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Г.М. Атаханова. Меншікке қарсы қылмыстардың жеке тұлғасын зерттеу мәселесі .............................77

З.Ж.  Исакова.  Общественно-правовое  реагирование  на  порнографию  в  современных  
условиях .............................................................................................................................................................88 
М.С. Кемали. Права осужденных под контроль общественности ..........................................................86
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
А.А.  Курманалиева.  Юридическое  образование  в  Кыргызской  Республике:  перспективы  и  
проблемы ...........................................................................................................................................................90
СОЦИОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА
Г.Н.  Сансызбаева.  Соблюдение  законодательства  как  основа  повышения  эффективности 
государственного управления ........................................................................................................................94
Р.Б.  Жалимбетова.  Роль  конфессионального  фактора  в  системе  национальной  безопасности 
Республики Казахстан .....................................................................................................................................98
ГЕОЛОГИЯ, НЕФТЬ И ГАЗ
К.М.  Байхонов,  А.Г.  Танирбергенов,  Е.К.  Джексенбаев,  Н.  Хабдай.  Численное  исследование 
влияния параметров осадочного чехла на механизм формирования и роста соляных куполов (ловушек 
нефти и газа) ...................................................................................................................................................101
К.М. Байхонов, А.Г. Танирбергенов, Е.К. Джексенбаев, Н. Хабдай. Численный метод в переменных 
скорость – давление для расчета задачи о гравитационной неустойчивости сильновязкой несжимаемой 
жидкости ..........................................................................................................................................................106
К.М.  Байхонов,  А.Г.  Танирбергенов,  Е.К.  Джексенбаев.  Численное  исследование  процесса 
формирования соляных диапиров в зависимости от геометрических размеров области ..................110
Г.А.  Баймагамбетова. Совершенствование способов борьбы с парафиноотложениями при добыче и 
транспортировке нефти ................................................................................................................................115
Б.В. Федоров, Е.Е. Цибизова. Оптимизация процессов бурения ........................................................120
Ж.А. Жанабатырова. Аналитический обзор утилизации попутного газа .........................................127
Н. Сеитов. Априорные суждения основных источниках внутреннего тепла земли и их противоречия 
по отношению к некоторым геологическим фактам  ..............................................................................130
Т. Ыкылас. История формирования прикаспийской впадины в карбоне и перми ............................135
Г.А. Исмаилова. Каспий теңізінің экологиялық проблемалары ...........................................................138
А.К. Халелов, Ж.Б. Досымбекова. Формирование ритмичных структур ..........................................142
М.Д. Товасарова. Зайсан облысының геологиялық құрылысы мен мұнай-газдылы болашағы ........146
МАТЕМАТИКА
Н.И. Мартынов. Интегральные уравнения по области краевых задач статической теории упругости 
неоднородной среды (продолжение) ..........................................................................................................151
ИСТОРИЯ
А.Р. Шаншарова. Историко-культурное наследие тюрков в Индии ...................................................163
ФИЛОЛОГИЯ
Н. Рысбекқызы. Ағылшын тілі сабағында тұлғаның белсенділігін арттыру мақсатында  интерактивті 
әдістерді пайдаланудың жолдары .................................................................................................................167
БИОЛОГИЯ
Р.С. Мамлеев, В.К. Красноштанов, А.В. Красноштанов, Е.С. Джадранов. Цитоморфологические 
критерии старения крыс ................................................................................................................................171
РЕЦЕНЗИЯ
А.С. Ибраева. На монографию Кишкембаева А.Б. на тему: “Иммунитет должностных лиц государства 
как правовой институт (теоретико-правовое исследование)” ................................................................175
РЕЗюМЕ .........................................................................................................................................................173

«Ә
д
іл
ет
т
ің
» 
ғы
л
ы
м
и 
ең
б
ек
т
ер
і №
 4
 (
38

20
11

Алимов С.в. 
ректор Каспийского 
общественного  университета, 
профессор, кандидат 
исторических наук
1
 Подопригора Р.А. Государство и религиозные организации (администра-
тивно-правовые вопросы). – Алматы: Аркаим, 2002. - С. 87-88.
ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ 
ОБъЕДИНЕНИЯ: ВОПРОСЫ 
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Х
арактер  взаимодействия  религиозных  объединений 
и государственных органов зависит от самых разных 
факторов:  политических  и  религиозных  традиций, 
роли религии в жизни общества, политического режима и т.д.
Современные  государства  закрепляют  определенные  ста-
тусы, принципы взаимоотношений с религиозными структу-
рами. Так, например, очень популярным является идентифи-
кация  государства  в  качестве  светского.  Очень  редко  можно 
встретить  объяснение  того,  что  считать  светским  государс-
твом.  
По  мнению  Р.А.  Подопригоры,  сегодня  за  некоторыми 
исключениями  очень  трудно  найти  абсолютно  религиозные, 
или, как их называют в теории государства и права, теократи-
ческие, государства, в которых бы совсем отсутствовали свет-
ские  институты.  Даже  во  многих  странах  с  государственной 
церковью или религией светские институты неизменно при-
сутствуют  и  играют  активную  роль,  хотя  они  в  большей  или 
меньшей степени связаны с религией. 
Светский  характер  государства,  особенно  в  современных 
условиях, определяется не столько наличием или отсутствием 
государственной церкви или религии, сколько влиянием пос-
ледних на различные государственные и общественные инсти-
туты, частную жизнь граждан. А общей тенденцией в мире яв-
ляется снижение такого влияния. Поэтому в действительности 
подавляющее  большинство  современных  государств  можно 
отнести к светским. Причем не должно вводить в заблуждение 
отсутствие  соответствующих  положений  в  конституции  или 
закрепление в законодательстве государственного, официаль-
ного, традиционного или иного привилегированного характе-
ра религии или религиозной организации. Такое закрепление 
показывает  скорее  историческое,  культурологическое,  идео-
логическое значение религии или церкви, дань традиции, чем 
ее реальное влияние на государственно-правовые институты. 
Последние в большом количестве стран, хотя и испытывают 
определенное религиозное воздействие и со стороны религи-
озных кругов, и со стороны религиозных правовых систем, в 
ҚҰҚЫҚ ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ТЕОРИЯСЫ МЕН ТАРИХЫ

«Ә
д
іл
ет
т
ің
» 
ғы
л
ы
м
и 
ең
б
ек
т
ер
і №
 4
 (
38

20
11

2
 Преамбула Конституции Республики Казахстан // 
Конституция Республики Казахстан, принятая на 
республиканском референдуме 30 августа 1995 г. (с изм. 
и доп.). – Алматы: Юрист, 2010.
большой  степени  самостоятельны  и  домини-
руют над институтами религиозными, нередко 
используя их в своих целях
1
.
В  казахстанской  Конституции  также  со-
держится  положение  о  том,  что  Республика 
Казахстан  утверждает  себя  светским  госу-
дарством
2
. Что считать светским государством 
ни  в  Конституции,  ни  в  других  нормативных 
правовых актах не закреплено. На наш взгляд 
термин  «светский»  предполагает  следующие 
признаки: 
- религиозные объединения отделены от 
государства;
- религиозные объединения не вмешива-
ются в деятельность государственных орга-
нов;
- религиозные институты и учреждения не 
оказывают влияния законодательство, рели-
гиозное (церковное (каноническое) право не 
признается источником права;
- религиозные объединения ограничены в 
политической деятельности;
- судебная система не включает в себя 
религиозные суды. 
Подобные  признаки  оказывают  серьезное 
влияние  на  характер  отношений  между  госу-
дарством  и  религиозными  объединениями. 
Не меньшее влияние оказывают и принципы 
взаимоотношений  закрепленные  в  Законе  о 
свободе вероисповедания и религиозных объ-
единениях.  В  частности  к  таким  принципам 
относятся:
- отделение религиозных объединений от 
государства;
- равенство всех религий и религиозных 
объединений перед законом;
- запрет религиозным объединениям вы-
полнять государственные функции;
- внепартийность религиозных объедине-
ний;
- невмешательство государства во внут-
ренние дела религиозных объединений и 
наоборот;
- недопущение деятельности незарегист-
рированных религиозных объединений;
- взаимная терпимость между религиозны-
ми объединениями;
- запрет религиозной вражды и розни, 
пропаганды религиозного экстремизма.      
Запрещаются  создание  и  деятельность  ре-
лигиозных объединений, цели и действия ко-
торых направлены на утверждение в государс-
тве  верховенства  одной  религии,  разжигание 
религиозной  вражды  или  розни,  в  том  числе 
связанных с насилием или призывами к наси-
лию.
Если  переходить  к  практическим  вопро-
сам,  то  следует  отметить,  что    религиозные 
объединения  в  процессе  своей  деятельности 
вступают  в      правоотношения  с  различными 
государственными  органами.  Однако  органа-
ми  государственного  управления  не  ограни-
чивается круг государственных органов, всту-
пающих  в  правоотношения  с  религиозными 
объединениями.
Такими органами могут быть законодатель-
ные органы, например, в случае рассмотрения 
законопроекта  о  деятельности  религиозных 
объединений.
Правоотношения  с  судебными  органами 
возникают  в  связи  с  обжалованием  религи-
озными  объединениями  решений  соответс-
твующих  органов  об  отказе  в  регистрации, 
рассмотрением  вопросов  о  прекращении  де-
ятельности  религиозных  объединений,  вы-
делением  земельных  участков  и  участием 
религиозных  объединений  во  многих  других 
судебных процессах.
Органы  прокуратуры  Республики  Казахс-
тан осуществляют надзор за соблюдением за-
конов религиозными объединениями, в связи 
с чем могут возникнуть правоотношения меж-
ду этими органами и религиозными объедине-
ниями.
Правоотношения,  возникающие  между 
государственными органами и религиозными 
объединениями различны по своему содержа-
нию. Они могут быть связаны с регистрацией 
устава  религиозного  объединения,  имущест-
венными вопросами, привлечением к ответс-
твенности религиозных объединений и т.д.
Отдельную  группу  составляют  правоотно-
шения, связанные с надзором и контролем за 
деятельностью  религиозных  объединений.  В 
Законе «О свободе вероисповедания и религи-
озных  объединениях»  закреплено  положение 
о  контроле  за  соблюдением  законодательства  
о  свободе  вероисповедания  и  религиозных 
объединениях,  который  осуществляется  ис-
полнительными  органами  власти  и  правоох-
ранительными  органами.  Однако,  контроль 
осуществляется  не  только  за  соблюдением 
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

«Ә
д
іл
ет
т
ің
» 
ғы
л
ы
м
и 
ең
б
ек
т
ер
і №
 4
 (
38

20
11

 3
 Указ Президента Республики Казахстан от 12 марта 2010 г. «О дальнейшем совершенствовании системы государс-
твенного управления Республики Казахстан // САПП Республики Казахстан. 2010.  
№. 22-23. Ст.162. 
 4
 Указ Президента Республики Казахстан от 18 мая 2011 г. « Об Агентстве Республики Казахстан по делам религий 
// Казахстанская правда. 2011,  21 мая.
указанного законодательства, но и других от-
раслей  законодательства  Республики  Казахс-
тан и проводится не только указанными, но и 
другими государственными органами, в част-
ности, государственными инспекциями и дру-
гими надзорными органами – налоговыми та-
моженными, пожарными, санитарными и др. 
В  соответствии  с  Указом  Президента  Рес-
публики Казахстан от 12 марта  2010 г., функ-
ции и полномочия в сфере обеспечения прав 
граждан  на  свободу  вероисповедания  и  взаи-
модействия  с  религиозными  объединениями 
были  переданы  от  Министерства  юстиции 
Республики  Казахстан  Министерству  культу-
ры  Республики  Казахстан.  Соответственно, 
Комитет по делам религий был переподчинен 
Министерству культуры. У Комитета забрали 
часть функций.  В частности, государственная 
регистрация юридических лиц, их филиалов и 
представительств  были  оставлены  у  Минис-
терства юстиции. 
Однако,  в  таком  статусе  Комитет  пробыл 
недолго.  Указом  Президента  Республики  Ка-
захстан от 18 мая 2011 г. было создано Агент-
ство  по  делам  религий    как  самостоятельный 
орган  исполнительной  власти  (центральный 
исполнительный орган власти, не входящий в 
состав Правительства). Таким образом статус 
органа по делам религий был значительно по-
вышен.  
По нашему мнению, нет необходимости в 
существовании  такого  органа.  Деятельность 
религиозных  объединений  является  таким 
объектом управления, для которого не требу-
ется создание специального органа. Государс-
тво  осуществляет  управление  религиозными 
объединениями другими способами: установ-
лением  правового  статуса,  контролем  за  соб-
людением  ими  законодательства,  Поэтому, 
вполне  достаточно  иметь  соответствующие 
подразделения  в  государственных  органах, 
в  частности,  в  органах  государственного  уп-
равления,  которые  выполняли  бы  функции 
создания  банка  данных  о  религиозных  объ-
единениях,  зарегистрировавших  свои  уста-
вы,  проведения  религиоведческих  экспертиз 
в  необходимых  случаях,  оказания  содействия 
в  достижении  договоренностей  религиозных 
объединений  с  государственными  органами, 
помощи при решении других вопросов, изда-
ния  информационных  материалов  по  вопро-
сам, связанным с деятельностью религиозных 
объединений. 
Вполне могут существовать консультатив-
но-совещательные  органы  в  различных  го-
сударственных  органах:  в  Парламенте  и  при 
Президенте Республики Казахстан - в органах 
законодательной власти с целью учета интере-
сов религиозных объединений в процессе зако-
нотворческой деятельности, при Президенте - 
с целью осуществления контактов Президента 
и  религиозных  объединений,  формирования 
высшего  должностного  лица  Республики  Ка-
захстан положении религиозных объединений 
в государстве и других вопросах, связанных с 
существованием религий.
ҚҰҚЫҚ ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ТЕОРИЯСЫ МЕН ТАРИХЫ

«Ә
д
іл
ет
т
ің
» 
ғы
л
ы
м
и 
ең
б
ек
т
ер
і №
 4
 (
38

20
11

5
 Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства 
Республики Казахстан. 2011.  № 13. Ст. 166. Декларация о государственном 
суверенитете Республики Кыргызстан  // Советская Киргизия. -1990. - 
16 дек.
Алимов С.в. 
ректор Каспийского 
общественного  университета, 
профессор, кандидат 
исторических наук
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И 
ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО 
СТАТУСА МАЛОЧИСЛЕННОЙ 
РЕЛИГИОЗНОЙ ГРУППЫ ПО 
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В 
соответствии со статьей 6-2 Закона о свободе ве-
роисповедания,  местные  исполнительные  орга-
ны областей (города республиканского значения, 
столицы), районов (городов областного значения) проводят 
учетную  регистрацию  и  перерегистрацию  малочисленных 
религиозных групп, не имеющих признаков юридического 
лица. К сожалению, в Законе не раскрывается, что  в пра-
вовом  смысле  представляют  малочисленные  религиозные 
группы,  каков  порядок  и  процедуры  проведения  учетной 
регистрации, что создает предпосылки для необоснованно-
го  усмотрения  государственных  органов.  Справедливости 
ради следует сказать, что в Казахстане принято Постанов-
ление  Правительства  Республики  Казахстан  от  21  января 
2011  года  №  20  «Об  утверждении  стандарта  государствен-
ной услуги «Проведение учетной регистрации и перерегис-
трации миссионеров и малочисленных религиозных групп, 
не имеющих признаков юридического лица»
5
. Однако, по 
нашему мнению, этот вопрос должен найти свое отражение 
в  Законе.  Кроме  того,  в  указанном  Постановлении  также 
не раскрывается, что считать малочисленной религиозной 
группой, не обладающей признаком юридического лица. 
По-нашему  мнению,  ключевым  в  определении  мало-
численной  религиозной  группы,  не  имеющих  признаков 
юридического  лица  является  категория  «малочисленная». 
То есть, если количество членов религиозной структуры не 
превышает  10  человек,  то  такую  структуру  и  следует  рас-
сматривать в качестве малочисленной религиозной группы. 
Она не сможет пройти государственную регистрацию и по-
лучить статус юридического лица, но, государство, предо-
ставляет ей возможность легально существовать. При этом, 
такая группа очень сильно ограниченная в правах: она не 
может иметь имущество на праве собственности, вступать 
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ҚҰҚЫҚ ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ТЕОРИЯСЫ МЕН ТАРИХЫ

«Ә
д
іл
ет
т
ің
» 
ғы
л
ы
м
и 
ең
б
ек
т
ер
і №
 4
 (
38

20
11

 6
Подопригора Р.А. Государство и религиозные организа-
ции (административно-правовые вопросы). – Алматы: 
Аркаим, 2002. - С. 146.
Во-первых,  трудно  представить  экстре-
мистские  организации,  которые  испугав-
шись  ответственности  за  незарегистриро-
ванную  деятельность,  кинутся  получать 
государственную  регистрацию  или  прекра-
тят свою деятельность. 
Во-вторых,  учитывая,  что  регистраци-
онные процедуры не нацелены на проверку 
идеологической  или  политической  состав-
ляющей  объединения  и  соответственно, 
если экстремистская организация пожелает 
все-таки получить регистрацию, она ее по-
лучит при определенных стараниях. 
В-третьих, непонятно почему из за пре-
тензий  к  одним  объединениям,    должны 
страдать другие.
В-четвертых,  в  целях  противостояния 
экстремизму  и  терроризму  государство 
должно выявлять любые попытки противо-
правных  действий  как  со  стороны  зарегис-
трированных,  так  и  со  стороны  незарегис-
трированных  объединений.  Конечно,  для 
государства было бы очень удобно, когда все 
религиозные объединения учтены и посчи-
таны.  Но  в  демократическом  государстве 
это невозможно.
Зарубежный  опыт  показывает  разный 
подход  к  процедурам  государственной  ре-
гистрации. Р.А. Подопригора в своем иссле-
довании  отмечает,  что  этот  институт  обя-
зательной  государственной  регистрации, 
несмотря  на  его  распространенность,  при-
сущ далеко не каждому государству. Изучив 
состояние данного института в 165 странах 
мира, исследователь делает вывод, что нор-
мативные положения об обязательности го-
сударственной  регистрации  всех  или  опре-
деленных религиозных организаций можно 
обнаружить  примерно  в  50  государствах,  в 
других  вопрос,  регистрироваться  или  нет, 
решается  гражданами  или  религиозными 
структурами  в  добровольном  порядке,  а  в 
ряде стран регистрация как таковая отсутс-
твует вообще
6
.
Зачастую в разговоре о государственной 
регистрации  совершенно  некорректно  ис-
пользуется  зарубежный  опыт.  Приводятся 
в договорные отношения,  принимать на ра-
боту граждан и т.д. Таким образом,  в пра-
вовых  отношениях  группа  выступает  через 
образовавших ее граждан. К примеру, если 
группе необходимо помещение для религи-
озных собраний, член группы от своего име-
ни  может  арендовать  помещение.  В  зако-
нодательстве  не  содержится  требование  об 
обязательной  регистрации  малочисленных 
религиозных  групп,  но  в  случае  обнаруже-
ния  такой  группы,  не  прошедшей  учетную 
регистрацию,  высока  вероятность  привле-
чения к ответственности за незарегистриро-
ванную деятельность.
Введение  института  малочисленной 
религиозной  группы  показывает  попыт-
ку  государства  найти  компромисс  между 
уважением  права  граждан  на  совместное 
исповедание  религии  и  желанием  контро-
лировать  религиозную  активность  путем 
института  обязательной  регистрации.  Та-
кую попытку надо приветствовать. Однако, 
важен следующий шаг – отказ от обязатель-
ной регистрации как таковой.
К  отмене  обязательной  регистрации 
подталкивают нашу страну и взятые между-
народные  обязательства.  В  соответствии  с 
ратифицированным  Международным  пак-
том о гражданских и политических правах, 
право на свободу религии включает свободу 
менять свою религию или убеждения и сво-
боду исповедовать свою религию или убеж-
дения как единолично, так и сообща с дру-
гими, публичным или частным порядком в 
учении, богослужении и выполнении рели-
гиозных и ритуальных обрядов. Ключевыми 
словами  является  «сообща  с  другими».  За-
прет на деятельность незарегистрированных 
религиозных  объединений  лишает  граждан 
сообща с другими исповедовать свою рели-
гию. 
Сторонники  обязательной  регистрации 
приводят в качестве аргумента сложную об-
становку в стране, необходимость борьбы с 
проявлениями  экстремизма  и  терроризма, 
контроля государства за религиозными про-
цессами.
Нам  такие  аргументы  представляются 
неубедительными.  Обязательная  регист-
ра-ция  вряд  ли  подходящий  инструмент  в 
борьбе с терроризмом и экстремизмом. 
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ҚҰҚЫҚ ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ТЕОРИЯСЫ МЕН ТАРИХЫ

«Ә
д
іл
ет
т
ің
» 
ғы
л
ы
м
и 
ең
б
ек
т
ер
і №
 4
 (
38

20
11

в  случае  необходимости  проведения  рели-
гиоведческой  и  иной  экспертизы,  а  так-
же  получения  заключения  специалиста  по 
представленным  религиозным  объедине-
нием документам. На какой срок возможно 
приостановление – не указано, что создает 
огромные возможности для дискреционной 
деятельности  и,  соответственно,  для  кор-
рупционных злоупотреблений.
примеры, когда для создания религиозного 
объединения  требуются  сотни  или  тысячи 
членов  или  даже  проценты  от  количества 
населения.  Действительно  во  многих  стра-
нах  мира  количество  членов,  необходимых 
для  регистрации  религиозного  объедине-
ния,  выше,  чем  в  Казахстане.  Но  каждый 
раз это количество следует оценивать с уче-
том количества населения, уровня  религи-
озности,  политико-правового  режима  или 
других факторов. 
К  примеру,  в  европейских  странах  су-
ществуют  различные  уровни  признания 
религиозных  структур.  Низший,  который 
означает  лишь  приобретение  статуса  юри-
дического лица, не требует большого коли-
чества членов. Высший, который позволяет 
религиозному объединению быть активным 
в публичной сфере, предполагает повышен-
ные  требования.  Таким  образом,  получить 
низший  статус  не  представляет  особого 
труда. И главное отсутствует требование об 
обязательной  регистрации.  Несоответствие 
определенным критериям не влечет в качес-
тве последствий запрет на совместные бого-
служения  или  иную  коллективную  религи-
озную деятельность.  
В  нашем  варианте  наличие  требования 
об  обязательной  регистрации  запрещает 
любое  коллективное  удовлетворение  рели-
гиозных потребностей.
Что  касается  регистрационных  проце-
дур, то они также должны быть подправле-
ны в законе. 
В соответствии со статьей 9 Закона о сво-
боде вероисповедания, регистрация религи-
озных  объединений,  религиозные  объеди-
нения  образуются  по  инициативе  не  менее 
10  совершеннолетних  граждан.  Для  этого 
они  созывают  собрание,  на  котором  при-
нимается устав (положение). Как уже было 
сказано  выше,  далеко  не  все  религиозные 
объединения создаются в порядке инициа-
тивы 10 граждан. Определенные виды рели-
гиозных  объединений  создаются  в  порядке 
инициативы  одного  учредителя  (религиоз-
ного центра, управления). И такая возмож-
ность должна быть подтверждена Законом.
В  соответствии  с  этой  же  статьей,  срок 
государственной  регистрации  прерывается 
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ҚҰҚЫҚ ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ТЕОРИЯСЫ МЕН ТАРИХЫ

«Ә
д
іл
ет
т
ің
» 
ғы
л
ы
м
и 
ең
б
ек
т
ер
і №
 4
 (
38

20
11

В 
начале  1990-х  годов  в  Кыргызстане  произошли  но-
вые  глубокие  общественно-политические  перемены, 
мы вступили в новый исторический период – период 
самостоятельного, суверенного государства, признанного миро-
вым сообществом. 
Огромное значение в становлении и развитии суверенитета  
Кыргызстана имели положения ст. 2,4,6 Декларации Республики 
Кыргызстан
1
, затем и нормы  Конституции Кыргызской Респуб-
лики
2
 в которых закреплялось, что народ Кыргызстана является 
единственным источником государственной власти в Республи-
ке; вся власть исходит от народа, существует для народа; народ 
Кыргызстана осуществляет верховную власть непосредственно 
и через представительные органы. 
Таким  образом,  в  первые  годы  суверенитета  впервые  пос-
редством Декларации были закреплены социальная база и пра-
вовая конструкция государственной власти Кыргызстана в качес-
тве суверенного государства. Из всего перечисленного, следует 
определить,  что  Декларация  о  государственном  суверенитете 
являлась  конституционным  актом,  имеющим  высшую  юриди-
ческую силу. Значит, народный и государственный суверенитет 
«настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация 
народом суверенитета без наличия государства. 
Верховенство государственной власти - характеризуется тем, 
что государственная власть посредством правотворчества регу-
лирует весь комплекс общественных отношений (за исключени-
ем общественных отношений, которые не регулируются правом) 
в государстве и на его территории, при этом над государствен-
ной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри 
страны,  ни  за  её  пределами  (исключение  составляет  власть, 
осуществляемая народом непосредственно на выборах и рефе-
рендуме). Верховенство государственной власти внутри страны 
обозначает: 
1) универсальность ее властной силы, которая распространя-
ется на все населения, все партии и общественные организации 
данной страны; 
2) ее прерогативы; 
3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми ни-


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


©emirb.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал