Журнал "Европейская Афиша" N°03 02/03/2012



жүктеу 46.52 Kb.

Дата08.09.2017
өлшемі46.52 Kb.

 

 

Веб-журнал "Европейская Афиша"  



N°03  02/03/2012  –  

www.afficha.info

 

 

 

Чудесная  «Альцина» 

Виктор Игнатов  

                                      

Лозаннская опера (Opéra de Lausanne) показала «Альцину» («Alcina») 



-  один  из  шедевров  Георга  Фридриха  Генделя.  Постановка  Марко  Санти

дирижер  Оттавио  Дантоне.  Главную  партию  исполнила  сопрано  Ольга 

Перетятько.  Журналисты  Международной  ассоциации  музыкальных 

критиков

присутствовавшие 

на 

премьере

единодушно 

признали 

спектакль восхитительныма русскую певицу  назвали ослепительной.       



 

Опера  «Альцина»,  написанная  Генделем  на  либретто  А.Марки  по  поэме 

Л.Ариосто «Неистовый Роланд», впервые была показана в Лондоне в 1735 году. 

Трехактная  опера  с  красивыми  ариями  и  развернутыми  балетными  сценами 

является одной из наиболее драгоценных жемчужин барочного репертуара, но 

не каждый театр решается на ее постановку из за сложности вокальных партий. 

Лозаннская опера отважилась на это и полностью преуспела. Более того, новый 

спектакль  оказался  совершенным  во  всех  отношениях,  что  случается  крайне 

редко.  Творцом  столь  многогранного  успеха  является  Эрик  Вижье  -  директор 

Лозаннской  оперы.  Благодаря  его  артистической  политике  привлечения 

молодых талантов, театр создает спектакли высокого уровня. 

 

                       Фото : Marc Vanappelghem                                                                     Фото : Marc Vanappelghem   



                           

 

   О.Перетятько (Альцина) и Ф.С.Оуату (Руджеро)                        Д.Галу (Брадаманте) и Ф.С.Оуату (Руджеро) 



Обожая  оперные  дебюты  и  успешно  их  практикуя  в  своей  политике, 

Вижье  впервые  пригласил  в  Лозанну,  для  постановки  «Альцины»,  

специалистов с разным театральным опытом. «Альцина» стала дебютом и для 

всех семи солистов. Постановку спектакля осуществил итальянский хореограф 

Марко  Санти  -  выпускник  Школы  классического  танца  Монте-Карло.  В 

создании  спектакля  участвовали  немка  Катрин  Хиеронимус,  итальянка 

Катарина  Бет,  немцы  Джидо  Петзолд  и  Кристиан  Брейтенбах  -  авторы, 

соответственно, декораций, костюмов, света и видео. Благодаря их творческому 

сотрудничеству  родился  необычайно  интересный  и  органично  выстроенный 

спектакль,  важной  частью  которого  являются  танцы.  Выбор  опытного 

хореографа,  в  качестве  постановщика,  определил  неординарный  подход  к 

сценическому  воплощению  партитуры  Генделя.  В  итоге,  она  предстала  как 

опера-балет, полностью соответствуя всем условностям этого особого жанра. 

Согласно  режиссерской  концепции  «театра  в  театре»,  оперное  действие 

разворачивается  на  двух  ярусах  деревянного  каркаса,  возвышающегося  над 

сценой и  красиво освещенного, на котором расставлены театральные атрибуты 

- гримерный стол, вешалки с костюмами, сундуки с реквизитом. Важная часть 

сценографии  -  огромное  световое  табло,  установленное  в  глубине  темной 

сцены: на нем периодически появляются медленно скользящие компьютерные 

изображения.  Их  причудливые  загадочные  очертания  и  разнотонный  

монохромный  цвет  формируют  необходимую  атмосферу  для  37-и  сцен 

спектакля.  Сценографический  каркас,  со  светящейся  колонной  «волшебной» 

зелени, олицетворяет дворец Альцины, в лабиринтах которого разворачивается 

интригующая история. 

            Фото : Marc Vanappelghem   

 

На первом плане: С.Граф (Моргана), Д.Галу (Брадаманте), О.Перетятько (Альцина) и Ф.С.Оуату (Руджеро) 



 

Волшебница Альцина правит на острове, где живет с сестрой Морганой и 

военоначальником  Оросте.  Приехавших  сюда  рыцарей  она  превратила  с 

странных существ, сделав исключение только для  нового поклонника Руджеро. 

Влюбившись в Альцину, он забыл про свою невесту Брадаманте. Переодевшись 


в  костюм  своего  брата  Риччардо,  она  отправилась  на  поиски  жениха  и 

оказалась на острове Альцины. Моргана влюбляется в «Риччардо» и отвергает 

своего  поклонника  Оронте.  От  обиды  тот  сообщает  Руджеро,  что  Альцина 

любит «Риччардо». Брадаманте убеждает Руджеро, что мнимый соперник - это 

его  невеста.  В  финале  все  проясняется.  Альцина  теряет  волшебные  чары  и 

пленные  рыцари  обретают  человеческий  облик,  а  Руждеро  возвращается  к 

Брадаманте. 

Благодаря яркому таланту и богатой фантазии постановщика, эта история 

разворачивается красиво, увлекательно и очень чувственно. Альцина  предстает 

в  окружении  своей  свиты,  и  все  театрально  наслаждаются  любовью  с  такой 

откровенностью,  что  дух  захватывает.  Группа  танцовщиков,  олицетворяя 

труппу  артистов  Альцины,  участвует  во  всех  оперных  мизансценах,  наполняя 

их пластической экспрессией и динамикой. Когда же танцовщики спускаются с 

ярусов каркаса на сцену, они снимают театральные костюмы и в современной 

одежде  разыгрывают  мизансцены  из  жизни  труппы,  а  также  демонстрируют 

танцы. В первом акте они идут почти непрерывно, порой перегружая оперное 

действие  выразительной  пластикой,  отвлекающей  от  вокальных  номеров. 

Пение  хора  сопровождают  танцевальные  ансамбли.  Монологи  и  диалоги 

персонажей предстают одновременно вокально и танцевально, пленяя красотой 

и гармонией звука и движения, отражающих эмоциональное состояние героев. 

Артисты  поют  и  танцуют  как  на  сцене,  так  и  на  ярусах,  удивительно  красиво 

подсвеченных. 

      Фото : Marc Vanappelghem   

 

Общий вид сценографического каркаса 



 

Ритмическое и мелодическое богатство партитуры Генделя дает широкие 

возможности для постановки разнообразных танцев. Избрав за основу лексику 

современного  танца,  искусно  ее  насытив  экспрессивной  акробатикой  и 



пантомимой, М.Санти сочинил полифоническое пластическое действо, которое 

могло  бы  составить  содержание  самостоятельного  спектакля.  Кстати, 

хореограф  ранее  уже  поставил  балет  «Альцина»,  что,  видимо,  и  обеспечило 

столь  успешное  рождение  оперного  спектакля.  О  творческой  активности  и 

редкостном  таланте  М.Санти  говорит  также  тот  факт,  что  над  оперой 

«Альцина»  он  работал  очень  быстро:  спектакль  появился  всего  месяц  спустя 

после премьеры его балета «Codexs» в Театре Святого Галла (Théatre de Saint-

Gall) в Швейцарии.   

          Фото : Marc Vanappelghem   

 

Сцена на первом ярусе сценографического каркаса 



 

Сценическое  действие  «Альцины»  искусно  соткано  из  множества 

танцевальных  вариаций  и  дивертисментов.  Их  замечательно  исполняют  10 

артистов танцевальной труппы Театра Святого Галла. Несмотря на абстракцию 

современной лексики, все танцы насыщены чувственностью. Особенно сильное 

впечатление производит пластическая миниатюра в I акте: забравшись на стол, 

девушка  и  четверо  юношей  наслаждаются  любовными  играми  на  манер 

эротического  шоу.  Эффектно  проходит  сатирическое  дефиле  танцовщиц:  в 

экстравагантных нарядах они ловко гарцуют с подчеркнуто корявой пластикой. 

Оригинально  предстает  и  театральное  дефиле  с  участием  пяти  танцевальных 

пар, разодетых в странные свадебные наряды. Интересно выглядят и странные 

существа  -  человеческие  тела  с  головами  петуха,  лягушки  и  собаки.  Работа 

художника  по  костюмам  производит  большое  впечатление.  Быстрая  смена 

костюмов на сцене дает ощущение театрального волшебства, его усиливают и 

световые 

эффекты. 

Спектакль 

содержит 

множество 

режиссерских, 

хореографических  и  визуальных  находок,  поэтому  он  смотрится  с  огромным 

интересом и подлинным наслаждением. Представление идет с одним антрактом 

в течение трех часов, и в зале часто вспыхивают горячие аплодисменты.         

Важнейшим достоинством спектакля являются его исполнители и прежде 

всего Камерный оркестр Лозанны под управлением выдающегося итальянского 

дирижера  Оттавио  Дантоне.  Благодаря  его  самобытному  таланту  и  высокому 



мастерству  оркестрантов,  партитура  Генделя  получила  утонченную 

интерпретацию  с  чарующей  теплотой  тембра,  характерного  для  старинных 

инструментов. Деликатно обрамляя виртуозное пение, оркестр звучал идеально 

- и по темпам дирижера, и по балансу инструментальных групп, и по колориту 

музыкальной палитры.    

В  интернациональном  составе  молодых  и  одаренных  солистов  особенно 

ярко  сверкал  вокальный  и  артистический  талант  Ольги  Перетятько.  Дивное 

сопрано  и  совершенная  вокальная  техника  певицы  в  сочетании  с  ее 

сценическим  изяществом,  женской  чувственностью  и  красотой,  подчеркнутой 

элегантными  нарядами,  придают  образу  Альцины  так  много  изысканного 

шарма,  что  порой  затмевают  козни  ее  коварного  волшебства.  Ольга  поет 

необычайно свободно и проникновенно с обилием обворожительных нюансов.    

В  сложной  роли  Руджеро  выступил  румынский  контратенор  Флорин 

Сезар  Оуату.  Великолепный  голос  и  отточенная  вокальная  техника  певца,  его 

артистический  азарт  и  страстный  темперамент  формируют  динамичный  образ 

пылкого  рыцаря.  Швейцарское  сопрано  Софи  Граф  в  роли  Морганы  пленяла 

виртуозным  вокалом.  Ее  светлый  легкий  голос  свободно  струился  на  всех 

регистрах.  Парижанка  Дельфин Галу  в  роли  Брадаманте  впечатляла  красивым 

меццо-сопрано,  виртуозным  пением  и  актерским  мастерством.  Аргентинский 

тенор  Хуан  Франсиско  Гател  достойно  представил  образ  волевого  и 

величественного  Оронте.  Итальянский  бас  Джованни  Фурланетто  (Мелиссо) 

продемонстрировал  богатый  голос  и  яркий  артистизм.  Убедительно  исполнил 

роль Оберто итальянский тенор Паоло Лопез. Важный вклад в успех спектакля 

привносит хор театра под управлением Вероник Карро. 

   Фото : Marc Vanappelghem   

 

Танцевальный ансамбль в финале спектакля 



 

«Альцина»  стала  последней  постановкой,  созданной  и  показанной  вне 

стен  Лозаннского  оперного  театра.  Его  историческое  здание,  открытое  в  1871 

году, последние пять лет находилось на капитальной реконструкции. Открытие 

существенно обновленного театра состоится 5 октября. В этот вечер состоится 

премьера  новой  постановки  оперы  Доницетти  «Любовный  напиток»;  на 



главную  роль  Адины  приглашена  О.Перетятько.  Нужно  сказать,  что  Ольга 

находится в превосходной вокальной и артистической форме. Международная 

карьера  певица  развивается  быстро  и  успешно.  В  нынешнем  сезон  она  будет 

петь  главные  партии  на  престижных  сценах  Амстердама,  Берлина,  Вены, 

Милана,  Нью-Йорка  и  Вашингтона,  а  также  на  знаменитых  оперных 

фестивалях  в  Зальцбурге,  Пезаро  и  Экс-ан-Провансе.  График  выступлений 

певицы приведен на ее сайте: www.olgaperetyatko.com 

 

Информация о Лозаннской опере на сайте: www.opera-lausanne.ch                          



            

 




©emirb.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал